Дело № 2-3799/2021
УИД 39RS0002-01-2021-003696-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стефанской Н.В.,
при секретаре Моздыган М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Калининградской области к Отделению по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области, судебному приставу-исполнителю Отделения по особым исполнительным производствам Далакян Марине Александровне, третьи лица: Агентство по имуществу Калининградской области, Министерство социальной политики Калининградской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, указав, что судебным приставом-исполнителем Отделения по особым исполнительным производствам вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от < Дата > №-ИП в размере 50 000 рублей. Предметом исполнения указанного исполнительного производства является исполнение решения Центрального районного суда г. Калининграда от 27.05.2020 г. по обеспечению Смирнова А.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. С указанным постановлением истец не согласен, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления Смирнову А.А. жилого помещения, в связи с чем в его действиях отсутствует вина в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные законом сроки. Учитывая изложенное, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора.
Представитель истца Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения к исковому заявлению, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, посредством телефонограммы просил рассмотреть дело в его отсутствие. В материалы дела представлены письменные пояснения к иску, дополнения к пояснению на иск.
Представитель ответчика отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области, судебный пристав-исполнитель Отделения по особым исполнительным производствам Далакян М.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Третье лицо Смирнов А.А., представители третьих лиц Министерства социальной политики Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представителем Агентства по имуществу Калининградской области представлен отзыв на иск, в котором указано на предпринимаемые действия по обеспечению жильем детей сирот.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к следующему.
По смыслу ч.1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от 27.05.2020 на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Смирнову А.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Во исполнение указанного решения суда в Отделении по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство от < Дата > №-ИП. Согласно постановлению, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением решения суда в установленный срок для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области вынесено постановление о взыскании с Правительства Калининградской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Калининграда от 20.11.2020 было отказано в удовлетворении заявления Правительства Калининградской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27.05.2020.
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Статьей 5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» установлены полномочия специально уполномоченного органа государственной власти в сфере имущественных отношений – Агентства по имуществу Калининградской области, к которым относится приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и заключение договоров найма жилых помещений для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Приобретение жилых помещений осуществляется Агентством по имуществу Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в течение 2021 года Агентством по имуществу Калининградской области регулярно проводились электронные аукционы на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот. В связи с отсутствием участников аукционы признаны несостоявшимися.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с имеющимися полномочиями Правительством Калининградской области принято постановление от 12.04.2021 № 189, которым введена дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.
Редакцией от 07.06.2021 постановления Правительства Калининградской области от 12.04.2021 № 189 установлена возможность выдачи жилищных сертификатов в случае изменения судом способа исполнения решения суда с предоставления жилого помещения специализированного жилищного фондана предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.
Таким образом, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, в том числе с соблюдением требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, требующего проведения определенных процедур, в рамках которых происходит исполнение судебного решения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд усматривает наличие объективных уважительных причин в нарушении установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневного срока, в связи с чем приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительство Калининградской области удовлетворить.
Освободить Правительство Калининградской области от уплаты взысканного постановлением от 07.04.2021 в рамках исполнительного производства от < Дата > №-ИП исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2021 года.
Судья: