Дело ***а-276-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Котликовой О.П.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, просит установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер земельного налога.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просят установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве Правительство Алтайского края и ФГБУ «ФКП Росреестра» оставляют разрешение административных исковых требований на усмотрение суда; администрация <адрес> высказывает сомнения в обоснованности выводов оценщика и просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении дела на основании свидетельства о госрегистрации установлено, что административный истец является собственником вышеназванного земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость установлена в размере <данные изъяты>
В подтверждение иной рыночной стоимости с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представлен отчет об оценке, согласно которому по состоянию на вышеуказанную дату рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости. Из отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, мотивировал отказ от использования затратного и доходного подходов. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка.
Сомнений в обоснованности отчета об оценке у суда не возникло.
Допрошенный в судебном заседании оценщик выводы, изложенные в отчете, подтвердил.
Вопреки доводам заинтересованного лица, оценщик обосновал необходимость использования сравнительного подхода для определения рыночной стоимости земельного участка. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.
Так, для сравнения выбраны 3 объекта – аналога, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка – под промышленную застройку, сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, в результате сопоставления оцениваемого земельного участка с объектами – аналогами применены соответствующие корректировки по площади, по качеству передаваемых прав, на торг, удаленность от автомагистралей.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии в источнике информации сведений о точном местоположении и кадастровом номере объектов-аналогов, о необходимости применения корректировки на дату предложения опровергаются текстом отчета (страницы 28, 39 и 44) и пояснениями оценщика, данными в судебном заседании относительно указанных замечаний.
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
Таким образом, требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку административный истец не воспользовался правом на обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю для разрешения возникшего вопроса, а обратился непосредственно в суд, то датой подачи заявления следует считать ДД.ММ.ГГ – день подачи иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Котликова