Решение по делу № 3-29/2015 от 28.01.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 17 августа 2015 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Осиповой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Данилова Е.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Данилов Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя требования тем, что она не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчете , выполненном ООО «Организация». Выражая несогласие с кадастровой стоимостью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (), просит установить кадастровую стоимость в размере равном его рыночной стоимости.

К участию в деле привлечены администрация <данные изъяты>, Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, Правительство <данные изъяты>.

Определением судьи от 22.06.2015 произведен переход по рассмотрению дела по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (гл. 23 ГПК РФ).

Заявитель Данилов Е.В., его представитель Васильев Н.А. в судебном заседании требования поддержали, просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... руб. , определенном на основании экспертного заключения.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее - Управления Росреестра по <данные изъяты>) Зубец Н.В., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, поясняла, что Управления Росреестра по <данные изъяты> не оспаривает сумму, указанную в экспертном заключении ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).

Представитель заинтересованного лица федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») Петрова Н.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно требований заявителя, представила письменный отзыв и дополнения к нему, пояснив, что результаты кадастровой оценки спорного земельного участка были утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 № 171. ФГБУ «ФКП Росреестра» не является заинтересованным лицом по настоящему делу.

Представители заинтересованных лиц администрации <данные изъяты>, Правительства <данные изъяты>, Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты> в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменных отзывах представители Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, Правительства <данные изъяты> просили в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Частью 3 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Данилов Е.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером (), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

В силу ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Согласно п. 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457.

В соответствии с п. 5 указанного Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Часть 2 указанной статьи закрепляет, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.

Пунктом 1 приказа Росреестра от 18.05.2012 № П/213 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделены полномочиями по осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Пунктом 2 приказа предписано руководителям, территориальных органов Росреестра обеспечить контроль исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочий по осуществлению кадастрового деления территории соответствующего кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы.

В связи с изложенным, доводы представителей Управления Росреестра по <данные изъяты> и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что указанные учреждения не являются заинтересованными лицами по настоящему делу необоснованы.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 № 171. Перечень земельных участков в составе земель города <данные изъяты>, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 01 января 2011 года.

Пунктом 2 названного постановления рекомендовано филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> внести сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный кадастр недвижимости.

Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет.

Кадастровой справкой подтверждается, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет сумму в размере ... руб. , кадастровая стоимость определена на основании указанного постановления Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 № 171 (л.д. 12).

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 28) разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ). С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности). Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.

По ходатайству заявителя Данилова Е.В. была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю К.Л.

Из экспертного заключения, выполненного К.Л. следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму в размере ... руб.

Суд полагает возможным принять указанное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку оно составлено экспертом, имеющим специальное образование, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения; экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования; ссылки на использованные при проведении оценки материалы; отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы эксперта понятны и соответствуют поставленному на его разрешение вопросу.

Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, с применением корректирующих коэффициентов. Подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в определенный период.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.

Возражений относительно достоверности определенной в экспертном заключении рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.

При таких обстоятельствах заявление Данилова Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости на дату 01.01.2011 подлежит удовлетворению. Суд устанавливает рыночную стоимость спорного земельного участка на основании экспертного заключения, выполненного К.Л., в размере ... руб.

В силу ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В пункте 28 постановления Пленума ВС РФ № 28 указано, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Часть 6 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Данилова Е.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с ДД.ММ.ГГГГ до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 21 августа 2015 года

3-29/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Данилов Евгений Владимирович
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Администрация города Черногорска
Правительство Республики Хакасия
Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
28.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
29.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2015Подготовка дела (собеседование)
02.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2015Судебное заседание
06.04.2015Судебное заседание
06.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2015Подготовка дела (собеседование)
24.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2015Судебное заседание
22.06.2015Подготовка дела (собеседование)
22.06.2015Производство по делу приостановлено
03.08.2015Производство по делу возобновлено
03.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2015Дело оформлено
20.02.2016Дело передано в архив
17.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее