(№5-2345/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 марта 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Чебуркова К. В., <данные изъяты>,
установил:
5 ноября 2020 г. в 10 час. 20 мин. в зону таможенного контроля многостороннего автомобильного пункта пропуска <данные изъяты> Карельской таможни (<адрес>) из Финляндской Республики прибыло транспортное средство марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, в составе с полуприцепом «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО1; перевозчик - индивидуальный предприниматель Чебурков К.В. При прибытии водителем были предоставлены следующие документы: свидетельства о регистрации транспортных средств, заграничный паспорт; в качестве таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки (далее - ТДТС) предоставлены свидетельства о регистрации транспортных средств. Зарегистрированы ТДСТ №№, №. При проведении таможенного контроля установлено, что в кабине транспортного средства марки «<данные изъяты>» в нише за пассажирским сиденьем перемещается зеркало для грузового автомобиля с крепежом, товар с незначительными следами использования и эксплуатации (следы пыли, незначительные царапины), товар без упаковки, на зеркале имеется маркировка «<данные изъяты>». При этом, указанный товар не был задекларирован в установленном порядке.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Чебурков К.В. вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что зеркало не является запасной частью, водитель не должен был ее декларировать, оно подлежало утилизации. В случае установления состава административного правонарушения просил назначить наказание в виде конфискации в виде отсутствия потребности в зеркале.
Представитель Карельской таможни в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения Чебуркова К.В., исследовав материалы дела, просмотрев видеозапись, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 примечания к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
На основании пункта 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. По смыслу положений пунктов 3 и 4 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза такое декларирование осуществляется в электронной или письменной форме.
Пунктом 1 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.
В силу подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; а также несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 278 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску: при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки; при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки. Декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. От имени перевозчика таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки, могут совершаться иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство. Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса (в частности, запасных частей и оборудования, находящихся на транспортном средстве международной перевозки, перемещаемом через таможенную границу Союза, и предназначенных для ремонта и (или) эксплуатации иного транспортного средства международной перевозки, находящегося на таможенной территории Союза или за ее пределами).
Форма таможенной декларации на транспортное средство и инструкция о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422. В графе 10 таможенной декларации на транспортное средство «запасные части и оборудование» указывается наличие/отсутствие запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта и эксплуатации транспортного средства, «ДА» или «НЕТ» путем проставления в соответствующем поле символа «X».
В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГг. товар предназначен для увеличения зоны обзора водителя, повышая комфорт при вождении и безопасность движения, зеркало с маркировкой «<данные изъяты>» может быть установлено на грузовой автомобиль «<данные изъяты>».
Таким образом, ввозимое на таможенную территорию таможенного союза зеркало для грузового автомобиля со следами использования и эксплуатации подлежало обязательному таможенному декларированию.
Обстоятельства правонарушения и вина индивидуального предпринимателя Чебуркова К.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; актом таможенного досмотра; объяснениями ФИО1 о том, спорное зеркало бортовое, бывшее в употреблении, сломанное, после установки нового зеркала, старое зеркало было положено в кабину для дальнейшей утилизации; свидетельствами о регистрации транспортных средств; заключением эксперта и другими материалами дела.
Указанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для вывода о виновности индивидуального предпринимателя Чебуркова К.В. в нарушении таможенного законодательства, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7 и 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Допущенное индивидуальным предпринимателем Чебурковым К.В. правонарушение относится к формальным составам, по структуре своей диспозиции не требует наступления вредных последствий, а также определения размера вреда. Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности (принимая во внимание, что об особой значимости охраняемых законом отношений в сфере таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза свидетельствуют виды установленного законодателем административного наказания и срок давности привлечения к административной ответственности), объект посягательства, роль правонарушителя, судья приходит к выводу, что данные, свидетельствующие о малозначительности допущенного правонарушения, отсутствуют.
Товар в виде зеркала для грузового автомобиля с маркировкой «<данные изъяты>», в количестве одной штуки, изъят, находится на хранении в <данные изъяты> Карельской таможни (<адрес>).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГг. установлена рыночная стоимость указанного выше товара на территории Российской Федерации по состоянию на 5 ноября 2020 г. в размере 1260 руб.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения и его последствия, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении индивидуального предпринимателя Чебуркова К.В., с учетом заявленном просьбы о конфискации, возможно применить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать индивидуального предпринимателя Чебуркова К. В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения – зеркала для грузового автомобиля с маркировкой «<данные изъяты>», в количестве одной штуки, поименованного в протоколе изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от 5 ноября 2020 г., находящееся на хранении в <данные изъяты> Карельской таможни (<адрес>).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова