Дело № 2а-1088/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Селиверствой А.И.
с участием
представителя административного истца- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области-Кирова Вячеслава Андреевича,
представителя заинтересованного лица – УПФР в г. Орске Оренбургской области Гаврилова Михаила Викторовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области к Коноплевой Сание Танатовне о восстановлении пропущенного процессуального срока, признании причины пропуска срока уважительной, взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Орску Оренбургской области обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать причины пропуска срока уважительными, восстановить пропущенный срок для подачи заявления; взыскать с Коноплевой С.Т. задолженность по страховым взносам в размере 13 323,13 рублей, из которых: 10 495,81 рублей –пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии; 2 827,33 рублей- пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
В обоснование иска указано, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов в силу п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ № 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ № 212-ФЗ).
Административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 11 ноября 2009 года по 08 декабря 2016 года, за просрочку уплаты страховых взносов ей начислены пени.
Административный ответчик извещена об имеющейся задолженности требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09 января 2017 года, направленным заказным письмом в его адрес.
До настоящего времени требования не исполнены.
В соответствии со статьей 52 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может произвести замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом либо на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Письмом ФНС России № ММВ-23-1/1@, Правления ФСС РФ № 02-11-10/06-3098П 22.07.2016 года утвержден порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, согласно которому налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В судебном заседании представитель административного истца- ИФНС России по г. Орску Киров В.А.(доверенность №05-20/09400 от 11 апреля 2018 года), исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Дополнительно пояснил, что налоговый орган в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09 января 2017 года предложил Коноплевой С.Т. погасить задолженность в срок 01 апреля 2017 года.
Таким образом, налоговый орган в срок до 01 октября 2017 года должен был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, но обратился 05 мая 2018 года.
08 мая 2018 года и.о. мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г. Орска мировым судьей судебного участка №6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Коноплевой С.Т. недоимки по страховым взносам в размере 17 037,54 рублей.
01 июня 2018 года судебный приказ отменен, поскольку от должника поступили возражения относительно его исполнения.
Налоговому органу разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.
22 августа 2018 года налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании указанной задолженности.
Пропущен срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа. Причина пропуска срока уважительная - отсутствовали данные о месте жительства ответчика, о получении заявления о выдаче судебного приказа.
Просил восстановить пропущенный срок, удовлетворить исковые требования.
Представитель заинтересованного лица – УПФР в г.Орске Оренбургской области Гаврилов М.В. (доверенность от 27 февраля 2018 года) пояснил, что Коноплева С.Т. до 08 декабря 2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Уплату страховых взносов не осуществляла.
Часть 2 ст.16 ФЗ №212-ФЗ предусматривает, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Частью 8 ст.16 ФЗ № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
Коноплевой С.Т. начислена пеня по 31 декабря 2016 года за период с 2010 по 2015 г.г. Срок начисления пени с 09 апреля 2015 года по 31 декабря 2016 года.
В связи с тем, что требование считается полученным по истечение 6 дней с даты его направления заказным письмом, административный истец и обращается с указанным иском.
Требование о взыскании задолженности поддерживает.
Вопрос о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа- оставляет на усмотрение суда.
Административный ответчик Коноплева С.Т. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, в котором считает взыскание пени необоснованным.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Коноплева С.Т. была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 11ноября 2009 года по 08 декабря 2016 года..
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ № 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ плательщики, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5, уплачивают соответствующие взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
При этом стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в двенадцать раз (ст. 13 ФЗ № 212-ФЗ).
Согласно ч.2 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 ФЗ№ 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ обязанность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты, и по день их уплаты включительно. Размер пени определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы, процентная ставка равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За просрочку уплаты страховых взносов начислены пени на недоимку.
Расчет суммы недоимки и пени, с указанием ставки рефинансирования, сумм задолженности и сумм уплаты представлен истцом.
Пеня начислена по 31 декабря 2016 года за период 2010-2015 г.г.
У административного ответчика имеется задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 10 495,81 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 827,33 рублей, а всего в размере 13 323,14 рублей.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Административный ответчик извещен об имеющейся задолженности требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09 января 2017 года.
В силу ч. 7 ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого письма.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Пунктом 2 ст.21 ФЗ № 212-ФЗ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные статьей 48 Налогового Кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд (сроки давности взыскания налогов и пени).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
В адрес ответчика направлено требование от 09 января 2017 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате пени в размере 22 223,31 рублей; указан срок исполнения требования - до 01 апреля 2017 года.
Учитывая, что срок исполнения требования об уплате пени истекал 01 апреля 2017 года, то за выдачей судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам, указанным в данном требовании, налоговый орган должен был обратиться в срок по 01 октября 2017 года включительно (01 апреля 2017 года +6 месяцев).
Частью 4 п.2 ст.48 НК РФ установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени ИФНС России по г.Орску обратилась только 05 мая 2018 года, то есть с пропуском срока на 7 месяцев.
При этом, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом не представлено
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, и уважительных причин пропущенного срока на момент обращения за выдачей судебного приказа налоговый орган при рассмотрении дела не представил, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Последующее обращение налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа 05 мая 2018 года; вынесение судебного приказа 08 мая 2018 года; отмена судебного приказа 01 июня 2018 года; обращение в суд в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, правового значения не имеет.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2010-2015 ░.░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- 24 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░ ░.░.