Решение по делу № 2-5/2022 (2-164/2021; 2-775/2020;) от 25.11.2020

Отметка об исполнении решения _______________________________________________

__________________________________________________________________

Дело № 2-5/2022 30 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Давидович Н.А.,

с участием прокурора Кулешовой С.Г.,

при секретаре М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ГУЖК» об обязании принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения, об обязании обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке прибора учета, к месту его установки, возместить расходы, понесенные на установку прибора учета и к акционерному обществу «Нева Энергия» об обязании принять меры по оснащению многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и вводу его в эксплуатацию

У С Т А Н О В И Л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая жилищная компания» (далее ООО «ГУЖК») о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии. Просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая жилищная компания» принять меры по оснащению многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибор учета тепловой энергии, отвечающим требованиям законодательства. Обязать ООО «ГУЖК» ввести общедомовой прибор учета тепловой энергии в данном доме в эксплуатацию.

28 августа 2021 года в порядке ст. 39 ГПК РФ Сланцевский городской прокурор уточнил требования и просил обязать ООО «ГУЖК» принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения. Обязать ООО «ГУЖК» принять меры по оснащению данного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в том числе: обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке прибора учета к месту его установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета. Обязать ООО «ГУЖК» принять меры к вводу в эксплуатацию установленного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в данном доме (л.д.21-23 т.2).

Определением суда 13 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, акционерное общество «Нева Энергия» исключено из состава третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований и привлечено в качестве соответчика (л.д.117 т.2).

19 мая 2022 года Сланцевский городской прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования и просил обязать ООО «ГУЖК в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения. Обязать АО «Нева Энергия», ООО «ГУЖК» в срок до 31 декабря 2025 года принять меры по оснащению данного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и вводу их в эксплуатацию, возложив обязанность по обеспечению доступа организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета, к месту их установки, обязанность по возмещению расходов, понесенных на установку приборов учета и обязанность не препятствовать вводу прибора учета в эксплуатацию на ООО «ГУЖК» (л.д.125-126 т.2).

В судебном заседании Сланцевский городской прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил: просил обязать ООО «ГУЖК в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения. Обязать АО «Нева Энергия» в срок до 31 декабря 2025 года принять меры по оснащению многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и вводу его в эксплуатацию. Обязать ООО «ГУЖК» обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке прибора учета, к месту его установки, возместить расходы, понесенные на установку прибора учета. Ст. помощник прокурора Кулешова С.Г. исковые требования, изложенные в уточненном исковом заявлении поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить.

Представитель истца- представитель муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, действующая на основании доверенности Воропаева Н.П. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ГУЖК», действующая на основании доверенности Ковальчук Ю.А. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что в соответствии с Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения,

В соответствии с пп. «в» п.2 поименованного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, в том числе, что в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

В соответствии с п. 6 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

В соответствии с актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии от 03.12.2020 г. по адресу: г. Сланцы, ул. Ленина, д.25/8, установлено, что происходит периодическое затопление подвального помещения грунтовыми водами, отсутствует независимое питание (220В). Ввод в дом расположен под потолком подвального помещения, что требует реконструкции инженерных сетей.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД не возможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем.

Для установки прибора учета необходимо выполнить следующие организационно-технические мероприятия: выполнить реконструкцию теплового ввода в МКД, выполнить гидроизоляцию подвального помещения, подготовить помещение под УУТЭ с ограниченным доступом, выполнить проект УУТЭ в соответствии с требованиями правил коммерческого учета тепла от 18.11.2013 №1034.

На основании вышеизложенного следует, что в спорном многоквартирном доме, отсутствует техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии, т.е. имеются конкретные фактически выявленные недостатки, препятствующие установлению в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета. В техническом отчете по обследованию технического состояния подвальных помещений в жилом доме по адресу: ул. Ленина д. 25/8 указаны мероприятия, которые надо выполнить, и которые относятся к работам капитального ремонта, которые не входят в обязанность управляющей компании. Капитальный ремонт данного дома определен на 2029-2043 год. Подтопление подвала в данном доме идет грунтовыми водами, это природное явление, управляющая компания неоднократно проводит откачивание воды из подвала, но результатов это не дает. Согласно Постановления Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2017 года № 625 «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» перенос установленного срока капитального ремонта (отдельных услуг и(или) работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок) в случаях: принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта (отдельных услуг и(или) работ по капитальному ремонту) в более ранний период (срок), чем предусмотрено региональной программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта или выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иных способов финансирования капитального ремонта. Согласно п. 3.10 данного Порядка к заявлению должно быть приложена справка о размере фактических поступлений взносов на капитальный ремонт, при этом собираемость взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме составляет не менее 95 процентов за весь период их начисления в многоквартирном доме начиная с месяца начисления по месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка и собираемость взносов на капитальный ремонт администрацией муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, составляет не менее 100 процентов за весь период их начисления администрации муниципального образования начиная с месяца начисления по месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка. Однако, как подтверждается представленной справкой регионального оператора о размере фактических поступлений взносов на капитальный ремонт, начисления и оплата по данному МКД за период с 01 мая 2014 года по 30 сентября 2021 года составляет 93%. Просила в иске прокурора отказать в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Нева Энергия», действующая на основании доверенности Коренчук М.В., исковые требования прокурора не признала и пояснила, что в 2009 году МКД был оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Данные приборы учета в эксплуатацию введены не были. В виду чего расчеты по ним не производились. В 2015 управляющая компания обратился в их адрес с просьбой провести обследование многоквартирных домов, находящихся в его управлении, и предоставить коммерческое предложение о стоимости ввода в эксплуатацию установленных ранее приборов учета. Коммерческое предложение было предоставлено, но договор так и не был заключен. В 2017 году в правила о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя от 18.11.2013 № 1034 были внесены изменения, в ввиду чего представители управляющей компании и ресурсоснабжающей организации провели повторное обследование многоквартирных домов. В результате обследования МКД был сделан вывод о не возможности ремонта, поверки и ввода в эксплуатацию ранее установленных приборов учета. А установка нового прибора учета также невозможна без реконструкции инженерных сетей МКД и устранения иных замечаний.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности № 261-ФЗ, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условий договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее -Порядок № 149). Как следует из Порядка № 149, договор об установке прибора учета заключается только при наличии технической возможности установки прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирною), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования утверждены Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр.

Согласно пп «в» п. 2 Приказа Минстроя техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует если в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требовании к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Как следует из Акта обследования от 03.12.2020 года, составленного совместно представителями АО «Нева Энергия», ООО «ГУЖК» и ООО «Инженерный сервис» (специализированная организация по установке и обслуживанию УУТЭ), техническая возможность установки общедомового узла учета тепловой энергии в МКД невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей. Подвальное помещение затоплено грунтовыми водами, отсутствует независимое электропитание (220Вт), ввод в дом расположен под потолком подвального помещения. Обязанность ресурсоснабжающих организаций выполнять мероприятия, связанные с устранением причин, препятствующих установке прибора учета, действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, согласно выводам, изложенным в Акте для устранения причин невозможности установки прибора учета, необходимо провести и мероприятия капитального характера, не входящие в состав мероприятий по ремонту и содержанию общего имущества в МКД, и не являющиеся обязанностью управляющей организацией. В настоящий момент техническая возможность установки УУТЭ в вышеуказанном многоквартирном доме отсутствует. Основными причинами отсутствия технической возможности установки УУТЭ являются затопление подвального помещения МКД, где находится ввод трубопровода теплоэнергии, а также необходимость проведении работ капитального характера по реконструкции участков тепловых сетей с целью приведения предполагаемого места установки УУТЭ в соответствии с новыми нормативными требованиями.

Кроме того, материалами дело подтверждено, что причиной круглогодичного затопления подвального помещения МКД является подтопление грунтовыми водами. Данное явление не связано с плохой гидроизоляцией подвального помещение, а носит исключительно природный характер. При этом, чтобы исключить такие затопления, рекомендовано создать систему кольцевого прифундаментного дренажа (согласно отчету, имеющемуся в материалах дела). Таким образом, для устранения причин, препятствующих установке УУТЭ, необходимо проведение мероприятий, которые не входят в перечень обязанностей, как управляющей организации, так и РСО. Принять меры по оснащению МКД УУТЭ ответчикам предписано в срок до 31 декабря 2025 года. Т.е. установлен конкретный временной отрезок, после истечения которого в случае неисполнения решения суда ответчики понесут ответственность.

Согласно Порядку, регламентирующему установку приборов учета коммунальных ресурсов и заключение соответствующих договор, утверждённому Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149, установка прибора учёта возможна только при наличии технической возможности. Просила в иске прокурора отказать в полном объеме.

Определением суда занесенным в протокол судебного заседания (л.д.170 т.1), в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечен НО «Фонд капитального ремонта МКД в Ленинградской области- представитель в судебное заседание не явился, о дне суда извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 189-192 т.1, л.д. 217), в котором указал, что некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 15 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» (далее - Закон № 82-оз), распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.09.2013 № 434-р «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области».

Обязанностью регионального оператора согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ является обеспечение проведения капитально ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены в региональной программе капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 № 508 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа), в которую включен, в том числе многоквартирный дом №25 корп. 8 по улице Ленина г. Сланцы Ленинградской области.

В соответствии с Региональной программой капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе сетей теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотвода, многоквартирного дома №25 корп. 8 по улице Ленина г. Сланцы Ленинградской области определен на 2029-2043 года (строка № 10562 в приложении к постановлению Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 г.).

Таким образом, до наступления срока проведения капитального ремонта, предусмотренного Региональной программой и до принятия собственниками помещений решения о проведения капитального ремонта в порядке, предусмотренном ст. 189 ЖК РФ, у регионального оператора отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491). Наличие у ресурсоснабжающей организации обязанности не прекращает обязательства управляющей организации по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества, в том числе по оснащению многоквартирного дома приборами учета путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечению доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, принятию мер по вводу их в эксплуатацию. При этом оснащение многоквартирного дома общедомовыми приборами учета не зависит от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установке таких приборов учета.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества.

Таким образом, заявленное истцом требование может быть предъявлено только организации, осуществляющей управление многоквартирным домом №25 корп. 8 по улице Ленина г. Сланцы Ленинградской области - ООО «Городская управляющая жилищная компания».

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Согласно п. 4 табл. 2.3. "Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013) в состав работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, входит:1. Ремонт участков стен подвалов и пола.2. Утепление стен и надподвальных перекрытий подвальных помещений.3. Гидроизоляция стен и пола подвала.4. Ремонт технических помещений с установкой металлических дверей.5. Ремонт продухов, подвальных окон, приямков и наружных дверей.6. Герметизация проходов вводов и выпусков инженерных сетей в наружных стенах (выполняется при ремонте сетей).7. Ремонт отмостки.8. Ремонт или замена дренажной системы.

Работы по реконструкции подвального помещения не входят в перечень работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, и, соответственно, не могут выполнятся за счет средств фонда капитального ремонта.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (л.д.2 т.2), представитель в судебное заседание не явился, о дне суда извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.8-12 т.2) в котором указал, что поддерживает правовую позицию на исковое заявление, представленную некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области».

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания (л.д.25 т.2) в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечен Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, представитель в судебное заседание не явился, о дне суда извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.51-54 т.2) в котором указал, что Комитетом Обществу с ограниченной ответственностью «ГУЖК» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области от 06.04.2015 № 041, сведения о МКД внесены в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.

Согласно ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

В силу положений пп. «а», «б», «г», «е» п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома. В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями.

Следовательно, несоблюдение Правил № 170 является несоблюдением Правил № 491, соответственно, нарушением ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень № 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 290). Соблюдение Минимального перечня № 290 определяет виды работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах, в рамках мероприятий по текущему содержанию общего имущества собственников помещений в МКД Обществу необходимо принимать меры в целях обеспечения нормативного состояния подвала в соответствии с Правилами № 170.

Вместе с тем, по имеющейся в комитете информации Общество обращалось в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области по вопросам проведения в МКД капитального ремонта в части работ по ремонту подвального помещения и инженерных сетей. Согласно письму комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области от 05.08.2020 № ис-3430/2020, ст. 166 ЖК РФ, ст. 11 областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» в перечень работ в рамках капитального ремонта не входит разработка проекта и устройство ливневой канализации, устройство приямков в зоне существующих канализационных труб, расположенных ниже существующего пола, проведение гидрогеологических исследований относятся к дополнительным изысканиям и не могут быть выполнены в рамках капительного ремонта подвальных помещений. Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о реконструкции МКД отнесено к исключительной компетенции собственников помещений в таком МКД, в связи с чем возложение на управляющую организацию обязанности по проведению реконструкции подвального помещения без согласия собственников неправомерно.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Ресурсоснабжающей организации ООО «Нева Энергия» МКД оборудован ОДПУ ТЭ в 2009 году без ввода в эксплуатацию, следовательно обязанность, установленная ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, собственниками не выполнена. При условии неисполнения данной обязанности собственниками в многоквартирном доме в указанный срок (до 1 июля 2012 года), такая обязанность возлагается ч. 9, 12 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ на ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую поставку соответствующего коммунального ресурса.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета утверждены приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр.

Согласно представленному в комитет акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 03.12.2020 (далее - акт об отсутствии технической возможности от 03.12.2020) установлен факт периодического затопления подвального помещения грунтовыми водами, отсутствует независимое питание, ввод в МКД расположен под потолком подвального помещения, а также установлено отсутствие технической возможности установки ОДПУ ТЭ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД до проведения реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (пп. «а» п. 2 Приказа Минстроя России № 485/пр).

При таких обстоятельствах, комитет оставляет вопрос о разрешении исковых требований Сланцевской городской прокуратуры, администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, выслушав привлеченных к участию в деле специалистов ФИО1 и ФИО2, суд приходит к следующему.

Управляющая организация на основании договора управления от 01.11.2008 г. № 4 (далее - Договор управления) управляет многоквартирным домом № 28 корп. 8 по улице Ленина в городе Сланцы Ленинградской области (далее — МКД).

Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области ООО «ГУЖК» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области от 06.04.2015 № 041, сведения о МКД внесены в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.

Согласно ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

В силу положений пп. «а», «б», «г», «е» п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши.

Пунктом 42 Правил также предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Следовательно, несоблюдение Правил № 170 является несоблюдением Правил № 491, соответственно, нарушением ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень № 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 290). Соблюдение Минимального перечня № 290 определяет виды работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирном доме.

Так, в соответствии с п. 2 Минимального перечня № 290 в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания зданий с подвалами включаются, в числе прочего: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.

Согласно п. 2.6.6 Правил № 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях при наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).

В соответствии с п. 3.4.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций.

Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (п. 3.4.2 Правил № 170).

Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена. Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни (п. 3.4.3 Правил № 170).

Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60% (п. 4.1.3 Правил № 170).

Согласно пункту 4.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий, работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п. 4.1.1.). При этом подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.З.). Не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты. Вводы инженерных коммуникаций в подвальные помещения через фундаменты и стены подвалов должны быть герметизированы и утеплены (п. 4.1.11.)

В обязанность управляющей организации входит обеспечение предотвращения сырости и замачивание грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов МКД; управляющая организация должна следить за состоянием подвального помещения, непопаданием в данное помещение грунтовых вод, выявлять установление возможных причин возникновения дефектов и вырабатывать меры по их устранению.

Между тем на момент проверок имелись подтопления в подвальном помещении данного многоквартирного дома, что обществом не опровергнуто, и подтверждается актами обследования.

Согласно технического отчета по обследованию технического состояния подвального помещения в жилом здании по ул. Ленина д. 25 корп.8 № 02/20-О (л.д.224-232 т.1), следует, что в период с 2017 года подвал находится в постоянно затопленном состоянии. На момент обследования (март 2020 года) уровень воды находился на 0,2 м. выше пола. Целостность отмостки вокруг здания нарушена. Отмостка вдоль торцевой стены по оси 24 имеет значительные разрушения из-за проседания грунта под ней. Одной из причин просадки грунта может являться вымывание песчаного грунта, который поступает в подтопляемый подвал вместе с грунтовыми водами. Вокруг здания обнаружено четыре смотровых колодца, предположительно устроенных для обслуживания прифундаментного дренажа. Колодцы заполнены водой, без ила. Предположительно проникновение воды в подвал происходит по стыку фундаментной плиты и наружной фундаментной стены по оси 24. На остальных участках, в том числе в деформационных швах и в сквозных отверстиях в наружных стенах поступлений воды в подвал здания не выявлено. Гидрогеологические исследования на обследуемом участке не выполнялись, поэтому точно указать на причину общего подъема грунтовых вод не представляется возможным. Характерной особенностью является наличие интенсивного водопритока в зоне сопряжения фундаментной плиты с торцевой наружной стеной оси 24. Техническое состояние системы гидроизоляционной защиты подвала аварийное. Для обеспечения работоспособного состояния необходимо выполнение комплекса ремонтных работ. И далее в отчете указаны варианта и рекомендации по гидроизоляции.

От назначения и проведения гидрогеологической экспертизы стороны отказались.

Представитель ООО «ГУЖК» ссылается на то, что затопление подвального помещения идут грунтовыми водами, периодически управляющая компания производит откачку насосом воды, но это не решает проблему, поскольку вода прибывает снова. С 2017 года подвал данного дома находится в постоянно затопленном состоянии. Согласно технического отчета по обследованию технического состояния подвального помещения данного дома даны рекомендации по гидроизоляции. Для обеспечения работоспособного состояния необходимо выполнение комплекса ремонтных работ, которые относятся к работам капитального характера. Необходимо выполнить систему кольцевого прифундаментного дренажа вокруг здания. В связи с отсутствием ливневой канализации вблизи здания необходимо отдельно разработать проект подведения ее к зданию.

Был ли данный отчет доведен до собственников МКД и рекомендации по гидроизоляции, представитель ООО «ГУЖК» пояснить не смогла.

Пунктом 1 ст. 166 ЖК РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Статьей 189 ЖК РФ предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень работ по капитальному ремонту;

2) смета расходов на капитальный ремонт;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Факт ненадлежащего содержания жилого дома подтверждается результатами проведенной проверки и не оспаривался ответчиком, собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе требовать устранения нарушения своих прав на безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Ссылки представителя ответчика на то обстоятельство, что затопление подвала происходит грунтовыми водами, и для исключения затопления подвала грунтовыми водами в дальнейшем необходимо провести работы капитального характера которые не относятся к обязанностям ответчика, не могут быть принято судом, поскольку прокурор просит ответчика не выполнять работы капитального характера, а выполнить текущие работы по осушению затопленных мест, которые относятся к непосредственным обязанностям ответчика.

Что касается доводов ответчика о том, что для предотвращения в дальнейшем затопления подвала необходимо выполнить бетонирование пола с установкой гидроизоляции, что относится к работам капитального характера, которые он не должен выполнять, общее собрание собственников жилого дома не принимает решение о производстве необходимого капитального ремонта, суд отмечает, что в соответствии со статьей 189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В материалы дела ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что им представлены собственникам дома предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Факты нарушения обществом требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлены в ходе судебного разбирательства.

Доводы представителя ООО «ГУЖК» о том, что периодически управляющей компанией производится откачка воды насосом, не свидетельствуют о том, что управляющей компанией были предприняты исчерпывающие и эффективные меры, для устранения выявленных нарушений требований по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Ссылка представителя ООО «ГУЖК» на то, что многоквартирный дом находится в нижайшей точке и не имеет дренажной канализации, не состоятельна, поскольку ООО «ГУЖК» приняло на себя обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, заключив договор управления данным многоквартирным домом, при этом располагая информацией о техническом состоянии дома, его общем имуществе и местоположении.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлено, что:

- жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

При таких обстоятельствах, в рамках мероприятий по текущему содержанию общего имущества собственников помещений в МКД Обществу необходимо принимать меры в целях обеспечения нормативного состояния подвала в соответствии с Правилами № 170.

Поэтому, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Сланцевского городского прокурора в части требований к ООО «ГУЖК» об обязании принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения подлежат удовлетворению.

Срок приведения подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями до 31 декабря 2024 года достаточный и разумный.

В 2009 году была проведена Муниципальная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» (далее - Программа). В ходе реализации поименованной Программы были установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей компании ООО «ГУЖК», в том числе в выше указанном доме был установлен узел учета тепловой энергии.

В соответствии с определением, данным в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Спорный многоквартирный дом №25/8 по ул. Ленина имеет три тепловых пункта в составе инженерных сетей теплоснабжения.

Поскольку в конце 2013 года наступил срок поверки установленного по программе оборудования, управляющая организация обратилась в адрес АО «Нева Энергия» по вопросу проведения обследования УУТЭ установленного в рамках программы, с последующим предоставлением коммерческого предложения по стоимости работ, выполнение которых необходимо для введения установленного прибора в эксплуатацию

Поскольку монтаж оборудования в указанном доме был завершен в 2010 году, сроки поверки оборудования наступили в 2013 году, а в последствии изменились требования правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя от 18.11.2013 года № 1034, в июле 2018 года представители филиала АО «Нева Энергия» и управляющей организации ООО «ГУЖК» совместно провели обследование па предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, по результатам которого были сделаны выводы, что ранее установленный УУТЭ не может быть введен в эксплуатацию, в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка расходомеров АС-001 невозможна, ввиду того, что они сняты с производства; требуется реконструкция инженерных сетей МКД, о чем составлен Акт в соответствии с Приложением №2 к приказу Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627 (копия акта от 12.07.2018 г.).

Таким образом, установленный в рамках программы прибор учета не пригоден к эксплуатации.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №261) собственники помещений в многоквартирных домах обязаны' обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.08.2021 г.

ФЗ №261 в п. 12 ст. 13 определил последствия неисполнения собственниками обязанности по установке общедомовых приборов учета: если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 01.01.2012 г., то организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям многоквартирного дома и которые осуществляют передачу соответствующего коммунального ресурса, обязаны до 1 июля 2013 года, совершить действия по оснащению приборами учета многоквартирный дом общедомовыми приборами учета за счет средств собственников помещений. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 расходы на оснащение дома приборами учета относятся ресурсоснабжающей организацией на собственников. По умолчанию собственникам предоставляется рассрочка на срок 5 лет, если собственники не приняли на общем собрании решения о единовременной оплате или уменьшении периода рассрочки.

В случае если до 1 июля 2013 года собственниками не принято решение об установке коллективных приборов учета ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов.

Положениями Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов.

В силу ФЗ №261 организации, указанные в части 9 статьи 13, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют.

Как следует из письма Минстроя России от 03.11.2016 № 36508-ОД/04 «О применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления» согласно части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане должны возместить расходы, по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Указанная позиция согласуется с выводами Верховного Суда, так, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от № 306-ЭС20-11500 по делу № А72-5450/2019 «В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона (27.11.2009), обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии и обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Управляющая организация выступила инициатором проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в спорном МКД, с постановкой на повестку дня вопросов об установке коллективного (общедомового) узла учёта тепловой энергии, о порядке финансирования работ по установке коллективного (общедомового) узла учёта тепловой энергии, о включении в состав общего имущества в МКД коллективного (общедомового) узла учёта тепловой энергии и иных вопросов. Указанное общее собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума, о чем составлен Протокол №1 от 27.11.2020 г. Т.е. собственники отстранились от решения вопросов по установке УУТЭ.

На случай неисполнения указанными собственниками названной обязанности в установленный срок часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении возлагает на организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, обязанность до 01.07.2013 совершить действия по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. При этом лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должны препятствовать вводу их в эксплуатацию.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлен также порядок оплаты гражданами - собственниками помещений в МКД расходов указанных организаций по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов. Такие граждане оплачивают соответствующие расходы равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере, установленном Законом об энергосбережении, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению соответствующих объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью их принудительного взыскания.

В минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 отсутствуют работы по установке общедомовых приборов учета, в связи с чем без принятия собственниками на общем собрании собственников помещений в МКД решения о включении в плату за содержание и ремонт жилого помещения затрат по установке таких приборов учета, установить их за счет платы за содержание жилого помещения не возможно.

Законодатель вменяет обязанность по оснащению МКД приборами учета на соответствующую ресурсоснабжающую организацию.

В данном случае русурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию, является АО «Нева Энергия». Соответственно, обязанность по оснащению приборами учета тепловой энергии, лежит на поставщике коммунального ресурса - АО «Нева Энергия».

В соответствии с Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

В соответствии с пп. «в» п.2 поименованного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

В соответствии с п.6 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

В соответствии с актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии от 03.12.2020 г. по адресу: г. Сланцы, ул. Ленина, д.25/8, установлено, что происходит периодическое затопление подвального помещения грунтовыми водами, отсутствует независимое питание (220В). Ввод в дом расположен под потолком подвального помещения, что требует реконструкции инженерных сетей.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД не возможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем.

Для установки прибора учета необходимо выполнить следующие организационно-технические мероприятия: выполнить реконструкцию теплового ввода в МКД, выполнить гидроизоляцию подвального помещения, подготовить помещение под УУТЭ с ограниченным доступом, выполнить проект УУТЭ в соответствии с требованиями правил коммерческого учета тепла от 18.11.2013 №1034.

В судебном заседании был опрошен в качестве специалиста ФИО1, главный инженер АО «Нева Энергия», который показал, что нет технической возможности установить в д. 25/8 по ул. Ленина УУТЭ. Для того, чтобы такая возможность появилась, требуется проведение ремонта фундамента здания с целью исключения попадания грунтовых вод в подвальное помещение, то есть выполнить ремонт гидроизоляции фундамента здания, и выполнить реконструкцию внутренних инженерных сетей с целью организации узла учета тепловой энергии в отдельно стоящем здании рядом с МКД. Будет достаточно установить легкую конструкцию из каркаса из металлопрофиля и обшить его профлистом, размер помещения 2,5 метра на 1,5 метра и в высоту 2-2,20 метра. Такое помещение должно быть обеспечено энергоснабжением и отоплением. Те трубопроводы, которые находятся на входе в подвальное помещение, надо разрезать, вывести на улицу, подключить к узлу учета и от узла учета сделать обратный ввод в подвальное помещение и подключить к внутридомовой сети. На один дом достаточно одного узла, одной конструкции. В любом случае это будет реконструкция внутридомовых сетей, внесение изменений в проектную документацию.

В судебном заседании в качестве специалиста был опрошен ФИО2. генеральный директор ООО «Инженерный сервис», который показал, что принимал участие в составе комиссии по обследованию подвального помещения в доме № 25/8 по ул. Ленина 03.12.2020 и 26.04.2020 года. Во время обследования было установлено, что подвал затоплен водой, поэтому более детально провести осмотр подвального помещения было невозможно. В таких условиях установка УУТЭ не возможна и опасна. Так же не возможно и его обслуживание, допуск к электроустановкам не возможен. Для того, чтобы установить прибор учета не только надо исключить подтопление подвала, требуется переоборудование инженерных сетей: необходимо развернуть тепловую сеть. То есть нужна реконструкция инженерных сетей: опустить тепловую сеть на уровень удобную для установки и обслуживания узла учета, установить новые задвижки. То есть это уже будет новая схема, и эта работа достаточна затратная. Обязательно нужна проектная документация. На место существующего УУТЭ невозможно установить новый прибор учета. Если исключить подтопление подвала, то все равно проблему для установки узла не решить. Требуется реконструкция инженерных сетей, либо создание новых внутридомовых инженерных сетей. Ввод в МКД расположен под потолком подвального помещения, а также установлено отсутствие технической возможности установки ОДПУ ТЭ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД до проведения реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.

В соответствии со ст. 166 ЖК РФ, ст. 11 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» в перечень работ в рамках капитального ремонта не входит разработка проекта и устройство ливневой канализации, устройство приямков в зоне существующих канализационных труб, расположенных ниже существующего пола, проведение гидрогеологических исследований относятся к дополнительным изысканиям и не могут быть выполнены в рамках капительного ремонта подвальных помещений.

Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме отнесено к исключительной компетенции собственников помещений в таком МКД.

Прокурором требования о проведении реконструкции инженерных сетей к ответчикам не заявлены.

От проведения технической экспертизы стороны отказались.

    В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании вышеизложенного следует, что в спорном многоквартирном доме, отсутствует техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии, т.е. имеются конкретные фактически выявленные недостатки, препятствующие установлению в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета.

Поэтому исковые требования прокурора к ООО «ГУЖК» об обязании обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке прибора учета, к месту его установки, возместить расходы, понесенные на установку прибора учета и к акционерному обществу «Нева Энергия» об обязании принять меры по оснащению многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и вводу его в эксплуатацию удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ГУЖК» об обязании принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения, об обязании обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке прибора учета, к месту его установки, возместить расходы, понесенные на установку прибора учета и к акционерному обществу «Нева Энергия» об обязании принять меры по оснащению многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и вводу его в эксплуатацию, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ГУЖК» в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к приведению подвального помещения многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина в г. Сланцы Ленинградской области в соответствие с нормативными требованиями путем выполнения работ по осушению подвального помещения и необходимых работ для исключения затопления подвального помещения.

В иске к ООО «ГУЖК» об обязании обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке прибора учета, к месту его установки, возместить расходы, понесенные на установку прибора учета и к акционерному обществу «Нева Энергия» об обязании принять меры по оснащению многоквартирного дома № 25/8 по ул. Ленина г. Сланцы Ленинградской области коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и вводу его в эксплуатацию, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.А.Давидович

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2022 года.

2-5/2022 (2-164/2021; 2-775/2020;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Сланцевская городская прокуратура
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая жилищная компания"
Другие
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству
Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта Ленинградской области»
акционерное общество "Нева Энергия"
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Давидович Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
slancevsky.lo.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2020Передача материалов судье
02.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.12.2020Предварительное судебное заседание
25.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2021Предварительное судебное заседание
28.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2021Предварительное судебное заседание
26.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.03.2021Предварительное судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.09.2021Предварительное судебное заседание
23.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.10.2021Предварительное судебное заседание
19.11.2021Предварительное судебное заседание
19.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.12.2021Предварительное судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Предварительное судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее