Решение по делу № 2-261/2019 от 10.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                              Дело № 2-261/2019

02 сентября 2019 года с. Бея

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Трофимчук М.В.,

при секретаре Борисовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Спиридонову Анатолию Николаевичу о взыскании возврата бюджетных средств субсидии, при участии:

от истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представителя по доверенности от 28.06.2019 г. - Полторацкого Д.С.,

ответчика - Спиридонова А.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия обратилось в суд с иском к Спиридонову А.Н. о взыскании возврата бюджетных средств субсидии, мотивируя свои требования тем, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении субсидии на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 г. от 10.05.2015 г. На основании указанного соглашения главе КФХ Спиридонову А.Н. 28.06.2016 г. Минсельхозпродом Республики Хакасия была предоставлена субсидия на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в размере 133200 рублей. По условиям соглашения ответчик обязался осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии. Данным соглашением также предусмотрена обязанность Минсельхозпрода Республики Хакасия потребовать вернуть предоставленные субсидии, в случае несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных п. 2.1 Соглашения. По сведениям из ЕГРИП КФХ главой которого являлся Спиридонов А.Н. прекратило свою деятельность 25.12.2018 г., что является нарушением п. 2.1. соглашения. Письмом от 13.05.2019 г. -П Спиридонов А.Н. уведомлен о необходимости возврата бюджетных средств в размере 133200 рублей, однако возврат денежных средств ответчиком осуществлен не был. Просят суд взыскать с ответчика бюджетные средства субсидию в размере 133200 рублей.

От истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представитель по доверенности Полторацкий Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Спиридонов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, представил письменные возражения на иск, дополнительно пояснил, что денежные средства выплаченные Министерством сельского хозяйства в 2016 году - это денежные средства по программе 2011 г. за покупку сельскохозяйственной техники, выплаченные несвоевременно, поскольку в бюджете не было денежных средств, при этом по программе 2011 г. он не должен был продавать технику в течение 3 лет, об обязанности работать в течение 3 лет условий не было. В 2016 г. условия были изменены. Поскольку в 2018 г. ему исполнилось 60 лет, он закрыл КФХ в связи с выходом на пенсию, полученные денежные средства субсидии были израсходованы на производство сельхоз продукции, соответствующие налоги были выплачены.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, если не вытекают из договора или закона.

В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так согласно ч. 3.1. ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3, абз. 4 п. 8 и п. 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период с 2013 -2025 годы.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 г. № 41 утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, в соответствии с п. 2.1.1. которого, Министерство осуществляет полномочия в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения Республики Хакасия в том числе предоставление государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на цели, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса Республики Хакасия.

С целью стабилизации роста агропромышленного производства, повышения конкурентоспособности продукции и экономической эффективности агропромышленного производства, развития сельской местности Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 г. № 781 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», задачами которой является стимулирование развития отраслей сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Хакасия, увеличение объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства, развитие малого бизнеса на селе, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Республики Хакасия, исполнения государственных функций и услуг в агропромышленном комплексе Республики Хакасия.

Данной программой предусмотрен срок ее реализации с 2013 г. по 2021 г., а также объемы ее финансирования.

Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 19 Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 г. № 121-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлено, что в ходе исполнения настоящего Закона Министерство финансов Республики Хакасия вправе вносить изменения в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета в случаях, установленных ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, а также по следующим основаниям, связанным с особенностями исполнения республиканского бюджета в том числе перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия на государственную поддержку сельского хозяйства в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы» в связи с сезонными рисками.

Постановлением Правительства Республики Хакасии от 16.02.2015 г. № 47 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2015 году.

Целями предоставления субсидий являются, в том числе удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах сельскохозяйственного производства, произведенных на территории республики Хакасия, повышения эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, улучшения материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства (п. 3.1. Порядка).

Пунктом 7.2 Порядка предусмотрено предоставление субсидий на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования за счет средств республиканского бюджета по следующим направлениям: возмещение части затрат на покупку техники и (или) оборудования (далее - техника, оборудование), в том числе в кредит под залог приобретаемой техники, оборудования (далее - кредит) или в лизинг; возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга) по кредитным договорам (договорам лизинга) (далее - возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга).

Перечень техники, оборудования, на приобретение которых предоставляются субсидии, с указанием предельных сумм субсидирования по видам техники, оборудования утверждается приказом Минсельхозпрода Республики Хакасия.

Так, согласно материалам дела, от КФХ Спиридонова А.Н. истцу поступили заявления от 20.03.2015 г., 14.10.2015 г. о предоставлении субсидии (п. 7.2 Порядка) на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования по направлению на возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита за трактор «Белорус» 892, пресс-подборщик ПР-Ф-145, погрузчик ПКУ 0,8 (навеска + ковш + вилы).

Согласно справке-расчету (п. 7.2 Порядка) от 20.03.2015 г. сумма субсидии составила 11100 рублей, от 14.10.2015 г. сумма субсидии составляет 133200 рублей.

Решением комиссии 30.03.2015 г. заявление главы КФХ Спиридонова А.Н. рассмотрено, решено предоставить субсидию в сумме 11100 рублей.

Из материалов дела следует, что между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и крестьянским (фермерским) хозяйством, в лице главы крестьянского фермерского хозяйства Спиридоновым А.Н., заключено соглашение№ 281«О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 году» от 10.04.2015 г. в целях реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия 19.11.2012 г. № 781, с учетом Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717.

В соответствии с п. 3.2.1. Соглашения получатель субсидии обеспечивает выполнение условий, предусмотренных п. 2.1. Соглашения.

Подпунктом «в» п. 2.1. Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия, в течение 2015 года, а для субсидий, предусмотренных:

- п. 7.2 Порядка - в течение не менее 3-х лет с даты предоставления субсидии;

- п. 7.6.1, п. 7.7.2, п. 7.8.4, п. 7.9.3, п. 7,19 и п. 7.20 Порядка - в течение не менее 3-х лет с момента приобретения животных, оборудования.

Согласно п.п. 3.1.3. и 3.2.6. Соглашения Минсельхозпрод Республики Хакасия имеет право требовать вернуть предоставленные субсидии и возвращает неправомерно полученные субсидии в случаях: установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения; установления факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах.

Получатель субсидии обеспечивает выполнение условий, предусмотренных п. 2.1 Соглашения.

Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по соглашению№ 281«О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 году» от 10.04.2015 г. в случаях установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения.

Согласно Приложению № 1 размер субсидии составил 11100 рублей.

Впоследствии с главой КФХ Спиридоновым А.Н. 10.06.2015 г., 05.11.2015 г. были заключены дополнительные соглашения к указанному выше соглашению от 10.04.2015 г.

Решением комиссии 05.11.2015 г. заявление главы КФХ Спиридонова А.Н. рассмотрено, решено предоставить субсидию в сумме 133200 рублей.

Дополнительным соглашением от 09.03.2016 г. к Соглашению о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 г. от 10.04.2015 г. внесены изменения в том числе в названия соглашения слова «в 2015 году» заменены на «в 2015 и 2016 годах», п. 3.1.2 дополнен абзацем «При этом в 2016 г. Минсельхозпрод Республики Хакасия обеспечивает предоставление получателю субсидии причитающихся на основании Соглашения, но не выплаченных в 2015 году субсидий в размере имеющейся задолженности в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2016 г., а именно: субсидия на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования за счет средств республиканского бюджета в сумме 133200 рублей»

28.06.2016 г. на счет ИП КФХ Спиридонова А.Н. перечислены субсидии платежными поручениями на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей, на сумму 11100 рублей.

Согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Спиридонов А.Н., прекратило свою деятельность 25.12.2018 г.

Таким образом, условия Соглашения в части осуществления сельскохозяйственной деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия в течение не менее 3-х лет с даты предоставления субсидии ответчиком не исполнены.

Разделом 6 Соглашения и разделом 6 Порядка предусмотрен соответствующий порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а именно Минсельхозпрод Республики Хакасия в течение 15 рабочих дней со дня установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения, письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученной суммы (части суммы) субсидии с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств. Получатель субсидии в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления производит возврат указанной в уведомлении суммы субсидии в добровольном порядке. В случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии или возврата ее не в полном объеме возврат производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В адрес ответчика Спиридонова А.Н. истцом направлено требование о возврате бюджетных средств от 13.05.2019 г. -П, из которого следует, что сумма задолженности составляет 133200 рублей, предоставлен срок для уплаты в добровольном порядке в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления.

Факт направления требования Спиридонову А.Н. подтверждается списком (Партия 100) внутренних почтовых отправлений от 16.05.2019 г.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Спиридонов А.Н. получил уведомление 23.05.2019 г.

При разрешении дела по существу суд принимает во внимание доводы ответчика относительно задержки выплаты бюджетных средств с нарушением срока, что вместо 2015 г. субсидия была перечислена в 2016 г., считает несостоятельным, поскольку смещение сроков предусмотрено дополнительным соглашением от 09.03.2016 г. подписанным лично Спиридоновым А.Н., ответчик своей подпись подтвердил, что согласен со всеми условиями соглашения от 10.04.2015 г. По факту нарушения его прав и законных интересов не обращался, соглашение, и действия Министерства не обжаловал.

Принимая во внимание факт подписания ответчиком главой КФХ Спиридоновым А.Н. Соглашения от 10.04.2015 г. и последующих дополнений к нему и получения предусмотренных им выплат бюджетных средств в виде субсидии, в данном случае стороны, руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, реализовали свои права, и определи обязанности, связанные с исполнением указанного соглашения, в том числе в части возврата предоставленной субсидии в случае нарушения получателем п. 2.1. Соглашения.

Поскольку судом установлено, что ответчиком нарушены императивные условия Соглашения, а также то обстоятельство, что в добровольном порядке полученная субсидия ответчиком не возвращена, то суд считает, исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Спиридонову А.Н. о взыскании возврата бюджетных средств субсидии подлежащими удовлетворению.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из цены иска и удовлетворенных требований к оплате подлежит государственная пошлина, при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Спиридонова А.Н., не освобожденного от уплаты государственной пошлины в размере 3864 рубля.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Спиридонову Анатолию Николаевичу о взыскании возврата бюджетных средств субсидии удовлетворить.

Взыскать со Спиридонова Анатолия Николаевича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия денежные средства субсидию по соглашению от 10.05.2015 г. в размере 133200 рублей.

Взыскать со Спиридонова Анатолия Николаевича государственную пошлину в бюджет муниципального образования Бейский район Республики Хакасия в размере 3864 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бейский районный суд.

Судья М.В. Трофимчук

Резолютивная часть решения оглашена 02.09.2019 г.

Мотивированное решение принято 09.09.2019 г.

2-261/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РХ
Ответчики
Спиридонов Анатолий Николаевич
Другие
Полторацкий Дмитрий Сергеевич
Суд
Бейский районный суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
beysky.hak.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее