2-49/2021 (2-566/2020;)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 15 января 2021 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Шамиловой Д.М., при секретаре Идрисовой П.М., с участием : ответчика – Амаева Ш.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» в лице его представителя Карагичиевой Натальи Сергеевны к Амаеву Шамилю Магомедгаджиевичу о возмещении суммы ущерба в порядке регресса,
У С Т А Н О В И Л :
В Кизилюртовский городской суд поступило исковое заявление ПАО СК «Росгосстрах» в лице его представителя Карагичиевой Натальи Сергеевны к Амаеву Шамилю Магомедгаджиевичу о взыскании с ответчика в счет возмещения вреда, причиненного в результате поврежденного застрахованного имущества суммы в размере 64000 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2120 рублей.
В обосновании своих требований истец указал, что 13.10.2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с участием автомобиля FordFocus гос. №М704ТХ750, находившегося под управлением Ответчика, и автомобиля KiaOptima, гос.№. Указанное ДТП произошло в результате нарушения Правил дорожного движения РФ ответчиком. Таким образом, между противоправными виновными действиями Ответчика и наступившими последствиями в виде повреждения чужого имущества имеется прямая причинно-следственная связь. В результате ДТП автомобилю KiaOptima, гос.№ были причинены механические повреждения.
На момент ДТП, в соответствии с Законом об ОСАГО гражданская ответственность Ответчика была застрахована в их Компании (договор ККК 3003456401). Потерпевшее лицо обратилось к своему страховщику по договору ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков, который урегулировал убыток и выплатил потерпевшему страховое возмещение в размере 64 000,00 руб. Расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения потерпевшему были возмещены истцом.
Факт страхования гражданской ответственности Ответчика по договору ККК 3003456401 подтверждается документами, составленными по факту ДТП, в которых указан номер договора страхования, предъявленного Ответчиком в качестве подтверждения исполнения обязанности по страхованию ОСАГО.
Данное дорожно-транспортное происшествие было оформлено без участия уполномоченных на это сотрудников полиции, посредством заполнения сторонами извещения о ДТП.
На основании ч.2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Ответчик требование ч. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО не исполнил, в установленный законом срок извещение о ДТП Истцу не направил.
В соответствие с подп. "ж" п.1 ст.14 Закона об ОСАГО к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.п. 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования. Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В Федеральном законе от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не указано, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров
В судебное заседание представитель истца ПАО СК «Росгосстрах» не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без их участия. Судом определено в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
Ответчик Амаев Ш.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, объяснив, что после ДТП он заболел, находился в гор.Москве в больнице и не смог сразу направить извещение по уважительной причине.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснение ответчика, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в том числе лицом, управляющим транспортным средством), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Судом установлено, что 13.10.2019 года по адресу: РД, г.Хасавюрт, Федеральная трасса Махачкалинское шоссе, кольцевой танк, произошло дорожно- транспортное происшествие в результате которого, по вине Амаева Шамиля Магомедгаджиевича, управлявшего автомобилем FordFocus за государственным регистрационным номером №М704ТХ750, транспортному средству KiaOptima, за государственным регистрационным номером 89АА777, были причинены механические повреждения, что привело к имущественному ущербу потерпевшего (собственника) – МуртазалиеваАсхабалиОмарасхабовича.
Оформление документов о ДТП производилось без участия уполномоченных сотрудников полиции.
На момент ДТП гражданская ответственность Амаева Ш.М. была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах», потерпевшего - в САО «ВСК».
САО «ВСК» был выплачен ущерб Муртазалиеву А.О. в размере 64000 рублей, что подтверждается платежным поручением №331347 от 06.11.2019 года.
ПАО СК «Росгосстрах», были возмещены САО «ВСК» расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения потерпевшему в размере 64 000 рублей, согласно платежному поручению №004877 от 19.11.2019 года №18381.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 14 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 мая 2019 года) к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Абзацем третьим подпункта "а" пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу.
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что пункт 8, абзац третий подпункта "а", подпункт "б" пункта 10, подпункт "б" пункта 11 статьи 2, статьи 4, 5 и 6 названного Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования, то есть с 1 мая 2019 г. (даты опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
В обосновании своих доводов истец ссылается, что поскольку договор ОСАО с ответчиком заключен до 01 мая 2019 года, оснований для применения положений Федерального закона от 01 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имеется.
Однако, суд не принимает данные доводы истца.
В соответствии с <данные изъяты> Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно <данные изъяты> Гражданского кодекса Российской Федерации регресс представляет собой право обратного требования лица, возместившего вред потерпевшему вместо причинителя вреда, к этому причинителю. Сущность регресса, таким образом, сводится к замене должника в обязательстве из причинения вреда.
В отличие от суброгации право регресса возникает из отношений по причинению вреда и только в случаях, предусмотренных законом.
Согласно <данные изъяты> 14 Закона об ОСАГО (в редакции, действующей до 1 мая 2019 г.) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. По смыслу приведенной нормы, действовавшей до 1 мая 2019 года, возникновение права обратного требования (регресс) определено моментом осуществления страхового возмещения, но не датой дорожно-транспортного происшествия либо заключения договора ОСАГО и право регресса в данном случае вытекало из вышеуказанной нормы закона, а не условий заключенного с ответчиком договора ОСАГО.
Рассмотрение и удовлетворение регрессного иска зависит от содержания (правил) <данные изъяты> 14 Закона об ОСАГО на момент причинения вреда, регрессное требование к ответчику должно вытекать из существования у страховщика право на регресс, по основанию, предусмотренному Закона об ОСАГО, на тот момент, когда оно возникло.
Учитывая, что страховой случай произошел после исключения <данные изъяты> 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" из правового регулирования, право регрессного требования к страхователю по данному основанию не возникло.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании в порядке регресса денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Соответственно подлежат отказу в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требованийПубличного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» в лице его представителя Карагичиевой Натальи Сергеевны к Амаеву Шамилю Магомедгаджиевичу о взыскании в порядке регресса с ответчика в счет возмещения вреда, причиненного в результате поврежденного застрахованного имущества суммы в размере 64000 рублей и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2120 рублей, отказать.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий