Решение по делу № 33а-128/2019 от 16.11.2018

Судья Бариев Э.Р. Дело № 33а-128/2019

Учет №021а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 января 2019 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 25 июля 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Камско-Устьинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету «пгт. Куйбышевский Затон Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан» о признании бездействия в части непринятия мер по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и расселенных в предусмотренном законом порядке, незаконным, обязании организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными, удовлетворить.

Признать бездействие Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета «пгт. Куйбышевский Затон Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан» в части непринятия мер по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и расселенных в предусмотренном законом порядке, незаконным.

Обязать Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет «пгт. Куйбышевский Затон Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан» организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными, расположенных по адресам: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Камско-Устьинского района Республики Татарстан обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования «пгт. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан».

В обоснование требований указал, что распоряжением исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан №63 от 30 декабря 2011 года утвержден перечень аварийного и подлежащего сносу жилищного фонда в Камско-Устьинском муниципальном районе. Однако в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что многоквартирные аварийные дома, расположенные по адресам: <адрес>, расселены полностью, но не снесены и продолжают находиться в аварийном состоянии, что может привести к неблагоприятным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Просил признать бездействие органов местного самоуправления в части непринятия мер по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, незаконным, и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан просит об отмене решения суда, приводя доводы о том, что органом местного самоуправления предпринимаются меры, направленные на исполнение распоряжения о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными, а именно: в НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» направлены постановления и соглашение о ликвидации аварийных жилых домов, письмо об ускорении решения указанного вопроса, утвержден расчет стоимости действий по сносу домов.

До окончания рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции от прокурора Камско-Устьинского района Республики Татарстан поступило заявление об отказе от требований в части возложения на Исполнительный комитет муниципального образования «пгт. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан» обязанности организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично (часть 2).

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

Согласно статье 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (часть 1).

При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2).

Проанализировав обстоятельства по делу, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от заявленных требований в части возложения на Исполнительный комитет муниципального образования «пгт. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан» обязанности организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными, поскольку такой отказ заявлен добровольно, закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, обстоятельства, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют. Право отказаться от административного иска является одним из распорядительных полномочий, составляющих содержание принципа диспозитивности в процессе.

При таком положении производство по настоящему административному делу в части возложения на Исполнительный комитет муниципального образования «пгт. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан» обязанности организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежит прекращению.

Статьи 39 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют прокурору право защищать в судебном порядке интересы неопределенного круга лиц путем оспаривания бездействия органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 10 статьи 32 вышеназванного кодекса порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что распоряжением исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан №63 от 30 декабря 2011 года утвержден перечень аварийного и подлежащего сносу жилищного фонда в Камско-Устьинском муниципальном районе.

9 февраля 2018 года прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, а также законодательства при распоряжении муниципальным имуществом, в результате которой установлено, что многоквартирные аварийные дома по вышеуказанным адресам расселены полностью, но не снесены и продолжают находиться в аварийном состоянии, что может привести к неблагоприятным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

На основании части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нахождение многоквартирных домов в аварийном состоянии может привести к неблагоприятным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости признания бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по сносу признанных аварийными многоквартирных домов, незаконным.

Не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что органом местного самоуправления принимаются меры, направленные на исполнение распоряжения о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными, не могут повлечь отмену решения, поскольку у апеллянта имелось достаточное количество времени для надлежащего выполнения возложенных на него законодательством обязательств.

Руководствуясь статьями 177, 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

принять отказ прокурора Камско-Устьинского района Республики Татарстан от административного искового заявления к Исполнительному комитету муниципального образования «пгт. Куйбышевский Затон Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан» о возложении на него обязанности организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными, расположенных по адресам: <адрес>

Решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 25 июля 2018 года по данному делу в указанной части отменить, производство по административному делу в этой части прекратить.

В остальной части решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 25 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-128/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Прокурор Камско-Устьинского района РТ
Исполнительный комитет пгт Куйбышевский Затон Камско-Устьинского района РТ
НО Государственный жилищный фонд при Президенте РТ
Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Мочалова Ю. Р. +.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.11.2018Судебное заседание
21.12.2018Судебное заседание
23.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2019Передано в экспедицию
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее