Решение по делу № 16-1249/2023 от 28.02.2023

УИД 03RS0005-01-2021-014500-86

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                               № 16-1249/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 марта 2023 года                                                 город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Жеребцова Александра Сергеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Жеребцова Александра Сергеевича,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Жеребцов Александр Сергеевич (далее – Жеребцов А.С.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от                             28 марта 2022 года постановление судьи районного суда от 27 декабря 2021 года отменено, дело возвращено в районный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года Жеребцов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 июня 2022 года постановление судьи районного суда от 22 апреля 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 июня 2022 года отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.

При новом рассмотрении решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2022 года постановление судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции Жеребцов А.В. просит постановление судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2022 года отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).

Согласно положениям статей 6, 21, 22, 27 данного Федерального закона предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании пункта 1 статьи 22, статьи 24 и пункта 1 статьи 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

По смыслу статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц вышеуказанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора незамедлительно.

Согласно статьи 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 1 и 2 статьи 21 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе проводить проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре определено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Как усматривается из представленных материалов, прокуратурой Республики Башкортостан в рамках исполнения подпункта 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 года № 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в 4 квартале 2021 года организована проверка исполнения законов администрацией лечебно-профилактического учреждения ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан.

В этой связи 8 ноября 2021 года в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан заместителем прокурора Республики направлено требование о выделении специалистов, в том числе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан", для отбора проб пищи, проведения замеров освещенности и температурного режима и отборов проб пищи на соответствие веса порции, калорийности, массовой доле жира, массовой доле сухих веществ, массовой доле белка и углеводов, общей калорийности, физико-химических показателей готовых блюд и предоставления информации о выявленных нарушениях действующего законодательства в срок не позднее 15 ноября 2021 года.

На момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (2 декабря 2021 года) специалист для отбора проб пищи, замера освещенности и температурного режима в ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан не выделен, в адрес прокуратуры Республики 11 ноября 2021 года за подписью заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Жеребцова А.С. направлен ответ об отказе в проведении мероприятий, указанных в требовании прокуратуры Республики, и акт от 27 октября 2021 года санитарно-эпидемиологического обследования ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан, проведенного специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" в соответствии с запросом прокуратуры Республики от 18 октября 2021 года №17-15-2021.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Республики постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Жеребцова А.С. по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с последующим привлечением к административной ответственности по указанной норме.

Судебными инстанциями в подтверждение, что Жеребцовым А.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в качестве доказательств: письменные объяснения Жеребцова А.С. от 1 декабря 2021 года (л.д.6-8); приказ № 1208-Л от 20 декабря 2005 года (л.д.12); приказ № 443 от 22 декабря 2017 года с приложением (л.д.13-31); требование № 17-15-2021 от 8 ноября 2021 года (л.д.32); письмо № 02-00-03/исх-13996-2021 от 11 ноября 2021 года (л.д.33-36); письменное объяснение ФИО5 от 24 ноября 2021 года (л.д.37-38); приказ № 748 от 10 июля 2021, положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (л.д.43-52); устав Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» (л.д.53-62) и иные доказательства, которым дана надлежащая юридическая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы заявителя об отсутствии полномочий у Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на проведение контрольных (надзорных) мероприятий на объектах УФСИН России по Республике Башкортостан, со ссылкой на невозможность участия в качестве специалиста в проверке на объекте уголовно-исполнительной системы не поднадзорном Управлению Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, является несостоятельным ввиду того, что прокурором не предъявлялось ведомству требование о проведении самостоятельной проверки.

Прокуратура Республики Башкортостан обратилась к Управлению Роспотребнадзора по Республики Башкортостан с требованием о выделении специалистов для проведения проверки исполнения законодательства в деятельности лечебно-профилактического учреждения ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан на основании статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", и право прокурора требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов не ставится в зависимость от отнесения объекта проверки к конкретному уровню государственного санитарного надзора.

В силу статьи 21 Закона о прокуратуре прокуратура уполномочена на организацию и проведение проверок, в том числе за соблюдением федерального законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Необходимость привлечения прокурором при подготовке к проверке специалиста, уполномоченного на отбор проб пищевой продукции и их исследование, с очевидностью следует из характера и направления надзорного мероприятия, соответствует полномочиям прокурора.

При этом требование прокурора о выделении специалиста, подлежащее безусловному исполнению, не налагает на должностных лиц органов контроля обязанность по инициированию самостоятельных контрольных (надзорных) мероприятий, а лишь требует обеспечить участие в надзорном мероприятии, проводимом прокурором должностного лица, владеющего необходимыми познаниями и способностями в определенных сферах жизнедеятельности.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что прокурор при осуществлении надзора в соответствии с Законом о прокуратуре имеет право принимать решения, являющиеся обязательными для лиц, которым они адресованы, и их исполнение не может быть поставлено в зависимость от усмотрения данных лиц.

Основание отказа Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в выделении специалистов с указанием, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы не наделены полномочиями осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах ФСИН, нельзя признать законным и обоснованным, и данный отказ не свидетельствует о наличии объективных данных, подтверждающих отсутствие у Жеребцова А.С. реальной возможности выполнить требования прокурора о выделении специалистов для участия в проведении прокурорской проверки.

Направление заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Жеребцовым А.С. в адрес прокуратуры акта от 27 октября 2021 года санитарно-эпидемиологического обследования ФКЛПУ РБ УФСИН России по Республике Башкортостан, проведенного специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" в соответствии с запросом прокуратуры Республики от                       18 октября 2021 года № 17-15-2021, не освобождало должностное лицо от выполнения требования прокурора о выделении специалистов для отбора соответствующих проб.

При это следует учесть, что в ходе обследования, проведенного специалистом Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан                   27 октября 2021 года, не были изучены вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках требования прокурора от 8 ноября 2021 года, не проведены отбор проб пищи, замеры освещенности, температурного режима в ФКЛПУ Республиканская больница УФСИН России по Республике Башкортостан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 23 апреля 2020 года                            № 858-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 13 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, к участию в проверке исполнения законов конкретной некоммерческой организацией обусловлено необходимостью придания этим сторонним лицам правового статуса специалистов, компетентных в решении вопросов, которые возникли или могут возникнуть в ходе прокурорской проверки, и не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на них функций прокурорского надзора. При этом участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других государственных органов допускается именно в целях осуществления вспомогательных (экспертно-аналитических) функций и не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих государственных органов, равно как и иных отступлений от установленных законодательством ограничений периодичности проводимых ими плановых контрольных мероприятий в отношении некоммерческих организаций.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства судьи предыдущих судебных инстанций выполнили в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела об административном правонарушении, дали юридическую оценку всем доводам и доказательствам, и правильно применили нормы права.

Действия Жеребцова А.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменения судебных решений, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Жеребцова Александра Сергеевича, оставить без изменения, а жалобу Жеребцова Александра Сергеевича оставить без удовлетворения.

Судья                                                                                                    С.И. Шкуров

16-1249/2023

Категория:
Административные
Статус:
Без изменения
Ответчики
Жеребцов Александр Сергеевич
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

17.7

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
14.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее