Дело № 12-45/2023 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
05 октября 2023 года г. Облучье
Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области
Машина В.В.,
с участием защитника юридического лица – Казурова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Тимченко Г.Л. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Облученскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Дворникова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН 7902525979, ОГРН 1067907000974) к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Облученскому району ГУ ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Дворникова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация муниципального образования (далее – МО) «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации МО «Бирское городское поселение» Тимченко Г.Л. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своих требований указала, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, своевременно и надлежащим образом не было извещено о времени и месте рассмотрения дела, а именно: определение о назначении дела к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ было получено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело фактической возможности прибыть на рассмотрение дела. При составлении протокола об административном правонарушении не участвовал защитник. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было ознакомлено со всеми материалами дела. Дело об административном правонарушении рассмотрено субъектом административной юрисдикции (начальником отдела) при наличии оснований для самоотвода, предусмотренных статьей 29.2 КоАП РФ, так как руководитель отделения заинтересован в разрешении дела, поскольку результаты применения административных мер к должникам являются одним из показателей деятельности отделения судебных приставов. Кроме того, установленный в требовании об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения – 17-00 часов ДД.ММ.ГГГГ является нереальным. Более того контейнерные площадки для накопления ТКО в поселении установлены.
В судебном заседании защитник юридического лица - администрации МО «Бирское городское поселение» Казуров В.Г. доводы и требования жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что утром ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бирского городского поселения было получено пять протоколов и определений о назначении к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ разных дел об административных правонарушениях в отношении администрации поселения. Представитель администрации проживает в <адрес> и физически не имел возможности подготовиться и прибыть к назначенному времени в <адрес> для рассмотрения всех административных дел, чем было нарушено право лица, привлекаемого к ответственности, на защиту. Помимо изложенных в жалобе нарушений, судебным приставом нарушены положения ст. 115 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.15 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется. В связи с изложенным просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом.
Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Облученскому району Дворникова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ получено администрацией МО «Бирское городское поселение» ДД.ММ.ГГГГ, жалоба на постановление подана в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, установленный законом срок обжалования не пропущен.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела установлено, что решением Облученского районного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на администрацию МО «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне застройки индивидуальными и многоквартирными жилыми домами на территории Бирского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (по 36 адресам).
На основании исполнительного листа по указанному делу судебным приставом-исполнителем ОСП по Облученскому району ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – администрации МО «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Облученскому району ФИО от ДД.ММ.ГГГГ с администрации МО «Бирское городское поселение» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа неимущественного характера в установленный срок.
Согласно требования заместителя начальника отделения- заместителем старшего судебного пристава ОСП по Облученскому району ФИО должнику- администрации МО «Бирское городское поселение» установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить вышеуказанное решение суда.
Постановлением начальника отделения судебных приставов по Облученскому району от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Бирское городское поселение» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000,00 рублей за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Облученскому району ФИО в адрес администрации МО «Бирское городское поселение» направлено требование об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также о явке ДД.ММ.ГГГГ к 10 час. 30 мин. в отделение судебных приставов по Облученскому району для дачи объяснений по факту неисполнения судебного решения и решения вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие представителя должника, извещенного надлежащим образом, судебным приставом-исполнителем ФИО составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Бирское городское поселение», не исполнившей требования исполнительного документа неимущественного характера после наложения административного штрафа.
На основании вышеназванного протокола по делу об административном правонарушении начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Облученскому району ГУ ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Дворниковым А.С. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление, которым юридическое лицо - администрация МО «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ- за невыполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом после наложения административного штрафа, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Суд не может согласиться с доводами защитника юридического лица о нарушении судебным приставом-исполнителем порядка вынесения постановления о привлечении администрации МО «Бирское городское поселение» к административной ответственности в части отсутствия необходимости составления протокола об административном правонарушении.
Так, статья 115 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», на нарушение которой ссылается в своих доводах защитник администрации МО «Бирское городское поселение», и которая предусматривала вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о наложении штрафа без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении, утратила силу с 21.10.2011 в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов в отношении должника составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
К случаям, перечисленным в ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, когда при совершении административного правонарушения протокол не составляется, правонарушение, за совершение которого администрация МО «Бирское городское поселение» привлечена к административной ответственности, не относится.
Таким образом, факт составления протокола об административном правонарушении, вопреки доводам защитника юридического лица, соответствует требования действующего законодательства и основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Рассматривая доводы представителя администрации МО «Бирское городское поселение» о несвоевременности уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени рассмотрения дела об административном правонарушении, и нарушении в связи с этим права на защиту, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как следует из ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, предусмотренный нормами КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для реализации конституционного права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе путем надлежащего и своевременного извещения о рассмотрении дела.
Исходя из положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, праву лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела корреспондирует обязанность административного органа предоставить указанному лицу такую возможность.
Как следует из материалов исполнительного производства №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Облученскому району Дворниковым А.С. вынесено определение, в соответствии с которым рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении администрации МО «Бирское городское поселение» назначено на 11 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ в кабинете № отделения судебных приставов по Облученскому району по адресу: ЕАО, <адрес>.
Названное определение вместе с протоколом об административном правонарушении по исполнительному производству №-ИП, а также ещё по четырем исполнительным производствам направлены в адрес администрации МО «Бирское городское поселение» посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 34 мин. Сообщение прочитано адресатом в 08 час. 22 мин. ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как указано выше, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Однако, с учетом территориальной отдаленности <адрес> от <адрес>, а также необходимостью представителя администрации МО «Бирское городское поселение» участвовать в один день – ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении пяти дел об административных правонарушениях, прихожу к выводу о ненадлежащем и несвоевременном извещении административным органом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку при таких обстоятельствах не были созданы условия для подготовки представителя либо защитника юридического лица к рассмотрению дела, для непосредственного участия в его рассмотрении и реализации права на защиту.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен. Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фактически было лишено права участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать объяснения, предоставлять доказательства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Принимая во внимание вышеизложенное, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Облученскому району ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Дворникова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности за нарушения законодательства об исполнительном производстве в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и на дату рассмотрения жалобы не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Облученскому району ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, жалоба главы администрации МО «Бирское городское поселение» подлежит частичному удовлетворению.
Иные доводы, изложенные в жалобе администрации МО «Бирское городское поселение», в том числе, о наличии либо отсутствии оснований для самоотвода, о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа, об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с направлением дела на новое рассмотрение оценке при рассмотрении настоящей жалобы не подлежат.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░