Решение по делу № 3а-86/2021 от 17.02.2021

Дело № 3а-86/2021

42OS0000-01-2021-000074-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Антипова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«11» мая 2021 года

административное дело по административному иску Акционерного общества «Первая башенная компания» о признании недействующими отдельных положений Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47,

У С Т А Н О В И Л:

05 февраля 2010 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты на территории Кемеровской области». Текст Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты (далее также Порядок) приведен в приложении к указанному постановлению и является его неотъемлемой частью.

Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru, 17 февраля 2010 года

Указанный нормативный правовой акт устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (за исключением города Кемерово) и предоставленных в аренду без торгов (пункт 1.2 Порядка).

Пунктом 2.5 Порядка установлена формула определения размера годовой арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 Порядка, согласно которой таковая определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением ряда коэффициентов, в том числе, учитывающего вид использования земельного участка (Кв).

Значения коэффициентов, учитывающих вид использования земельного участка (Кв) в соответствующих муниципальных образованиях, содержатся в Приложениях к Порядку (пункт 2.6).

Пунктом 13.13 Приложения № 17 к Порядку установлено значение коэффициента вида использования земельных участков радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станцией и сооружений на территории Гурьевского муниципального округа.

В приложение № 17 к Порядку в части таблицы «Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Гурьевского муниципального округа» внесены изменения постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.10.2010 № 468, от 12.12.2013 № 576, от 29.04.2016 № 168, от 05.06.2017 № 271, от 27.11.2017 № 613, от 02.03.2018 № 64 и постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.12.2019 № 774, не повлекшие изменения числового значения коэффициента, содержащегося в пункте 13.13 Приложения № 17.

Пунктом 13.16 Приложения № 33 к Порядку установлено значение коэффициента вида использования земельных участков прочих предприятий связи на территории Яшкинского муниципального округа.

В приложение № 33 к Порядку в части таблицы «Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Яшкинского муниципального округа» внесены изменения постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.06.2010 № 267, от 05.06.2017 № 271, от 27.11.2017 № 613 и постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.12.2019 № 774, не повлекшие изменения числового значения коэффициента, содержащегося в пункте 13.16 Приложения № 33.

Акционерное общество «Первая Башенная Компания» (далее также АО «Первая Башенная Компания», Общество) является арендатором земельных участков, расположенных на территории Яшкинского муниципального округа и Гурьевского муниципального округа. Арендная плата определена исходя из коэффициентов вида использования земельных участков, содержащихся в пунктах 13.13 приложения № 17 и 13.16 приложения № 33 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47.

Административный истец полагает, что в указанной части нормативный правовой акт не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку коэффициенты, учитывающие вид использования земельных участков были установлены без экономического обоснования на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, чем нарушаются его права и законные интересы, как плательщика арендной платы.

Представитель административного истца АО «Первая Башенная компания» Горячев Р.Р., действующий на основании доверенности от 01.07.2020, в судебном заседании требования о признании оспариваемых положений нормативного правового акта в действующей редакции несоответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поддержал по тем основаниям и доводам, что изложены в административном иске.

Представитель административного ответчика Правительства Кемеровской области - Кузбасса (ранее Коллегия Администрации Кемеровской области) Ищенко К.С., действующая на основании доверенности от 31.07.2019, возражала против заявленных требований. Пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах полномочий, в рамках действующего законодательства и не противоречит принципам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Отзыв на исковое заявление и дополнительные возражения приобщены к материалам дела (том 1 л.д. 148-151, том 2 л.д. 12 - 14).

Комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального округа, администрация Яшкинского муниципального округа о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Антипова А.А., полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «в», «г», «к» части 1)

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, предусматривающий, что любое ее использование осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определены формы платы за использование земли, коими являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В целях реализации указанных положений законодательства постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 утвержден Порядок, определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты на территории Кемеровской области».

Постановление опубликовано 17 февраля 2010 года на официальном сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» и вступило в силу со дня официального опубликования.

В соответствии со статьей 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) Коллегия Администрации Кемеровской области являлась высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области и входила в систему органов государственной власти Кемеровской области.

С учетом изменений, внесенных в Устав Кемеровской области – Кузбасса Законом Кемеровской области от 29.04.2019 № 23-ОЗ, а также в его действующей редакции, высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса является Правительство Кемеровской области – Кузбасса, которое входит в систему органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса (статья 9 Устава Кемеровской области – Кузбасса).

Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области – Кузбасса обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области на территории Кемеровской области; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации (статьи 49, 50 Устава Кемеровской области – Кузбасса).

Согласно положений Закона Кемеровской области от 4 июля 2002 года № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» (в редакции на дату принятия оспариваемого постановления) Коллегия Администрации Кемеровской области являлась уполномоченным органом по изданию правовых актов по вопросу установления порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Кемеровской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В последующем указанными полномочиями наделено Правительство Кемеровской области – Кузбасса как высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации.

Официальными источниками опубликования актов Коллегии Администрации Кемеровской области являются областная массовая газета «Кузбасс», сайт «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» электронный адрес: www.zakon.kemobl.ru в сети Интернет и сборник «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса» в редакции от 05 августа 2009 года).

Официальными источниками опубликования актов Правительства Кемеровской области – Кузбасса являются газета «Кузбасс», сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» ( (www.zakon.kemobl.ru), официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса» в редакции действовавшей до 25.01.2021).

Таким образом, нормативный правовой акт принят высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка и формы его принятия. Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе, порядок опубликования и вступления его в силу, не нарушены, что административным истцом не оспаривается.

Из материалов дела следует, что акционерное общество «Первая Башенная компания», возникшее в результате реорганизации ПАО «Мегафон», является арендатором следующих земельных участков на территории Яшкинского муниципального округа:

с кадастровым номером , предоставлен на основании договора аренды № 62 от 03 ноября 2015 года заключенного с администрацией Яшкинского муниципального района для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции (том 1 л.д. 72 – 75, 76 – 78);

с кадастровым номером предоставлен на основании договора аренды № 44 от 03 ноября 2015 года заключенного с администрацией Литвиновского сельского поселения для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции (том 1 л.д. 79 - 80, 81, 82, 83 – 85);

с кадастровым номером , видом разрешенного использования - для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции, предоставлен на основании договора аренды № 285 от 05 ноября 2015 года заключенного с администрацией Дубровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области (том 1 л.д. 86 – 89, 90 - 92);

с кадастровым номером предоставлен на основании договора аренды №39 от 01 ноября 2017 года заключенного с администрацией Яшкинского муниципального района для размещения антенно-мачтового сооружения с оборудованием сотовой связи (том 1 л.д. 93 - 97);

с кадастровым номером , предоставлен на основании договора аренды № 29 от 05 ноября 2015 года заключенного с администрацией Акациевского сельского поселения для размещения башни сотовой радиотелефонной связи и контейнера с оборудованием базовой станции (том 1 л.д. 105 – 108, 109 – 111).

Кроме того, АО «Первая Башенная компания» на основании договора аренды № 420 от 17 августа 2017 года заключенного с администрацией Гурьевского городского поселения, является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенного на территории Гурьевского муниципального округа, с одним из видов разрешенного использования - земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений (том 1 л.д. 98 - 104).

На перечисленных земельных участках расположены сооружения сотовой связи (антенно-мачтовые сооружения, башни сотовой радиотелефонной связи, контейнеры с оборудованием базовых станций), принадлежащие АО «Первая Башенная компания» (том 1 л.д. 251 – 253).

Расчет арендной платы за земельные участки, согласно условиям вышеуказанных договоров аренды, производится в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 по формуле, установленной в п. 2.5 Порядка, с использованием коэффициента (Кв), учитывающего вид использования земельного участка на территории соответствующего муниципального образования.

Для расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Яшкинского муниципального округа применяется коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка - земельные участки прочих предприятий связи, для расчета арендной платы за земельный участок, расположенный на территории Гурьевского муниципального округа применяется коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка - земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений, установленные в пункте 13.16 Приложения № 33 и в пункте 13.13 Приложения № 17 к Порядку в размере 3 и 1,6 соответственно.

Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, которым затрагиваются его права и законные интересы, в связи с чем вправе оспорить положения Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47.

Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого в части Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Как было указано ранее, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение изложенных законоположений Правительством Российской Федерации 16 июля 2009 года принято постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также Постановление от 16 июля 2009 года № 582).

Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одним из принципов определения арендной платы Постановление от 16 июля 2009 года № 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Названный принцип, как и прочие, закрепленные Постановлением от 16 июля 2009 года № 582, является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

С учетом изложенного, при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Применительно к оспариваемым положениям Порядка в материалы дела административным ответчиком не предоставлено каких-либо доказательств экономической обоснованности значений коэффициентов, осуществления анализа и оценки экономических, природных и иных факторов для земельных участков прочих предприятий связи, а также земельных участков радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений, включая местоположение, уровень коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю, развитие инфраструктуры, влияющих на уровень доходности исследуемых видов земельных участков, расположенных на территории Яшкинского муниципального округа и Гурьевского муниципального округа, с учетом в том числе вида их использования.

Представленные Правительством Кемеровской области – Кузбасса решение Гурьевского районного Совета народных депутатов от 23.11.2006 № 186 «Об арендной плате на землю» с приложением, содержащим базовые арендные ставки за землю на территории Гурьевского района, сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского района от 28.09.2007 с предложениями, предлагаемыми учесть при принятии порядка определения размера арендной платы, решение Яшкинского районного Совета народных депутатов от 21.11.2006 № 125-Р «Об утверждении Методики определения арендной платы за использование земельных участков на территории Яшкинского муниципального района», с приложением, содержащим базовые размеры (ставки) арендной платы по категории использования земель, информация Комитета по управлению муниципальным имуществом Яшкинского муниципального района о годовых размерах арендной платы и коэффициентов по видам использования земельных участков (копии в томе 2 на л.д. 15 – 30) не являются доказательством экономического обоснования оспариваемых коэффициентов, объективной связи между их содержанием и обстоятельствами, наличие которых надлежит установить при рассмотрении и разрешении настоящего дела, не прослеживается, более того, представленные документы не содержат доказательств того, что при их подготовке производились расчеты в целях обоснования значения коэффициентов видов использования земельных участков, утвержденных оспариваемыми положениями Порядка, и применяемых для определения размера арендной платы. Последнее в равной степени относится и к представленной стороной административного ответчика пояснительной записке к проекту постановления Коллегии Администрации о внесении изменений в постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 (копия в томе 2 на л.д. 31 – 32).

Таким образом, значения коэффициентов (Кв), приведенные в пункте 13.13 приложения № 17 и пункте 13.16 приложения № 33 к Порядку, применяемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Яшкинского муниципального округа и Гурьевского муниципального округа, установлены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Доводы административного ответчика об обратном не аргументированы и надлежащими доказательствами не подтверждены.

Мнение Правительства Кемеровской области-Кузбасса об отсутствии доказательств, позволяющих определить вид использования земельных участков, предоставленных Обществу, и неверном определении в договорах коэффициентов вида использования земельных участков ошибочно и не влечет отказ в удовлетворении иска. Из материалов дела следует, что вид использования земельных участков указан в договорах аренды, земельные участки предоставлены для размещения башен сотовой радиотелефонной связи и контейнеров с оборудованием базовой станции, факт наличия на земельных участках сооружений сотовой связи также документально подтвержден.

Установив, что при принятии оспариваемых положений нормативного правового акта (пункт 13.13 приложения № 17 и пункт 13.16 приложения № 33 к Порядку) не учитывались данные об оценке доходности земельных участков с видом использования «земельные участки прочих предприятий связи» на территории Яшкинского муниципального округа, и видом использования «земельные участки радиоцентров, телецентров, радиостанций, ретрансляторных станций и сооружений» на территории Гурьевского муниципального округа, о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а потому, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеются основания для признания его не действующим в указанной части.

Разрешая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Правительства Кемеровской области - Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» bulleten-kuzbass.ru (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Акционерного общества «Первая башенная компания» удовлетворить.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу пункт 13.13 приложения № 17 и пункт 13.16 приложения № 33 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий          Киклевич С.В.

Мотивированное решение составлено «14» мая 2021 года.

3а-86/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
акционерное общество "Первая Башенная Компания"
Ответчики
Администрация Правительства Кузбасса
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
17.02.2021Регистрация административного искового заявления
17.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Подготовка дела (собеседование)
17.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
05.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Дело оформлено
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее