Решение по делу № 2а-7714/2021 от 04.08.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-012903-39 Дело № 2-7714/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием по поручению прокуратуры Усть-Куломского района помощника прокурора г. Сыктывкара Вовк Я.И.,

представителя ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Платто А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязанности в срок до 01.09.2022 организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы) поверхности проезжей части автомобильной догори «...» на участках дороги с км ..., указав в обоснование требований, что административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности, чем создается угроза для жизни и здоровья людей.

В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возражала против удовлетворения требований, указав, что наряду с Управлением также надлежащим ответчиком по делу является Минстрой Республики Коми, которым осуществляется финансирование работ по устранению выявленных недостатков.

Минстрой Республики Коми, ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району извещены о времени и месте рассмотрения дела по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Минстрой Республики Коми, ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району.

Заслушав объяснения помощника прокурора и представителя ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Установлено, что автомобильная дорога «...» является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, находится в собственности Республики Коми и в оперативном управлении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

В ходе проведенной прокуратурой Усть-Куломского района проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием проезжей части автомобильной догори «...» на участках с км ... установлено, что указанный участок дороги находится в ненадлежащем состоянии.

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги (улицы), железнодорожного переезда ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району от 13.05.2021 на спором участке дороги по все площади имеются выбоины, просадки, проломы, размеры которых составляют: по длине – 2 м, ширине – более 2,5 м, глубине – более 15 см, площадью больше 5 кв.м.

Постановлением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 20.07.2021 по делу № 5-270/2021 по факту выявленных недостатков дорожного покрытия ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» признано виновном в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела и лицами, участвующими в деле, при разрешении дела по существу не оспаривались. Недостатки в дорожном покрытии на спорном участке в части согласно уточненным требованиям иска не устранены.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (часть 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Одним из основных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров, применению технических средств организации дорожного движения, является ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы».

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденные Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Как следует из представленных материалов и не оспаривается ответчиками, указанная дорога в рамках заявленных требований не отвечает требованиям установленных норм и правил.

Вышеуказанные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Данные выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки; доказательств обратного ответчиками не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Правительством Республики Коми создано ГКУ РК «УправтодорКоми».

В соответствии с Уставом Управления Республика Коми является учредителем Учреждения.

Учреждение является некоммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства и Правительства Республики Коми в пределах установленной компетенции.

В соответствии с пунктом 16 Устава целями деятельности Учреждения являются обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; осуществляет контроль за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов.

В связи с изложенным, именно ГКУ РК «УправтодорКоми» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

Указание ответчиком о том, что Учреждение не имеет возможности самостоятельно организовать проведение работ по ремонту автомобильной дороги, поскольку соответствующие мероприятия не включены Министерством в соответствующие перечни, не может являться достаточным основанием для освобождения от исполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог.

Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения» перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, утверждается Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по предложению казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Суд не принимает доводы представителя ГКУ РК «УправтодорКоми» со ссылкой на отсутствие необходимого финансирования расходов на содержание дорог, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении обязательных работ, учитывая приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, необеспечение которой может привести к жертвам среди участников дорожного движения.

При этом суд исходит из того, что согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение или казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этот имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 297 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и казенного предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного им в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на приобретателя обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию переданного в оперативное управление имущества.

Именно административный ответчик, за которым закреплена на праве оперативного управления автомобильная дорога «...», исполняет функции по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по ремонту и содержанию, и обеспечивает условия для безопасности дорожного движения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и возложении на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязанности по устранению на заявленных в административным иске участках автомобильной дороги повреждений (выбоины, ямы) в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд соглашается с определенным при подаче искового заявления сроком устранения выявленных недостатков дорожного покрытия участка дороги (01.09.2022), принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях организации содержания указанного участка автомобильной дороги, находит его разумным и обоснованным. Более длительный срок повлечет необоснованное отложение момента фактического восстановления нарушенного права граждан на безопасное дорожное движение.

Мотивированных доводов с указанием необходимости установления более длительного срока устранения выявленных недостатков дорожного покрытия с предоставлением соответствующего правового обоснования суду не представлено.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2022 организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы) поверхности проезжей части автомобильной дороги «...» на участках с км ... в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-7714/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Усть-Куломского района
Ответчики
ГКУ РК Управление автомобильных дорог РК
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация административного искового заявления
04.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее