№ 5-214/2021
24RS0017-01-2020-005651-42
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Красноярск 22 января 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Красноярска Каплеев В.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Сорокиной Ксении Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в г. Красноярске, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ за ОГРНИП №, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес> <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 52 минуты ИП Сорокина К.В., осуществляя предпринимательскую деятельность в магазине «Галамарт», расположенном в торговом центре «<адрес>» по <адрес>, <адрес> в <адрес>, осознавая противоправность своих действий, сознательно допуская наступление вредных последствий, не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно допустила на территорию торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, гражданина, не использующего средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), а также допустила обслуживание своим работником (кассиром ФИО1) данного гражданина (продажу ему товара).
В судебное заседание Сорокина К.В. не явилась, будучи извещенной надлежащим образом путем направления извещений заказной корреспонденцией по адресу регистрации и места жительства, почтовое уведомление возвращено ввиду истечения срока хранения в почтовом отделении. При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.
В соответствии с пунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (в редакции от 26.06.2020) граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пункте 8 (в частности, должностное лицо, определяемое законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения) и в пункте 9 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно пп. «а», «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, а также гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, и осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В развитие приведенных положений законодательства Российской Федерации в целях проведения противоэпидемических и ограничительных мероприятий, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» с 16 марта 2020 года на территории Красноярского края введен режим повышенной готовности.
Пунктом 2.9 Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг (ред. от 23.11.2020) «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» установлено: обязать хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, не допускать на территорию торгового объекта и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия).
Пунктом 1.7 данного Указа Губернатора Красноярского края также установлено, что объекты розничной торговли, торгово-развлекательные центры осуществляют деятельность при условии обязательного соблюдения методических рекомендаций «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.06.2020.
В пункте 2.3.5 данных Методических рекомендаций предусмотрено, кроме прочего, что в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, распределительных центрах рекомендуется осуществлять следующие меры: обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, сменных фильтров - в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами; в торговом зале и перед кассами нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м.
Также список превентивных мер направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV и порядок осуществления контроля за их соблюдением работодателями на территории Красноярского края утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 за № 192-п (в редакции от 06.10.2020).
Пунктом 4 данных Превентивных мер также предусмотрено, что работодатели, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами и (или) непродовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительно обеспечивают выполнение следующих Превентивных мер: обеспечивают использование работниками повышенного риска заражения (кассиры) индивидуальных средств защиты лица (защитные очки, маски) либо оснащение их рабочего места защитным прозрачным экраном; обеспечивают соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1,5 метра) по всему торговому объекту (нанесение разметки на полу, нанесение специальных указателей для соблюдения дистанции, объявление по радио).
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных требований 03 декабря 2020 года в 15 часов 52 минуты ИП Сорокина К.В. допустила на территорию торгового объекта по месту осуществления предпринимательской деятельности гражданина, не использующего средства индивидуальной защиты органов дыхания, а также допустила обслуживание своим работником данного гражданина.
Одновременно с этим судья приходит к выводу, что действия «не обеспечила соблюдение дистанции граждан между друг другом, допустила их скопление возле кассы» вменены ИП Сорокиной К.В. в протоколе об административном правонарушении излишне, поскольку вышеприведенными правовыми актами определены конкретные обязанности индивидуальных предпринимателей в связи с необходимостью соблюдения дистанции между покупателями, а именно установка разметки, указателей, объявления о необходимости соблюдения дистанции. Физическое разделение граждан друг от друга, равно как и обязанность обеспечить работу определенного количества кассиров из расчета на определенное число покупателей на ИП Сорокину К.В. вышеприведенными правовыми актами не возлагались. Поскольку в протоколе об административном правонарушении и в представленных материалах невыполнение требований, связанных с нанесением разметки, указателей, объявлений не описано и не доказано, данные действия судья исключает из объективной стороны вменяемого ИП Сорокиной К.В. правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ИП Сорокиной К.В. доказанной, что подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения;
- рапортом дежурного ДЧ ОП № 7 МУ МВД России «Красноярское» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в отдел полиции поступило анонимное сообщение о том, что в магазине «Галамарт» по <адрес> в <адрес> продавец осуществляет деятельность без средств индивидуальной защиты;
- рапортом полицейского ОР ППСП ОП № 7 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что после поступления сообщения выявлен факт правонарушения, совершенного ИП Сорокиной К.В., которая, осуществляя предпринимательскую деятельность по <адрес> в <адрес>, допустила в торговый павильон гражданина без средств индивидуальной защиты органов дыхания, после чего осуществила продажу товара, рассчитав его на кассе;
- протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксировано, что магазин «Галамарт» находится в ТЦ «Славянский», отдел № на первом этаже от входа с левой стороны по адресу: <адрес>. На момент осмотра места совершения административного правонарушения в торговом павильоне выявлены граждане без масок. Кассир ФИО1. обслужила гражданина без маски;
- объяснениями Сорокиной К.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых та пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 16 мин. ей позвонил администратор магазина ФИО2. и рассказал, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 48 мин. на первой кассе был рассчитан покупатель без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска), за кассой находилась кассир-стажер ФИО1. Сотрудник работает в магазине с ДД.ММ.ГГГГ и находится на испытательном сроке. Ввиду своей неопытности она растерялась и обслужила покупателя без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Также в объяснениях Сорокина К.В. указала, что магазин осуществляет превентивные меры, а именно: наличие антисептических средств на предкассовой линейке в открытом для покупателей доступе, предоставление покупателям масок, хранящихся в пластиковом контейнере, ведение журналов, в которых ведутся замеры температуры сотрудников, сведения о заменах масок каждые 2 часа. Каждое утро на собрании в магазине озвучиваются правила обслуживания покупателей в торговом зале и на кассах. Сорокина К.В. указала, что в тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) правонарушение было устранено;
- объяснениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, который пояснил, что является сотрудником администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, работал совместно с сотрудниками полиции, осуществлял мероприятия по предупреждению и выявлению нарушений правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 15:52 час. ФИО3. находился в магазине «Галамарт», расположенном в ТЦ «Славянский» по адресу: <адрес>. Обнаружен факт административного правонарушения, выражавшийся в том, что при входе в магазин ФИО3. увидел, как неизвестный ему гражданин находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания, после чего он рассчитался за совершенные покупки банковской картой. Продавец, стоящая за кассой, осуществила продажу товара гражданину, видев, что он находится без маски; в магазине работала одна касса из трех стоящих рядом, дистанция не соблюдалась, все стояли кучно, у некоторых граждан маска была одета, не закрывая органы дыхания, у кого-то маски не было вовсе. ФИО3 совместно с сотрудником полиции подошли к кассиру и попросили пригласить администратора, которому впоследствии было разъяснено о совершении административного правонарушения. Администратор попросил кассира объясниться о продаже товаров гражданину, находящему без средств индивидуальной защиты органов дыхания, на что та пояснила, что не заметила гражданина без маски, так как работает одна касса, а граждан много и она не справлялась. После осуществлена фото- и видеофиксация, составлен протокол осмотра;
- объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых та пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 15:52 находилась на своем рабочем месте в магазине «Галамарт» по <адрес> за кассой №, обслуживала покупателей. Покупателей было много, она работала одна, не успевала их обслуживать. В суете и в интенсивном движении она «пробила» товар и рассчитала мужчину, который находился без маски. Через 15-20 минут к ней подошел администратор с сотрудником полиции и пояснил о совершении правонарушения, после чего она ответила, что даже не заметила, что гражданин был без маски, с ней повторно была проведена беседа;
- фототаблицей к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, на которой изображен вход в магазин «Галамарт», расположенный в Торговом центре «<адрес>» по <адрес> кроме того зафиксировано возле кассы скопление людей, запечатлено, что работает одна касса;
- видеозаписью к протоколу об административном правонарушении на материальном носителе с камеры видеонаблюдения в магазине «Галамарт», расположенном в Торговом центре «<адрес>» по <адрес>, <адрес> на которой зафиксированы неоднократные факты продажи товаров покупателям без средств индивидуальной защиты органов дыхания (в частности, на 09:20, на 28:17 видеозаписи);
- листом записи из ЕГРИП и выпиской из ЕГРИП, из которых следует, что Сорокина К.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП №), основной вид деятельности – торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;
- трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждает наличие трудовых отношений между ИП Сорокиной К.В. и ФИО1. Пунктом 1.1 предусмотрено, что ФИО1. принята на должность в соответствии со штатным расписанием продавцом-кассиром.
Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ИП Сорокиной К.В. в совершении данного административного правонарушения.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
ИП Сорокина К.В. не представила доказательств невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ИП Сорокина К.В. не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась.
Исполнение вышеуказанных предписаний предполагает осуществление со стороны индивидуального предпринимателя эффективного контроля за деятельностью работников, что согласуется с положениями трудового законодательства, предусматривающими выполнение обусловленной трудовым договором работы (трудовой функции) в интересах, под управлением и контролем работодателя (ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о том, что ИП Сорокина К.В. осуществляла должный контроль за продавцом ФИО1 и ей были приняты все зависящие от нее меры в целях исключения указанного нарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ИП Сорокина К.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Оснований для признания правонарушения малозначительным либо для прекращения производства по делу не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины Сорокиной К.В., о чем свидетельствует в протоколе об административном правонарушении запись Сорокиной К.В. «с правонарушением согласна, выявленные нарушения устранены в этот же день». Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о личности правонарушителя, признание совершенного Сорокиной К.В. административного правонарушения, считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере.
С учетом того, что по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Сорокина К.В. на дату совершения административного правонарушения не была включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с учетом того, что Сорокиной К.В. нарушены требования нормативных актов, принятых в целях минимизации угрозы причинения вреда здоровью людей, оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Сорокину Ксению Викторовну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель платежа: ГУ МВД России по Красноярскому краю, ИНН 2466050868, КПП 246601001, получатель УФК по Красноярскому краю (ГУВД по Красноярскому краю), расчетный счет 40101810600000010001, банк ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 040407001, ОКТМО 04701000, КБК 188 1 16 0120 1019 000140, УИН 188 803 2420 10700 42197.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья В.А. Каплеев