(№ 2-3826/2022)
(УИД 59RS0004-01-2022-004979-61)
Судья Рожкова И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 21 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,
судей Цыбиной И.Н., Кляусовой И.В.
при секретаре Зайцевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Александры Валерьевны к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27.09.2022.
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения представителя ответчика администрации г. Перми, третьего лица Управления жилищных отношений администрации г. Перми - Задорожной М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Королевой А.В. – Нуржанова Н.Н., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Королева А.В. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, администрации г.Перми о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края, администрации г.Перми, выразившееся в неосуществлении мер по предоставлению истцу жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении на ответчиков обязанности предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец З. умер 19.06.2006, мать К. умерла 03.05.2016. Истец включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г.Перми. Жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в части: на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Королевой А.В. на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении исковых требований Королевой А.В. в оставшейся части, в том числе заявленных к Правительству Пермского края, отказано.
Об изменении постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Перми, считает решение незаконными необоснованным, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права. В соответствии с Законом Пермского края от 10.12.2021 №15-ПК объем выделенных муниципальному образованию город Пермь денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот в 2022 году составляет 314 млн. руб. Предельная стоимость жилого помещения, приобретаемого в муниципальную собственность для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, в г. Перми составляет 3015243 руб.; расчетное количество квартир, которые могут быть приобретены в собственность Муниципального образования город Пермь за счет денежных средств, выделенных в 2022 году, составляет 104 единицы. Вместе с тем, количество детей-сирот и лиц из их числа, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми, составляет 1878, из них право на обеспечение жилым помещением наступило у 1493 детей-сирот, достигших возраста 18 лет. Количество неисполненных судебных решений о возложении на администрацию города Перми обязанности предоставить детям-сиротам жилые помещения – **. Муниципальное образование город Пермь осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края, выделенных в форме субвенций. Денежных средств, выделенных Муниципальному образованию город Пермь, недостаточно для приобретения жилых помещений, в том числе Королевой А.В., что противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу Пермского края. Оспариваемое решение суда в отсутствие достаточного финансирования является неисполнимым. Поскольку выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края, а муниципальное образование город Пермь исполняет переданные государственные полномочия только за счет предоставляемых субвенций, вывод суда о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, является незаконным и необоснованным. Обязанность по обеспечению Королевой А.В. жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, могла быть возложена на администрацию г. Перми при условии возложения на высший исполнительный орган государственной власти Пермского края - Правительство Пермского края обязанности предоставить Муниципальному образованию город Пермь субвенции на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в количестве, достаточном для исполнения судебного решения. Заявитель жалобы просит изменить решение суда, возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Муниципальному образованию город Пермь субвенции на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в количестве, достаточном для приобретения в муниципальную собственность жилого помещения, подлежащего предоставлению Королевой А.В.
Истец, Правительство Пермского края представили возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых просят решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции истец не явилась, Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом. От Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).
По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Королева А.В., ** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец З. умер 19.09.2006, мать К. умерла 03.05.2016.
Королева А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, отсутствуют сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) у Королевой А.В. объекты недвижимого имущества.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Королева А.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также наличие права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается.
Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.
Суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований, заявленных к ненадлежащему ответчику - Правительству Пермского края.
Из содержания искового заявления следует, что Королева А.В. просила признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, выразившееся в неосуществлении мер по предоставлению ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений (л.д. 12).
Вместе с тем Законом Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК "О внесении изменений в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 №1939-419 внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Закон Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК вступил в законную силу 01.07.2017.
Следовательно, в настоящее время именно на орган местного самоуправления, но не на Правительство Пермского края законом возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда. В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований к удовлетворению иска Королевой А.В., заявленного к Правительству Пермского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Противоречащей требованиям процессуального закона является просьба, изложенная в апелляционной жалобе администрации г. Перми, принять решение о возложении на Правительство Пермского края обязанность предоставить Муниципальному образованию город Пермь субвенции на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в количестве, достаточном для приобретения в муниципальную собственность жилого помещения, подлежащего предоставлению Королевой А.В., поскольку такие требования в суде первой инстанции не заявлены.
Между тем согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение исключительно по заявленным истцом требованиям.
При этом в случае наличия спора с Правительством Пермского края относительно полного и своевременного предоставления денежных средств Муниципальному образованию город Пермь ответчик не лишен возможности разрешить его в установленном законом порядке. В предмет настоящего иска указанные обстоятельства не входят, юридически значимыми не являются.
Верно расценил суд первой инстанции в качестве основания иска и требование истца о признании незаконным бездействия администрации г. Перми, поскольку именно такое бездействие послужило поводом к обращению истца в суд, учитывая, что Королева А.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии права на его получение.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 27.09.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.12.2022.