Решение по делу № 2а-482/2021 от 09.02.2021

          Дело № 2а-482/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                              17 марта 2021 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре Якуповой А.У., с участием представителя административного истца Карузина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к Иванову О.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения и пенсионное страхование, и пеней,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 1 по ЯНАО) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Иванова О.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 2435 руб. 02 коп., пени за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 665 руб. 01 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 19.04.2018 по 19.12.2018 в размере 80 руб. 51 коп. В обоснование требований указано, что Иванов О.В. являлся индивидуальным предпринимателем до 31.10.2017 года, на которого в порядке ст. 432 НК РФ возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и обязательное пенсионное страхование. Вместе с тем, страховые взносы ответчиком не уплачены в полном объеме, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени. Направленные в адрес ответчика требования об уплате страховых взносов, пени до настоящего времени не исполнены. В установленный срок налоги, пени уплачены не были. 13.05.2020 мировым судьей судебного участка №1 судебного района Салехардского городского суда вынесен судебный приказ о взыскании с Иванова О.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2 435 руб. 02 коп., пени в размере 865 руб. 25 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 99 руб. 42 коп. Определением мирового судьи судебного участка №1 судебного района Салехардского городского суда от 22.07.2020 судебный приказ от 13.05.2020 отменен. В связи с пропуском срока для обращения с административным исковым заявлением в порядке п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.

Представитель административного истца Карузин А.В., действующий на основании доверенности, доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил восстановить пропущенный срок и удовлетворить исковые требования. Пояснил, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование за в размере 1 397 руб. 20 коп., пени в размере 18 руб. 91 коп. были списаны налоговым органом 12.11.2020. Пени в размере 80 руб. 51 коп. за период с 19.04.2018 по 19.12.2018 не уплачены. Сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование поступили из Пенсионного фонда РФ.

Административный ответчик в судебное заседание не явился.

Из разъяснений в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Извещение о месте и времени рассмотрения дела направлено Иванову О.В. заказным письмом с уведомлением о вручении по месту его регистрации: г. Салехард, ул. Совхозня, <адрес>, которое возвращено в адрес суда после неудачной попытки вручения адресату. Аналогичный адрес был указан Ивановым О.В. в заявлении, адресованном мировому судье, об отмене судебного приказа. На основании изложенного, извещение считается доставленным Иванову О.В.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от <дата> N 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017, с изм. от 31.10.2019) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, к ее полномочиям относится взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.

Выполнение вышеперечисленных функций с 01.01.2017 возложено на налоговые органы.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

С принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, а Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01 января 2017 года утратил силу.

В соответствии с п. 2 ст. 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает такими бюджетными полномочиями, как осуществление начисления, учета и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в размере, который определяется в порядке, предусмотренном ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 430 НК РФ).

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления пеней и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Иванов О.В. (ИНН ) с 01.11.2015 по 31.10.2017 являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП ), был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Салехарду в качестве страхователя с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Таким образом, Иванов О.В. в указанный период являлся плательщиком страховых взносов в ПФР РФ и взносов в ФОМС.

В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность, взыскание производится в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Иванов О.В. подключен к сервису «Личный кабинет налогоплательщика», в связи с чем, в силу ст. 11.2 НК РФ получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов налоговым органом в адрес ответчика направлено требование через личный кабинет налогоплательщика по состоянию на 10.07.2019 об уплате страховых взносов за на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 2435 руб. 02 коп., пени в размере 27 руб. 84 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 2017 года, в размере 1 397 руб. 20 коп., пени в размере 99 руб. 42 коп., установлен срок исполнения требования – 28.10.2019.

Расчет недоимки по страховым взносам, пени проверен судом и признан правильным.

В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, 13.05.2020 мировым судьей судебного участка №1 судебного района Салехардского городского суда вынесен судебный приказ о взыскании налоговой задолженности с Иванова О.В.

Определением мирового судьи судебного участка №1 судебного района Салехардского городского суда от 22.07.2020 судебный приказ от 13.05.2020 отменен в связи с поступлением возражений Иванова О.В.

В силу части 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд с административным иском за принудительным взысканием налоговой задолженности в рассматриваемом случае подлежит исчислению со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и последним днём обращения налогового органа в суд за принудительным взысканием налоговой задолженности является 22.01.2021.

Вместе с тем, налоговый орган направил в Салехардский городской суд административный иск о взыскании с Иванова О.В. недоимки по обязательным платежам 03.02.2021, то есть с пропуском предусмотренного законом шестимесячного срока.

В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, административный истец просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд с заявленными требованиями по причине неуплаты до настоящего времени административным ответчиком недоимки по налогу, недополучении бюджетом Российской Федерации указанной суммы, а также учесть приостановление мер по взысканию задолженности в период с 02.04.2020 до 01.07.2020 в связи с пандемией и распространением коронавирусной инфекции, недостаточности лимитов бюджетных средств на почтовые расходы.

Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие истцу своевременно обратиться с иском в суд за защитой своих прав (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Доказательств существования обстоятельств, которые объективно препятствовали контрольному органу своевременно обратиться в суд, административным истцом не представлено.

Обстоятельства организационного характера, имевшиеся у организации, не являются уважительными причинами, объективно препятствующими своевременному обращению с административном иском в суд.

Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" распространяются на продление сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов до 6 месяцев, и не могут являться уважительными причинами, объективно препятствующими своевременному обращению с настоящим административном иском в суд.

МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу является государственным органом, главной задачей которого является, в том числе, контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный истец утратил право на принудительное взыскание страховых взносов в судебном порядке в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд после отмены судебного приказа.

При таких обстоятельствах, рассматриваемые административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Иванову О.В. о взыскании недоимки на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 2435 руб. 02 коп., пени за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 665 руб. 01 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за период с 19.04.2018 по 19.12.2018 в размере 80 руб. 51 коп. – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий                                                                                   М.И. Позднякова

Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2021 года.

2а-482/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчики
Иванов Олег Владимирович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация административного искового заявления
09.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее