Дело № 2-213/2024 (2-1700/2023)
УИЛД: 23RS0043-01-2023-002093-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 28 февраля 2024 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Малахове А.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района – Петровой Л.И.,
представителя ответчика – ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району – Земляковой З.Х., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району, об устранении нарушений антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району, об устранении нарушений антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности.
Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки по поручению прокуратуры Краснодарского края в деятельности ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району выявлены нарушения антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности.
При проверке антитеррористической защищённости 3 объектов ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району выявлено, что объектам, расположенным по адресам: <адрес> и <адрес>, присвоена 1 категория ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Инструкции приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств».
В соответствии с требованиями пунктов 11.2, 25 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, периметр объектов не оборудован ТСО.
Не установлены камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта и в ИВС, тем самым допущено нарушение пункта 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
Не оборудованы охранными датчиками типа «СМК» все дверные проёмы запасных выходов здания, тем самым допущено нарушение пункта 26 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
В нарушение пункта 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, не оборудованы эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 52750-2007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны.
Не приняты меры по замене входных дверей и дверных конструкций специальных помещений металлическими 3 класса защиты с двумя врезными замками, оконные проемы не оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты, тем самым допущено нарушение требований пунктов 17.5, 18.1 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
Отсутствую технические средства досмотра людей и транспортных средств (обнаружители взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ), в соответствии с требованиями пункта 35 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
Объекту, расположенному по адресу: <адрес> (здание ОВМ), присвоена 3 категория ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Инструкции приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств».
В нарушение требований пункт 27 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152 на объекте отсутствует тревожная сигнализация с выводом сигнала «тревога» в ДЧ ОМВД по Приморско-Ахтарскому району, либо с выводом на ПЦО ОВО по Приморско-Ахтарскому району.
Отдельные помещения объекта не оборудованы системой охранной сигнализации и системой оповещения, в соответствии с требованиями пункта 26 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
В нарушение требований п. 18.3, 17.1, 17.2 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оконные проёмы, выходящие на неохраняемую территорию, не оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты, не заменены входные двери, дверные конструкции специальных помещений на металлические 2 класса защиты с двумя врезными замками.
Отсутствуют камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта, внутренней территории с запасными выходами, на входах в специальные помещения, в соответствии с требованиями пункта 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
В нарушение требований п. 30 приказа МВД России от 31.12.2014 №1152, не установлена система контроля и управления доступом с информацией по двум признакам в основной вход в здание с регистрацией извещений.
Не оборудованы эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 527502007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны, в соответствии с требованиями п. 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
Кроме того, в ходе проведенной проверки на объектах, расположенных по адресам: г<адрес> выявлены нарушения требований статей 52, 58, 136, 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении правил противопожарном режима в РФ», а именно:
- не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (ст.ст. 52, 58, 136 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- лицо, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, не прошло обучение, по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п. «г» приложение №3 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным программам в области пожарной безопасности»);
- части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива) не выгорожены противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей. (ст.ст. 5, 6, 88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- чердачное помещение не оборудовано системой пожарной сигнализации (ст.ст. 5, 6, 54, 83, 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.п. 4.1, 4.4, 4.8, таблица 3 п.42 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях, предусмотренных ст.ст. 7, 20, 41 Конституции РФ, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» прав на охрану жизни и здоровья (в части недопущения террористических актов и пожаров) лиц, трудящихся в ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району и иных лиц там находящихся, а также лиц указанной категории, которые будут находится там в будущем, то есть неопределенного круга лиц.
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление начальнику ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены.
Данный факт подтвержден справками, предоставленными ОВО по Приморско-Ахтарскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ № и ОНД и ПР Приморско-Ахтарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Поэтому прокурор <адрес> обратился с настоящим иском в суд, и просит: обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения нарушений антитеррористического и противопожарного законодательства.
Обязать Отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району в месячный срок после выделения денежных средств ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить нарушения антитеррористического и противопожарного законодательства, а именно:
1) в части объектов, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>:
- периметры оборудовать ТСО в соответствии с требованиями п. 11.2, 25 приказа МВД России от 31.12.2014 №;
- установить камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта и в ИВС, в соответствии с требованиями п. 31 приказа МВД России от 31.12.2014 №;
- оборудовать охранными датчиками типа «СМК» все дверные проёмы запасных выходов здания, в соответствии с требованиями п. 26 приказа МВД России от 31.12.2014 №;
- оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 52750-2007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны в соответствии с требованиями п. 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 №;
- заменить входные двери и дверные конструкции специальных помещений металлическими 3 класса защиты с двумя врезными замками, оконные проемы не оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты в соответствии с требованиями п.п. 17.5, 18.1 приказа МВД России от 31.12.2014 №;
- обеспечить техническими средствами досмотра людей и транспортных средств (обнаружители взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ) в соответствии с требованиями п. 35 приказа МВД России от 31.12.2014 №;
- произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- обеспечить прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности лицу, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- огородить противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива);
- оборудовать чердачное помещение системой пожарной сигнализации.
2) В части объекта, расположенного по адресу: <адрес> (здание ОВМ ОМВД по <адрес>):
- установить тревожную сигнализацию с выводом сигнала «тревога» в ДЧ ОМВД по Приморско-Ахтарскому району, либо с выводом на ПЦО ОВО по Приморско-Ахтарскому району в соответствии с требованиями п. 27 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152;
- все помещения объекта оборудовать системой охранной сигнализации и системой оповещения в соответствии с требованиями п. 26 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152;
- оборудовать оконные проёмы, выходящие на неохраняемую территорию защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты, заменить входные двери, дверные конструкции специальных помещений на металлические 2 класса защиты с двумя врезными замками в соответствии с требованиями п.п. 18.3, 17.1, 17.2 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152;
- установить камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта, внутренней территории с запасными выходами, на входах в специальные помещения, в соответствии с требованиями п. 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152;
- установить систему контроля и управления доступом с информацией по двум признакам в основной вход в здание с регистрацией извещений в соответствии с требованиями п. 30 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152;
- оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 527502007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов») специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны в соответствии с требованиями п. 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152.
Впоследствии прокурор уточнил заявленные исковые требования, и просит суд: обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения нарушений антитеррористического и противопожарного законодательства.
Обязать Отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району в месячный срок после выделения денежных средств ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить нарушения антитеррористического и противопожарного законодательства, а именно:
В здании ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, расположенном по адресу: <адрес>.
- в соответствии с требованиями пунктов 11.2, 25 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, периметр объекта оборудовать ТСО;
- в соответствии с требованиями пункта 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта и в ИВС;
- в соответствии с требованиями пункта 26 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать охранными датчиками типа «СМК» все дверные проёмы запасных выходов здания (запасной выход во двор, запасной выход с кабинета № 13 ОУР во двор);
- в соответствии с требованиями пункта 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 52750-2007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны (запасной выход во двор, запасной выход с кабинета № 13 ОУР во двор);
- в соответствии с требованиями пункта 17.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, входные двери, дверные конструкции специальных помещений заменить на металлические 3 класса защиты с двумя врезными замками (входная дверь в ИВС);
- в соответствии с требованиями пункта 35 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить технические средства досмотра людей и транспортных средств (обнаружители взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ);
- произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- обеспечить прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности лицу, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- огородить противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива);
- оборудовать чердачное помещение системой пожарной сигнализации.
В здании ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району (Отделение по вопросам миграции), расположенном по адресу: <адрес>:
- в соответствии с требованиями пункта 27 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить тревожную сигнализацию с выводом сигнала «тревога» в ДЧ ОМВД по Приморско-Ахтарскому району, либо с выводом на ПЦО ОВО по Приморско-Ахтарскому району;
- в соответствии с требованиями пунктов 26, 32 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, отдельные помещения объекта оборудовать системой охранной сигнализации и системой оповещения (серверная, кабинет № 8 – архив);
- в соответствии с требованиями пункта 18.3 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оконные проёмы, выходящие на неохраняемую территорию оборудовать защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты;
- в соответствии с требованиями пунктов 17.1, 17.2 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, заменить входные двери, дверные конструкции специальных помещений на металлические 2 класса защиты с двумя врезными замками (входная дверь в серверную, входная дверь в кабинет № 8 – архив);
- в соответствии с требованиями пункта 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта, внутренней территории с запасными выходами, на входах в специальные помещения;
- в соответствии с требованиями пункта 30 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить систему контроля и управления доступом с информацией по двум признакам в основной вход в здание с регистрацией извещений;
- в соответствии с требованиями пункта 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 527502007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны.
В здании ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, расположенном по адресу: <адрес>:
- в соответствии с требованиями пунктов 3.8, 3.9 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить систему контроля управления доступом (СКУД) с регистрацией (записи);
- в соответствии с требованиями пунктов 3.10, 3.11 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать объект достаточным количеством цифровых камер видеонаблюдения с регистрацией (записи) системы видеонаблюдения;
- в соответствии с требованиями пункта 2.9 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить на посту с функциями КПП средство экстренного оповещения (громкоговоритель);
- произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- обеспечить прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности лицу, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- огородить противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива);
- оборудовать чердачное помещение системой пожарной сигнализации.
В судебном заседании прокурор Петрова Л.И. уточненные исковые требования поддержала, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – МВД России по Приморско-Ахтарскому району – Землякова З.Х., действующая на основании доверенности, просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика – ГУ МВД России по Краснодарскому краю не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От его представителя – Бойковой В.В., действующей на основании доверенности, в адрес суда поступило возражение, в котором она просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Из возражения представителя ответчика – ГУ МВД России по Краснодарскому краю – Бойковой В.В. следует, что ГУ МВД России по Краснодарскому краю и территориальные органы МВД России на районном уровне финансируются за счет средств федерального бюджета, ГУ МВД России по Краснодарскому краю не может осуществляться самостоятельно финансирование каких-либо мероприятий ввиду отсутствия иных (кроме бюджетных средств) источников финансирования.
Согласно ответу Врио заместителя начальника тыла - начальника Управления организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 25.01.2024 № 20/40-308 Отделу в целях проведения ремонтных работ по повышению уровня антитеррористической защищенности объекта категории (<адрес>) в 2023 году доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 4 000 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом был заключен государственный контракт № на выполнение работ по антитеррористической укреплённости административного здания и прилегающей территории по адресу <адрес>. Согласно указанному контракту проведен определённый перечень работ (подробно указан в ответе).
В Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю из Отдела поступило письмо о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на приобретение средств и монтаж системы тревожной сигнализации в сумме <данные изъяты> рублей и оплату услуг «Охраны» в сумме <данные изъяты>
В связи с завершением отчётного финансового периода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток лимитов бюджетных средств на распорядительном счете ГУ МВД России по Краснодарскому краю по КБК № составлял 0,00 рублей, следовательно, дополнительное финансирование Отдела в ДД.ММ.ГГГГ не производилось.
Вместе с тем согласно предоставленной информации Отделу доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 2 282 000 рублей на 2024 финансовый год, которые в настоящее время находятся на счету Отдела.
Должностными лицами ГУ МВД России по <адрес> незаконных действий (бездействия) допущено не было, в случае поступления заявок на выделение дополнительного ЛБО они рассматриваются в установленном порядке.
Суд при вынесении решения не вправе подменять деятельность органов государственной власти или местного самоуправления.
В судебном заседании специалист – ФГКУ ОВО ВР по <адрес> Рубашникова Т.В. суду показала, что ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району в соответствии с приказом № 1152 от 31.12.2014 (в редакции от 06.02.2018 Приказ № 70) обеспечивает инженерно-техническую укрупнённость и повышает уровень антитеррористической защищенности объектов ОМВД. Категорирование объектов ОМВД проходило в 2018 году, назначалась внутренняя комиссия, которая присваивала категорию каждому объекту. В 2023 году по поручению прокуратуры района проведена проверка объектов ОМВД по <адрес>, также ОВМ ОМВД по <адрес>, и объект ОМВД по <адрес>. Проверялось выполнение антитеррористической безопасности, согласно их актов категорирования, о которых говорилось ваше. Согласно этих актов присваивалась категория, и были выдвинуты требования, которые они должны были выполнить согласно приказа № с ДД.ММ.ГГГГ
Ответчики в объекте ОМВД по <адрес>: не оборудовали периметр объекта техническими средствами охраны, частично установили камеры видеонаблюдения – система охранного телевидения с датчиками движения с подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта и ВВС; не оборудовали охранными датчиками типа СНК все дверные проемы запасных выходов здания, не оборудовали эвакуационные аварийные выходы устройством экстренного открывания двери устройством «антипаника», специального замками и извещателями на открывание с выводом на пост охраны; не заменили дверные конструкции специальных помещений на металлические, третьего класса защиты, с двумя дверными замками; не установили технические средства досмотра людей и ТС.
По <адрес> – здание ОВМ ОМВД ответчики не выполнили следующее: не установили тревожную сигнализацию с выводом сигнала тревога на ДЧ ОМВД; не оборудовали отдельные помещения объектами системы охранной сигнализации; не установили системы оповещения; не оборудовали защитными конструкциями или защитным остеклением третьего класса защиты оконные проемы, выходящие на неохраняемые территории; не заменили входные двери и двери специальных помещений на металлические второго класса защиты с двумя врезными замками; не установили камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиком движений с ИК-подсветкой и с подачей звукового сигнала по периметру объекта; не установили системы контроля и управления доступом с информацией по двум признакам в основной вход здания с регистрацией извещения; не оборудованы эвакуационные аварийные выходы устройством экстренного открывания двери и устройством «антипаника», специальными антипаниковыми замками и извещателями на открытие с выводам на пост охраны.
По <адрес> – здание ОМВД ответчики не выполнили следующее: не оборудовали периметр объекта ограждением охранной сигнализации с выводом на пульт оперативного дежурного; не установили средства тревожной сигнализации КТС с выводам на дежурную часть помещения КПП, КХО, КХНС (выполнено частично); частично устранили выполнили 27.2; не установили на объекте систему управления с регистрацией записи; не оборудовали объект достаточным количеством цифровых камер видеонаблюдения с регистрацией записи системы видеонаблюдения; не установили на постах КПП с функциями средств оповещения громкоговорители. Вышеуказанные нарушения не устраняются с 2018 года – с момента категорирования.
В судебном заседании специалист – начальник ОНД и ПР главный государственный инспектор Приморско-Ахтарского района по пожарному надзору Шаталов Е.Н. суду показал, что при проведении проверок по требованию прокуратуры района в деятельности ОМВД России по <адрес> на объектах по адресам: <адрес> и <адрес>, выявлялись существенные нарушения норм и правил пожарной безопасности, в части непроведения огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения, непрохождения лицом, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, непринятия мер по выгораживанию противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей части помещений зданий различных классов функциональной пожарной опасности, не оборудования чердачных помещений системой пожарной сигнализации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя: систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
Если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей при пожаре, следовательно, существует угроза жизни и здоровью людей. Под комплексом мероприятий подразумевается оснащение объекта защиты системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство эвакуационных путей и выходов.
В случае возникновения пожара либо иной чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительной эвакуации людей, находящихся в здании, указанные нарушения не обеспечат своевременное начало эвакуации, приведут к затору на путях эвакуации и панике людей, что значительно увеличит время эвакуации, а также будет допущено травмирование людей. Учитывая данные обстоятельства, люди, находящиеся в здании, будут подвержены воздействию опасных факторов пожара (высокая температура, отсутствие кислорода наличие токсичных продуктов горения), которые в свою очередь нанесут вред здоровью людей, несовместимый с жизнью.
Согласно статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Изучив исковое заявление, уточненное исковое заявление, выслушав прокурора Петрову Л.И., представителя ответчика – Землякову З.Х., специалистов: Рубашникову Т.В. и Шаталова Е.Н., исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки по поручению прокуратуры <адрес> в деятельности ОМВД России по <адрес> выявлены нарушения антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности.
При проверке антитеррористической защищённости 3 объектов ОМВД России по <адрес> выявлено, что объектам, расположенным по адресам: <адрес> и <адрес>, присвоена 1 категория ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Инструкции приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств».
В соответствии с требованиями пунктов 11.2, 25 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, периметр объектов не оборудован ТСО.
Не установлены камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта и в ИВС, тем самым допущено нарушение пункта 31 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Не оборудовано охранными датчиками типа «СМК» все дверные проёмы запасных выходов здания, тем самым допущено нарушение пункта 26 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение пункта 20.5 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, не оборудованы эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 52750-2007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны.
Не приняты меры по замене входных дверей и дверных конструкций специальных помещений металлическими 3 класса защиты с двумя врезными замками, оконные проемы не оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты, тем самым допущено нарушение требований пунктов 17.5, 18.1 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Отсутствую технические средства досмотра людей и транспортных средств (обнаружители взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ), в соответствии с требованиями пункта 35 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Объекту, расположенному по адресу: <адрес> (здание ОВМ), присвоена 3 категория ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Инструкции приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств».
В нарушение требований пункт 27 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № на объекте отсутствует тревожная сигнализация с выводом сигнала «тревога» в ДЧ ОМВД по <адрес>, либо с выводом на ПЦО ОВО по <адрес>.
Отдельные помещения объекта не оборудованы системой охранной сигнализации и системой оповещения, в соответствии с требованиями пункта 26 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение требований п. 18.3, 17.1, 17.2 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, оконные проёмы, выходящие на неохраняемую территорию не оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты, не заменены входные двери, дверные конструкции специальных помещений на металлические 2 класса защиты с двумя врезными замками.
Отсутствуют камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта, внутренней территории с запасными выходами, на входах в специальные помещения, в соответствии с требованиями пункта 31 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение требований п. 30 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, не установлена система контроля и управления доступом с информацией по двум признакам в основной вход в здание с регистрацией извещений.
Не оборудованы эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 527502007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны, в соответствии с требованиями п. 20.5 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, в ходе проведенной проверки на объектах, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, выявлены нарушения требований статей 52, 58, 136, 134 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил противопожарном режима в РФ», а именно:
- не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (ст.ст. 52, 58, 136 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- лицо, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, не прошло обучение, по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (ст.ст. 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. «г» приложение № Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным программам в области пожарной безопасности»);
- части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива) не выгорожены противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей. (ст.ст. 5, 6, 88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- чердачное помещение не оборудовано системой пожарной сигнализации (ст.ст. 5, 6, 54, 83, 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.п. 4.1, 4.4, 4.8, таблица 3 п.42 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»).
В соответствии с пунктам 4, 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется путем реализации мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно п.п. 52 п. 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, утвержденного Приказом МВД России от 25.07.2017 №527, ГУ МВД России по Краснодарскому краю осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Краснодарского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
В силу п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.
Таким образом, ГУ МВД России по Краснодарскому краю является распорядителем бюджетных средств, распределяющих их получателям, кем является ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району.
Согласно материалам дела (информация ОМВД от 11.12.2023 № 87/8-20428 от 11.12.2023) ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району в ГУ МВД России по Краснодарскому краю направлялись заявки о выделении дополнительных средств: заявка от ДД.ММ.ГГГГ исх. №; от ДД.ММ.ГГГГ исх. №; от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
При этом необходимые бюджетные средства не выделялись, нарушения антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности не устранены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях предусмотренных ст.ст. 7, 20, 41 Конституции РФ, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» прав на охрану жизни и здоровья (в части недопущения террористических актов и пожаров) лиц, трудящихся в ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району и иных лиц там находящихся, а также лиц указанной категории, которые будут находится там в будущем, то есть неопределенного круга лиц.
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление начальнику ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены.
Данный факт подтвержден справками, предоставленными ОВО по Приморско-Ахтарскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ № и ОНД и ПР Приморско-Ахтарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Доводы представителей ответчика о том, что прокуратурой района не представлено суду доказательств того, что выявленные недостатки нарушает права и интересы третьих лиц, не указано, какое именно право нарушено, являются несостоятельными.
Истцом обосновано указано, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанной с несоблюдением норм и правил пожарной безопасности, антитеррористической безопасности, в будущем могут пострадать как сотрудники ОМВД, так и третьи лица, посещающие объекты ОМВД.
Представители ответчиков в своих возражения указали, что без выделения денежных средств главным распорядителем, Отдел не может провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения, а так же что что распределение денежных средств не входит в круг полномочий отдела, а относится к ведению ГУ МВД России по Краснодарскому краю, которое также является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Отделом устранен ряд нарушений в области пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки противопожарного состояния объектов Отдела. Все доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2023 год на проведение работ по капитальному ремонту объектов распределены и законтрактованы в полном объеме. Вопрос о выделении денежных средств для устранения выявленных прокуратурой нарушений может быть рассмотрен в случае, если ГУ МВД России по КК будет выделено дополнительное финансирование.
Суд при вынесении решения не вправе подменять деятельность органов государственной власти или местного самоуправления, так как, в противном случае, это приведет к нарушению принципа разделения властей.
Суд приходит к выводу, что указанная позиция ответчиков основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
В абзаце 2 преамбулы указанного Федерального закона закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, суд полагает обоснованным проведение проверки прокуратурой района и обращение с настоящим исковым заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц.
На основании статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона №69-ФЗ).
Согласно статье 37 ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
На основании абзацев 2, 5 части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Часть 2 статьи 1 Федерального закона №123-ФЗ устанавливает, что положения данного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно ст. 1 ФЗ № 123 от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных указанным Федеральным законом.
Как указано в ст. 5 ФЗ № 123 от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Более того, судом в ходе судебного разбирательства был допрошен специалист начальник ОНД и ПР главный государственный инспектор Приморско-Ахтарского района по пожарному надзору Шаталов Е.Н., а также сотрудник ФГКУ ОВО ВР по Приморско-Ахтарскому району Рубашникова Т.В., которые подтвердили суду, что бездействие ответчиков создают угрозу жизни и здоровью третьих лиц.
Ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ, в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Таким образом, у ответчика – ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району имеется альтернатива для устранения нарушений норм и правил в области пожарной безопасности, однако, каких-либо мер по устранению допущенных нарушений предпринято не было в связи с недостаточным финансированием.
Более того, факт нарушений не отрицается представителем ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району – Земляковой З.Х., которая ссылается на то, что выявленные нарушения не были устранены Отделом из-за недостатка финансирования ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Исходя из содержания описательно - мотивировочной части предъявленного искового заявления следует, что целью обращения в суд является предупреждение потенциальной опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, в случае возникновения пожароопасной ситуации на объектах ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, с учетом выявленного по результатам проверки нарушения нормативов.
При таких обстоятельствах, суд находит уточненные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району об устранении нарушений антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району об устранении нарушений антитеррористического законодательства, норм и правил пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу выделить Отделу МВД России по Приморско-Ахтарскому району денежные средства для устранения нарушений антитеррористического и противопожарного законодательства.
Обязать Отдел МВД России по Приморско-Ахтарскому району в месячный срок после выделения денежных средств ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить нарушения антитеррористического и противопожарного законодательства, а именно:
В здании ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, расположенном по адресу: <адрес>.
- в соответствии с требованиями пунктов 11.2, 25 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, периметр объекта оборудовать ТСО;
- в соответствии с требованиями пункта 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта и в ИВС;
- в соответствии с требованиями пункта 26 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать охранными датчиками типа «СМК» все дверные проёмы запасных выходов здания (запасной выход во двор, запасной выход с кабинета № 13 ОУР во двор);
- в соответствии с требованиями пункта 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 52750-2007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны (запасной выход во двор, запасной выход с кабинета № 13 ОУР во двор);
- в соответствии с требованиями пункта 17.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, входные двери, дверные конструкции специальных помещений заменить на металлические 3 класса защиты с двумя врезными замками (входная дверь в ИВС);
- в соответствии с требованиями пункта 35 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить технические средства досмотра людей и транспортных средств (обнаружители взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ);
- произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- обеспечить прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности лицу, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- огородить противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива);
- оборудовать чердачное помещение системой пожарной сигнализации.
В здании ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району (Отделение по вопросам миграции), расположенном по адресу: г. Приморско-Ахтарск, ул. Ленина, 66:
- в соответствии с требованиями пункта 27 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить тревожную сигнализацию с выводом сигнала «тревога» в ДЧ ОМВД по Приморско-Ахтарскому району, либо с выводом на ПЦО ОВО по Приморско-Ахтарскому району;
- в соответствии с требованиями пунктов 26, 32 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, отдельные помещения объекта оборудовать системой охранной сигнализации и системой оповещения (серверная, кабинет № 8 – архив);
- в соответствии с требованиями пункта 18.3 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оконные проёмы, выходящие на неохраняемую территорию оборудовать защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты;
- в соответствии с требованиями пунктов 17.1, 17.2 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, заменить входные двери, дверные конструкции специальных помещений на металлические 2 класса защиты с двумя врезными замками (входная дверь в серверную, входная дверь в кабинет № 8 – архив);
- в соответствии с требованиями пункта 31 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить камеры видеонаблюдения системы охранного телевидения с датчиками движения с ИК подсветкой и подачей звукового сигнала по периметру объекта, внутренней территории с запасными выходами, на входах в специальные помещения;
- в соответствии с требованиями пункта 30 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить систему контроля и управления доступом с информацией по двум признакам в основной вход в здание с регистрацией извещений;
- в соответствии с требованиями пункта 20.5 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать эвакуационные и аварийные выходы устройством экстренного открывания дверей (устройство «Антипаника» по ГОСТу Р 527502007 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов»), специальными «антипаниковыми» замками и извещателем на открывание с выводом на пост охраны.
В здании ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, расположенном по адресу: г. Приморско-Ахтарск, ул. Первомайская, 29:
- в соответствии с требованиями пунктов 3.8, 3.9 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить систему контроля управления доступом (СКУД) с регистрацией (записи);
- в соответствии с требованиями пунктов 3.10, 3.11 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, оборудовать объект достаточным количеством цифровых камер видеонаблюдения с регистрацией (записи) системы видеонаблюдения;
- в соответствии с требованиями пункта 2.9 приказа МВД России от 31.12.2014 № 1152, установить на посту с функциями КПП средство экстренного оповещения (громкоговоритель);
- произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- обеспечить прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности лицу, на которое возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- огородить противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости ЕI 45, с установкой противопожарных дверей части помещений здания различных классов функциональной пожарной опасности (административные помещения и помещение архива);
- оборудовать чердачное помещение системой пожарной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено: 06.03.2024.
Судья
Приморско-Ахтарского
районного суда Н.В. Кучукова