Дело № 2-1-3812/2023 УИД: 64RS0042-01-2023-004043-67
Решение
Именем Российской Федерации
19.06.2023 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Оситко И.В.,
при помощнике Избасаровой С.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации об обязании принять жилое помещение в государственную собственность, прекращении права собственности, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
истцы ФИО2, ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратились в суд с иском Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту – Министерство обороны РФ), федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (далее по тексту – ФГАУ «Росжилкомплекс») об обязании принять жилое помещение в государственную собственность, прекращении права собственности, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части 85927. Однокомнатная квартира общей площадью 37,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, была предоставлена ему на состав семьи 2 человека (он и супруга) от Министерства обороны РФ в лице Энгельсской КЭЧ по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением военной службы. В дальнейшем жилое помещение, утратив статус служебного, на основании договора на приватизацию жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и ТУ Росимущества в <адрес>, было передано в собственности истца. На момент приватизации квартира числилась в реестре федерального имущества. Иных жилых помещений, кроме спорого, у истца не было и нет. В указанной квартире значатся зарегистрированными истцы. Спорная квартира является их единственным местом жительства. В настоящее время ФИО2 достиг выслуги лет, необходимой для назначении пенсии, через несколько лет достигнет предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем у него возникнет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства. Оставаться в <адрес> истцы не планируют, в связи с чем истец хочет расприватизировать спорную квартиру, сдать государству и после увольнения переехать в другой регион на постоянное место жительства. Для этой цели истец обращался с письменными заявлениями в Департамент военного имущества Министерства обороны РФ, в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс», в ТУ Росимущества по <адрес>, однако было отказано в принятии квартиры в государственную собственность и заключении договора социального найма на квартиру. Истцы полагают, что отказ в принятии спорного жилого помещении в государственную собственность не основан на законе, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд. Считая нарушенными свои права, истцы просят суд обязать Министерство обороны РФ принять спорную квартиру в государственную собственность, прекратить право собственности истца ФИО2 на указанную квартиру, возложить на ФГАУ «Росжилкомплекс» заключить с истцами договор социального найма на данное жилое помещение.
Истцы, ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. Истцы, представитель третьего лица администрации Энгельсского муниципального района <адрес> просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. Также жилищные права возникают из судебных решений.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с данным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры общей площадью 37,6 кв.м., по адресу: <адрес> <адрес>, на основании договора на приватизацию жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (л.д. 21-23).
Согласно ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы в местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу требований ст. 9.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 20 ЖК РФ, граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Указанный закон позволяет всем гражданам реализовать свое право на передачу принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Ранее указанное спорное жилое помещение представлялось истцу ФИО5 на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Энгельсской КЭЧ (л.д. 25- 26) и являлось собственности Российской Федерации (л.д. 27).
В настоящее время военнослужащий ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части 85927 (выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет 26 лет 08 месяцев 09 дней в календарном исчислении, 32 года 11 месяцев 07 дней - общая) (л.д. 41).
Обращения истца ФИО2 о передаче уполномоченному органу Министерства обороны РФ спорного жилого помещения и заключения договора социального найма были оставлены без удовлетворения (л.д. 44-53).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст. ст. 30 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жиле помещение договора социального найма. Реализация данного права не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного жительства и быть свободной от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливается.
Отсутствие порядка передачи военнослужащими приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного ст. 9.1. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ставит их в неравное положение с иными гражданами.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В настоящее время уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам, связанным с жилищным обеспечением военнослужащих, является в ФГАУ «Росжилкомплекс».
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Судом установлено, что спорная квартира является единственным местом жительства истцов, она свободна от обязательств, не обременена арестами и залогами.
Также при рассмотрении дела установлено, что иных жилых помещений в собственности истцов не имеется.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
установил:
исковые требования ФИО2 (паспорт № №), ФИО1 (паспорт № №), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 (свидетельство о рождении № №) к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации об обязании принять жилое помещение в государственную собственность, прекращении права собственности, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять в государственную собственность жилое помещение (квартиру), общей площадью 37,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение (квартиру), общей площадью 37,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> <адрес>.
Возложить на федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность заключить с ФИО2, ФИО1, ФИО3 договор социального найма жилого помещения (квартиры), общей площадью общей площадью 37,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья И.В. Оситко
Помощник ФИО6