< >
УИД 35RS0010-01-2023-013115-07
дело № 2-1638/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Череповец 22 мая 2024 года
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Опаричевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Борисовой К.Ю.,
с участием истца Сатторовой С.Х., ее представителя адвоката Й., действующего на основании ордера от 23.10.2023 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатторовой С. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Сатторова С.Х. обратился в суд с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее – ОСФР по Вологодской области) по мотиву того, что решением пенсионного органа от 04.04.2023 № ей отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) ввиду отсутствия страхового стажа (не менее 15 лет). При этом отказано во включении в страховой стаж: периода учебы с 01.09.1990 по 02.07.1992 в Душанбинском медицинском училище по специальности лабораторная диагностика; трех лет ухода за детьми 1995, 1997, 1999, 2002, 2003 годов рождения в возрасте с полутора до трех лет и 70 дней до их рождения (ответчиком зачтен период в шесть лет из девяти); периода работы с 01.01.2005 по 01.09.2021 в должности лаборанта < >
Полагая свои права нарушенными, руководствуясь положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, просит признать решение ОСФР по Вологодской области от 04.04.2023 № об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным; возложить на ОСФР по Вологодской области обязанность включить вышеуказанные периоды в ее страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, назначить страховую пенсию по указанному основанию с 22.09.2022.
В судебном заседании истец Сатторова С.Х. и ее представитель адвокат Й. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (судебной повесткой); представил возражения на исковое заявление, в которых в удовлетворении исковых требований Сатторовой С.Х. просил отказать, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, указал, что на дату определения права (22.09.2022) продолжительность страхового стажа истца составила 8 лет 2 месяца 27 дней, величина ИПК – 26,318. Трудовая книжка серии АТ-IX № пенсионным органом ко вниманию в целях подтверждения периодов работы истца не принята, поскольку заполнена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № (бланк РСФСР выпущен в 2001 году, заполнен 25.08.1992, содержит записи о периодах работы в <адрес> с 1992 года, печать организации на титульном листе не читается). Во включении в страховой стаж периодов работы в <адрес> с 2002 года отказано в связи с отсутствием в документах, рассматриваемых пенсионным органом, сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанной Республике. Согласно справке от 02.02.2023 № в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 заработная плата Сатторовой С.Х. не начислялась. Правовых оснований для включения в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию периодов ухода за детьми 1995, 1997, 1999, 2002, 2003 годов рождения в возрасте с полутора до трех лет и 70 дней до их рождения, а также периода учебы с 01.09.1990 по 02.07.1992 в Душанбинском медицинском училище по специальности лабораторная диагностика не имеется, поскольку статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях данные периоды не предусмотрены. Положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №-П к рассматриваемым отношениям не применимы, так как в нем идет речь о категориях застрахованных лиц, имевших право на пенсионное обеспечение по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2002. Факты постоянного проживания и работы истца на территории Российской Федерации на указанную дату не подтверждены, соответственно, она не может рассчитывать на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства. В указанных возражениях представитель ответчика также просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, материалы пенсионного (отказного) дела № приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях, вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о страховых пенсиях законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.
При этом в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом о страховых пенсиях, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона о страховых пенсиях).
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о страховых пенсиях, к числу которых относятся возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
Из положений части 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях следует, что по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан определены в статье 32 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 1 части 1 статьи 32 указанного Закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
На основании части 3 статьи 35 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости с 01.01.2015 назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В 2022 году величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 23,4.
Страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Закона о страховых пенсиях).
В силу положений части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023 – в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Закона, в страховой стаж также засчитываются иные периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Закона, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона.
Из пункта 3 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях, в частности, следует, что в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Закона о страховых пенсиях).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в целях информирования застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также назначения страховых пенсий в соответствии с Законом о страховых пенсиях (часть 5 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 242-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в городе Душанбе 15.09.2021, который
Данный Договор официально опубликован 21.10.2022, в связи с чем, суд исходит из того, что он не может быть распространен на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
До 01.01.2023 действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, 13.03.1992 (далее также – Соглашение от 13.03.1992).
Несмотря на то, что в отношениях Российской Федерации с другими участниками действие соглашения прекращено, на дату обращения Сатторовой С.Х. в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости оно являлось действующим и подлежало применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктами 2 и 3 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Письмом социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р (далее – Рекомендации)).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения от 13.03.1992, пункт 4 Рекомендаций).
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение содержалось в статье 39 Кодекса законов о труде РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 09.12.1971), предусматривавшей, что трудовые книжки велись на всех рабочих и служащих, работающих на предприятии, в учреждении, организации свыше пяти дней. В трудовую книжку вносились сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны были производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.
С 01.01.2015 действуют Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).
Согласно пункту 11 данных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее – трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 4.1, 5.1 и 5.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (далее – Инструкция о порядке ведения трудовых книжек), заполнение трудовых книжек и вкладышей к ним производилось на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, на территории которых расположено данное предприятие, учреждение, организация, и на официальном языке СССР. В трудовую книжку вносились, в том числе, сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении должны были точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи подлежали производству арабскими цифрами, аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
Сведения о работнике записывались на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указывались на основании паспорта или свидетельства о рождении. После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверял правильность внесенных сведений. Первая страница (титульный лист) трудовой книжки подписывалась лицом, ответственным за выдачу трудовых книжек, и после этого ставилась печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверялись подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Если трудовая книжка заполнялась одновременно на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа и на официальном языке СССР, то заверялись оба текста.
Лицо, потерявшее трудовую книжку (вкладыш к ней), обязано было немедленно заявить об этом администрации по месту последней работы. Не позднее 15 дней после заявления администрация выдавала работнику другую трудовую книжку или вкладыш к ней (новых образцов) с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу первой страницы. Дубликат трудовой книжки или вкладыш к ней заполнялись по общим правилам. В раздел «Сведения о работе» при заполнении дубликата вносились записи о работе по месту последней работы на основании ранее изданных приказов (распоряжений).
В дальнейшем порядок ведения трудовых книжек определялся постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».
Пунктом 18 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу возлагалась на специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несли дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сатторова С.Х. в период с 01.09.1990 по 02.07.1992 проходила обучение в Душанбинском медицинском училище по специальности «лабораторная диагностика», что подтверждается дипломом серии ПТ-I № 256873 (л.д. 14).
< >
Также Сатторова С.Х. с 2022 года является гражданской Российской Федерации.
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются, доказательства, опровергающие их, в материалах дела отсутствуют.
Сатторовой С.Х. 25.09.2022 исполнилось < >
Она обратилась 22.09.2022 в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (правопреемником которого является ОСФР по Вологодской области) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости досрочно.
При обращении в пенсионный орган ею была представлена трудовая книжка серии АТ-IX №, в которой содержатся записи №№ и 2, согласно которым Сатторова С.Х. с 20.08.1992 работала в ЦРБ <адрес> на должности лаборанта в клинической лаборатории, освобождена от занимаемой должности по статье 41 КЗоТ Республики Таджикистан 06.09.2021 по собственному желанию. Отметка о том, что трудовая книжка является дубликатом, в ней отсутствует (л.д. 12-13).
Решением ОСФР по Вологодской области от 04.04.2023 № в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, ей отказано ввиду отсутствия необходимого страхового стажа продолжительностью не менее 15 лет. С учетом поступивших документов (сведений) на дату определения права величина ИПК составляет 26,318, страховой, общий трудовой стаж 8 лет 2 месяца 27 дней, состоит из периодов работы с 20.08.1992 по 15.10.1992, с 15.03.1993 по 15.07.1994, с 15.09.1994 по 15.03.1995, периода получения пособия по безработице с 24.05.2022 по 22.08.2002, периода ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет – 6 лет. При этом ко вниманию не принята трудовая книжка, представленная Сатторовой С.Х., ввиду ее заполнения с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (бланк РСФСР выпущен в 2001 году, заполнен 25.08.1992, содержит записи о периодах работы в <адрес> с 1992 года, печать организации на титульном листе не читается) и не засчитаны периоды работы с 01.01.2002 по 2021 год, имевшие место на территории <адрес>, в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанное Республике.
Из объяснений Сатторовой С.Х. и ее представителя в судебных заседаниях следует, что истец после обучения с 1992 по 2021 годы работала в <адрес> в должности лаборанта, работодателем трудовая книжка была утрачена в связи с проходившими в 1990-е годы на территории Республики Таджикистан военными действиями, взамен была выдана новая трудовая книжка, записи в которую внесены на основании приказов. После увольнения из больницы в 2021 году переехала в Российскую Федерацию, 05.05.2022 получила гражданство Российской Федерации.
Согласно справке-подтверждению Межведомственного архива документов по личному составу при государственной исполнительной власти <адрес> от 29.02.2024 № Сатторова С.Х. поступила на работу в <адрес>ную больницу <адрес> на должность лаборантки клинической лаборатории с 20.08.1992. В 2004 году она обратилась в отдел кадров за трудовой книжкой, оказалось, что она утеряна в связи с военным переворотом в <адрес>. На основании данных книги приказов, штатного расписания, книги по начислению заработной платы ей была выдана новая трудовая книжка серии АТ-IX №.
В соответствии с выписками от 29.02.2024 №№(2) и 250(1) из приказов от 20.08.1992 № и от 03.09.2021 №, представленными вышеназванным Межведомственным архивом, оригиналы которых находятся в материалах дела, Сатторова С.Х. принята в <адрес>ную больницу <адрес> на должность лаборанта в клиническую лабораторию с 20.08.1992, освобождена от занимаемой должности по собственному желанию согласно статье 41 КЗоТ Республики Таджикистан.
Аналогичного характера выписки имеются в материалах пенсионного (отказного) дела № на имя Сатторовой С.Х..
Справкой Центральной больницы <адрес> от 27.09.2021 № подтверждено, что Сатторова С.Х. действительно работала полный рабочий день в период с 20.08.1992 по 06.09.2021 в ЦРБ <адрес> на должности лаборантки. Страховые взносы уплачены своевременно согласно установленного тарифа (л.д. 16).
Из справки от 15.09.2023 №, представленной Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве <адрес>, следует, что за период с 01.01.2005 по 01.09.2021 за Сатторову С.Х., лаборанта <адрес>ной больницы <адрес> (< >), произведены отчисления страховых взносов. Страховые взносы перечислялись своевременно согласно установленного тарифы (л.д. 15).
В пенсионном (отказном) деле № на имя Сатторовой С.Х. содержатся следующие документы, копии которых представлены в материалы дела:
архивные справки по заработной плате и стаже работы истца за период с 1992 по 1995 годы, с 2006 по 2010 годы, представленные Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в <адрес>, а также справки по ее заработной плате за период с 2011 по 2021 годы, представленные ЦРБ <адрес>, согласно которым в 2005 году, в декабре 2009 года, а также в сентябре 2021 года начисления заработной платы у Сатторовой С.Х. отсутствовали (л. 49-52);
письмо Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в <адрес>, согласно которому Сатторова С.Х не зарегистрирована в УАССП <адрес>, никакой вид пенсии ей не назначен, страховые взносы отчислялись своевременно по установленному тарифу (л. 45).
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что трудовой книжка серии АТ-IX № на имя Сатторовой С.Х., по своей сути, является дубликатом первоначально оформленной ей трудовой книжки, утерянной работодателем в связи с военными действиями на территории <адрес>, что подтверждается справкой-подтверждением Межведомственного архива документов по личному составу при государственной исполнительной власти <адрес> <адрес>.
Факт работы истца в <адрес>ной больнице <адрес> подтверждается справкой Центральной больницы от 27.09.2021 №, выписками из приказов от 20.08.1992 № и от 03.09.2021 №, иными материалами дела в их совокупности.
Ввиду изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Сатторова С.Х. в период с 20.08.1992 по 06.09.2021 работала в <адрес>ной больнице <адрес>.
Как следует из вышеприведенных архивных справок и справок по заработной плате истца, страховые взносы работодателем отчислялись своевременно по установленному тарифу.
Между тем, поскольку за 2005 год, а также периоды с 01.12.2009 по 31.12.2009, с 01.09.2021 по 06.09.2021 начисления заработной платы Сатторовой С.Х. не производились, вследствие чего отчисления страховых взносов за обозначенные периоды не осуществлялись, суд полагает зачесть в страховой стаж Сатторовой С.Х. периоды работы в <адрес>ной больнице <адрес> < > в должности лаборанта клинической лаборатории с 01.01.2006 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 31.08.2021.
При разрешении требований истца о включении в страховой стаж периода учебы с 01.09.1990 по 02.07.1992 в Душанбинском медицинском училище по специальности лабораторная диагностика, а также трех лет ухода за детьми 1995, 1997, 1999, 2002, 2003 годов рождения в возрасте с полутора до трех лет и 70 дней до их рождения (ответчиком зачтен период в шесть лет из девяти) суд исходит из следующего.
При определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до 01.01.2002, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П.
Из смысла данного постановления следует, что исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.
Таким нормативным актом являлся Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утративший силу с 01.01.2002.
Статьей 91 названного Закона определялось, что подготовка к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Кроме того, в общий трудовой стаж включались наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, периоды ухода неработающей < > за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности (пункт «в» статьи 92 Закона).
На основании статьи 4 названного Закона основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в Российской Федерации, если иное не предусматривалось Законом или договором.
Таким образом, применение правовой позиции постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П до 01.01.2002, в отношении лиц, которые рассчитывали на условия пенсионного обеспечения, закрепленные в законодательстве, действовавшем по состоянию на 31.12.2001, возможно лишь только к тем гражданам, на которых распространялось пенсионное законодательство Российской Федерации до 01.01.2002.
В ином случае, если гражданин не подпадал под действие российского правового регулирования в области обязательного пенсионного страхования, то применение норм пенсионного обеспечения, предусмотренных в Законе Российской Федерации 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также правовой позиции постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П к такому гражданину не допускается.
Принимая во внимание, что по состоянию на 31.12.2001 Сатторова С.Х. на территории Российской Федерации не проживала, что подтверждено ею в судебном заседании, суд не находит оснований для включения в ее страховой стаж периода учебы с 01.09.1990 по 02.07.1992 в Душанбинском медицинском училище по специальности лабораторная диагностика и трех лет ухода за детьми 1995, 1997, 1999, 2002, 2003 годов рождения в возрасте с полутора до трех лет и 70 дней до их рождения.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 названной статьи, статьями 25.1, 25.2 указанного Закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку Сатторова С.Х. достигла возраста 50 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, 25.09.2022, суд исходит из того, что данная дата является датой определения права истца.
Принимая во внимание, что на дату определения права страховой стаж Сатторовой С.Х. (с учетом включения в него вышеуказанных периодов работы истца в <адрес>) составил более 15 лет, необходимых для назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, суд приходит к выводу о возложении на ОСФР по Вологодской области обязанности назначить ей страховую пенсию по данному правовому основанию с 25.09.2022.
На основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Сатторовой С. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Вологодской области от 04.04.2023 № «Об отказе в назначении пенсии» Сатторовой С. Х. (< >).
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (< >) включить в страховой стаж Сатторовой С. Х. (< > 62) по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2012 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в <адрес> в должности лаборанта клинической лаборатории с 01.01.2006 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 31.08.2021.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (< >) назначить Сатторовой С. Х. (< > пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2012 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права, то есть с 25.09.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья < > Е.В. Опаричева
Мотивированное решение суда составлено 29.05.2024.