Решение по делу № 33-352/2022 (33-11023/2021;) от 29.11.2021

Судья: Вечерская Г.Н. Дело № 33-352/2022 (33-11023/2021)

Дело № 2-584/2021

УИД 25RS0009-01-2021-001095-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2022 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Н.

судей Вишневской С.С., Шульга С.В.

при ведении протокола помощником судьи Якуниной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кравченко Зинаиды Леонидовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю о взыскании суммы компенсации при увольнении, отпускных выплат, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 14.09.2021, которым иск удовлетворен. Взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю в пользу Кравченко З.Л. четырехмесячное денежное содержание в сумме ... руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере ... руб., отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб., компенсация морального вреда в размере ... руб., денежная компенсация за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб., всего ... руб.

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кравченко З.Л. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к МИФНС России № 9 по Приморскому краю, просила с учетом уточнения требований взыскать сумму четырехмесячной компенсации при увольнении в размере ... руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере ... руб., отпускные выплаты за 2020 г. в размере ... руб., компенсацию морального вреда в размере ... руб., компенсацию за задержку причитающихся выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб.

В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России по <адрес> на должности ...

В связи с реорганизацией инспекции путем присоединения к Межрайонной ИФНС России по <адрес> была уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ.

При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме ... руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере ... руб. При исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсаций не учтено полученное в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование в размере ... руб. Суммы материального стимулирования также не учитывались при расчете денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в июне-августе 2020 г. - 38 календарных дней, а также при расчете компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск 46 календарных дней.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю иск не признал, заявил о пропуске срокаобращения в суд в части требований о взыскании недоначисленного денежного содержания в сумме ... руб. за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в июне 2020 г.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась Межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6).

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (п. 8).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 Постановлений Правительства РФ от 06.03.2018 № 229-6, от 19.03.2019 № 283-14 и от 17.02.2020 № 168-8 в 2018-2020 гг. предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из анализа приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

При рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно применил указанные правовые нормы к спорным отношениям.

Так, судом установлено, что Кравченко З.Л. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России по <адрес> на должности ... (л.д.69-76)

Приказом Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе ДД.ММ.ГГГГ; при увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере ... руб. и компенсация за неиспользованный отпуск (46 календарных дней) в размере ... руб.

Материалами дела подтверждается, что согласно выписок из приказов «О выплате средств материального стимулирования сотрудникам Межрайонной ИФНС России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , карточки справки от ДД.ММ.ГГГГ и карточки справки от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по <адрес> ФИО1 в декабре 2019 г. и в 2020 году произведены выплаты материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование, сверх установленного фонда оплаты труда (л.д. 38-50, 54-59).

Принимая решение об удовлетворении исковых требований и взыскивая в пользу Кравченко З.Л. денежные средства исходя из произведенного ей расчета, а также представленного стороной ответчика контррасчета, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период выделялись дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета, которые пошли на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования; выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, относится к категории иных выплат и подлежит учету при определении месячного денежное содержания истца и расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и сумм отпускных и компенсации за отпуск, в связи с чем взыскал с ответчика сумму четырехмесячной компенсации при увольнении в размере ... руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере ... руб. и сумму среднего заработка за период отпуска, предоставленного в 2020 г., в размере ... руб.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09. 2007 № 562, поэтому не должно учитываться при расчете денежного содержания, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принята во внимание ссылка на письмо Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, но при этом учтена позиция содержащаяся в письме Министерства финансов России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку на Министерство финансов России, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при этом в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 прямо указано, что оно не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения, поскольку вопросы связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы, оплатой труда гражданских служащих и порядок исчисления их денежного содержания для всех случаев определения его размера отнесены к компетенции Министерства труда России.

Поскольку судом установлено нарушение прав истца, суд, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... руб., с учетом фактических обстоятельств дела, степени нарушения прав, требований разумности и справедливости, а доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт причинения ему нравственных и физических страданий, являются необоснованными.

Доводы жалобы о пропуске Кравченко З.Л. срока обращения в суд, предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ, по требованию о взыскании не доначисленного денежного содержания в сумме ... руб. за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в июне 2020 г., судебной коллегией отклоняется.

Поскольку о нарушении своего права на выплату заработной платы в полном объеме, Кравченко З.Л узнала после увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок, предусмотренный ч. 2 ст. 392 ТК РФ, не пропущен.

Вместе с тем, судебная коллегия не может признать обоснованными выводы суда первой инстанции в части взыскания в пользу истца компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ в размере ... руб., основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

Из смысла ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору.

Оснований для взыскания денежной компенсации в размере ... руб. не имелось, поскольку спорные суммы истцу не начислялись, взысканные суммы являлись спорными, что исключает возможность возложения на ответчика ответственности на основании ст. 236 ТК РФ, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 14.09.2021 отменить в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм, принять по делу в этой части новое решение.

В иске Кравченко Зинаиды Леонидовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю о взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Судьи

33-352/2022 (33-11023/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравченко З.Л.
Ответчики
МИФНС России
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Фёдорова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
29.11.2021Передача дела судье
14.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022Передано в экспедицию
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее