Дело № 2-552/2020
УИД 32RS0027-01-2019-006184-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2020 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Сафроновой А.В.,
с участием истцов Бахтигереевой О.Г., Савченковой Н.П.,
представителя ответчика Брянской городской администрации Кожанова А.А.,
представителя ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации
Курилкиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Родиной Валентины Николаевны, Прокоповой Виты Петровны, Лучкина Виктора Мстиславовича, Финагешиной Ольги Алексеевны, Бахтигереевой Олеси Геннадьевны, Волковой Олеси Викторовны, Войченко Людмилы Петровны, Ивановой Татьяны Владимировны, Савченковой Нины Павловны к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о предоставлении жилищных условий надлежащего качества взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Родина В.Н., Прокопова В.П., Лучкин В.М., Финагешина О.А., Бахтигереева О.Г., Волкова О.В., Войченко Л.П., Иванова Т.В., Савченкова Н.П. обратились в суд с иском к Брянской городской администрации о предоставлении жилищных условий надлежащего качества, ссылаясь на то, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном <адрес>. Как следует из заявления, спорный жилой дом на основании заключения межведомственной комиссии от 26 марта 2015 года был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно графику расселения дом должен быть расселен в 2021 году, позднее срок расселения был изменен на 2023 год. В настоящее время по имеющейся у истцов информации переселение жильцов запланировано не позднее 31 декабря 2024 года.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истцы просили суд вернуть в первоначальный график 2021 года расселение жилого дома, расположенного <адрес>, взыскать компенсацию морального вреда.
В ходе рассмотрения дела для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Володарская районная администрация города Брянска, в качестве соответчика – Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.
Истцы Бахтигереева О.Г., Савченкова Н.П. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель Брянской городской администрации Кожанов А.А., представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Курилкина Т.С. в судебном заседании исковые требования не признали, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, просили в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что жилой дом <адрес> находился в ведомственной принадлежности ФГУП «85 ремонтный завод Министерства обороны РФ».
Постановлением Брянской городской администрации от 01 марта 2013 года №477-п «О приеме в муниципальную собственность города Брянска федерального имущества» неприватизированные жилые помещения в доме <адрес> переданы в муниципальную собственность города Брянска.
В данном доме находится 10 жилых помещений, из них: 6 помещений в собственности граждан; 4 помещения предоставлены по договорам социального найма.
Истцы Родина В.Н. (квартира №...), Прокопова В.П. (квартира №...), Лучкин В.М. (квартира №...), Финагешина О.А. (квартира №...), Бахтигереева О.Г. (квартира №...), Волкова О.В. (квартира №...), Войченко Л.П. (квартира №...), Иванова Т.В. (квартира №...) Савченкова Н.П. (квартира №...) являются собственниками, нанимателями жилых помещений (квартир) в жилом доме <адрес>.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 26 марта 2015 года №3 дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. По результатам рассмотренных документов технического обследования ГУП «Брянсккоммунпроект», протокола межведомственной комиссии и на основании акта комиссии, составленного по результатам обследования, дом не соответствует действующим строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, санитарно–эпидемиологическим нормам, является непригодным для постоянного проживания в нем людей, кроме того, дом находится в санитарно–защитной зоне, что не допустимо по СНиП 2.07.01-89. Фундаменты, перекрытия, стены, крыша находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Перегородки, полы, двери, отделочные работы находятся в ветхом состоянии, кровля в недопустимом состоянии. Общий износ – 66, 67 %.
Постановлением главы Брянской городской администрации города Брянска от 07 мая 2015 года №1319-п «Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению» на основании решения межведомственной комиссии жилой дом <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу. Предусмотрено при признании дома аварийным и подлежащим сносу рассмотреть вопрос о предоставлении маневренного фонда гражданам, проживающим в данном доме.
Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации 01 сентября 2017 года в адрес собственников квартир №1,2,3,4,5 дома <адрес> направлены уведомления (требования) о проведении в течение 6 месяцев собственными силами и за свой счет, действия по сносу или реконструкции дома в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмом Володарской администрации города Брянска от 23 июня 2018 года №1/15-796 жильцам многоквартирного дома <адрес> было сообщено, что в соответствии со статьей 95 ЖК РФ для временного проживания может быть предоставлено жилое помещение маневренного фонда <адрес> на период до предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен аварийного. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем 6 кв.м. жилой площади на одного человека (ч. Ст. 106 ЖК РФ). Предложено явиться в Володарскую районную администрацию города Брянска для решения данного вопроса.
На основании доведенных лимитов и подпункта 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Брянской городской администрации от 13 марта 2019 №712-п была утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019 -2025 годы), согласно которой дом <адрес> запланировано расселить по этапу 2023 года. Планируемая дата окончания переселения дома 31 декабря 2024 года. В программу по этапам 2019 -2025 годы были распределены многоквартирные аварийные дома с учетом даты их признания.
Согласно постановлению от 13 марта 2019 года №712- п структурные подразделения Брянской городской администрации, задействованные в реализации мероприятий программы, проводят разъяснительную работу с гражданами проживающими в аварийных многоквартирных домах, включенных в текущий этап программы, предусмотренный в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Этапы программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее, чем 1 сентября 2025 года.
Во исполнение письма Минстроя России от 06.08.2019 г. №28557-ВЯ/04 для информирования граждан аварийных многоквартирных домов до 01.10.2019 года были вывешены информационные таблички по вопросу переселения граждан из аварийного дома с указанием Ф.И.О. ответственного лица и телефонов для контакта.
Постановлением Брянской городской администрации от 13.01.2020 года №11-п внесены изменения в постановление Брянской городской администрации от 13.03.2019 г. №712- п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025 годы). Срок переселения дома <адрес> не изменился.
Постановлением Брянской городской администрации от 18.06.2020 года №1511-п внесены изменения в постановление Брянской городской администрации от 13.03.2019 г. №712- п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025 годы) (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 13.01.2020 №11-п, от 26.05.2020 №1303-п). Срок переселения дома <адрес> не изменился.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласно пунктам 7, 43 и 44 данного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (п. 44 Положения).
Согласно п. 51 Положения, комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Согласно ч. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Статьей 124 ГК РФ к субъектам гражданского права относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
Статья 125 ГК РФ определяет, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ), а от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (.п 2).
Согласно Уставу г. Брянска (принят Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005 г.) в структуру городской администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы городской администрации (п. 3 ст. 44).
В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 №403) комитет по ЖКХ Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно- коммунального хозяйства, а также одной из основных задач комитета является организация электро-, тепло-, газо– и водоснабжения населения (п. 2.1 Положения).
К функциям комитета по ЖКХ Брянской городской администрации относится, в том числе формирование программ переселения граждан из ветхого и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда (п. 3.21 Положения).
Комитет обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном, по вопросам, отнесенным к его компетенции (п. 1.2 Положения).
Таким образом, во исполнение требований действующего жилищного законодательства, жилой дом <адрес> включен в список жилых домов, признанных непригодными, аварийными и подлежащими сносу, постановлением Брянской городской администрации от 18.06.2020 года №1511-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 13.01.2020 №11-п, от 26.05.2020 №1303-п) установлен срок расселения граждан до 31 декабря 2024 года.
При этом, в деле не имеется относимых и допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих обстоятельства того, что сроки сноса дома Брянской городской администрацией определены неверно, либо требуется немедленное отселение из-за наличия непосредственной угрозы для жизни проживающих жильцов по иным причинам, либо имеются другие сведения, подтверждающие критическое состояние конструкций строения.
Между тем, жильцам многоквартирного дома <адрес> были предложены жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес> для временного проживании. Установленный постановлением Брянской городской администрации от 18.06.2020 года №1511-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 13.01.2020 №11-п, от 26.05.2020 №1303-п) срок передачи не истек.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения проживающих в таком доме лиц, является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.
Понуждение Брянской городской администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Постановление Брянской городской администрации от 18.06.2020 года №1511-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 13.01.2020 №11-п, от 26.05.2020 №1303-п) истцами в установленном законом порядке не оспорено и не признано незаконным.
Поскольку нарушения прав истцов ответчиком установлено не было, суд приходит к выводу, что производные требования, предъявленные к ответчику о взыскании морального вреда здоровью, также не подлежат удовлетворению.
Ввиду чего, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Родиной Валентины Николаевны, Прокоповой Виты Петровны, Лучкина Виктора Мстиславовича, Финагешиной Ольги Алексеевны, Бахтигереевой Олеси Геннадьевны, Волковой Олеси Викторовны, Войченко Людмилы Петровны, Ивановой Татьяны Владимировны, Савченковой Нины Павловны к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о предоставлении жилищных условий надлежащего качества взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Мазур Т.В.
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2020 года.