Решение по делу № 2а-498/2020 от 08.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пенза                                 03 июля 2020 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Прудченко А.А.,

при секретаре Абдрашитовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пензенского района Пензенской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области в непринятии мер по обязанности собственника гидротехнических сооружений составить декларацию гидротехнических сооружений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией законодательства о муниципальной собственности и безопасности гидротехнических сооружений, в результате которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в муниципальной собственности Оленевского сельсовета находятся следующие гидротехнические сооружения: <...> При этом собственником сооружения в лице органа местного самоуправления расчет преддекларационного обследования не произведен, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, а также на минимизацию ущерба, в том числе в результате возможных проявлений терроризма и экстремизма. К негативным последствиям допущенных нарушений следует отнести нарушение порядка распоряжения и использования муниципальным имуществом, непринятие администрацией сельсовета каких-либо мер с целью их устранения. Дальнейшее неисполнение администрацией сельсовета требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ставит под угрозу обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера на ГТС и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области выразившееся в непринятии мер по обязанности собственника гидротехнических сооружений составить декларацию следующих гидротехнических сооружений: <...> проведя их предварительное преддекларационное исследование; обязать администрацию Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области провести преддекларационное исследование, установить класс опасности на следующие гидротехнические сооружения: <...>

В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Пензенской области Гостева И.А. заявленные в административном исковом заявлении требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Третье лицо Средне-Поволжское управление Ростехнадзора по Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изменениями и дополнениями) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст.15 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

На основании ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (с изменениями и дополнениями) владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

К опасным объектам, владельца которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся, в том числе гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений (ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 года №225-ФЗ).

В силу ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

В соответствии со ст.4 Приказа Ростехнадзора от 03 ноября 2011 года №625 «Об утверждении дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, при подготовке декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется Декларантами в соответствии с требованиями п.7 Положения. К участию в обследовании Декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы Деклараций.

Пунктами 18.2 и 18.3 Приказа Ростехнадзора от 02 июля 2012 года №377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)» составляется акт преддекларационного обследования ГТС, составленный участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

Согласно п.7.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе обеспечивают требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пензенского района Пензенской области была проведена проверка исполнения администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области законодательства о муниципальной собственности и безопасности гидротехнических сооружений. В ходе данной проверки установлено, что администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области не приняты меры по составлению декларации следующих гидротехнических сооружений: <...>

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18 сентября 2013 года, 18 сентября 2013 года, 17 сентября 2013 года, 18 сентября 2018 года, 18 сентября 2013 года, 18 сентября 2013 года в собственности муниципального образования Оленевский сельсовет Пензенского района Пензенской области находятся объекты: <...> (л.д.12, 13, 14, 15, 16, 17).

16 апреля 2018 года в адрес администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области прокурором Пензенского района Пензенской области внесено представление №07-33-18 об устранении нарушений законодательства, в котором прокурор района потребовал принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, в том числе их причин и условий, и не допускать их вновь (л.д.18-21).

Согласно письму №77 от 11 мая 2018 года администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области на вынесенное прокурором района представление №07-33-18 от 16 апреля 2018 года направлено письмо в ООО «Юникс» о заключении договора на разработку декларации безопасности по страхованию гражданской ответственности опасного объекта и присвоению класса опасности гидротехнических сооружений. Также за допущенные нарушения действующего законодательства к дисциплинарной ответственности привлечен специалист администрации (л.д.22).

Привлечение виновного лица к дисциплинарной ответственности подтверждается распоряжением главы администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области №10 от 11 мая 2018 года (л.д.23).

Таким образом, бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области привело к нарушению требований действующего законодательства и ставит под угрозу обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера на ГТС и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.

По этим основаниям суд находит административный иск прокурора Пензенского района Пензенской области подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области в непринятии мер по обязанности собственника гидротехнических сооружений составить декларацию гидротехнических сооружений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области выразившееся в непринятии мер по обязанности собственника гидротехнических сооружений составить декларацию следующих гидротехнических сооружений: <...> проведя их предварительное преддекларационное исследование.

Обязать администрацию Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области провести преддекларационное исследование, установить класс опасности на следующие гидротехнические сооружения: <...>

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Председательствующий

В окончательной форме решение принято 08 июля 2020 года.

Председательствующий

2а-498/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пензенского района
Ответчики
администрация Оленевского сельсовета
Другие
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора по Пензенской области
Суд
Пензенский районный суд Пензенской области
Судья
Прудченко Александр Александрович
Дело на странице суда
penzensky.pnz.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
10.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Подготовка дела (собеседование)
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее