дело N 2-1746/2024
56RS0026-01-2024-002500-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2024 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Неровной Марины Игоревны,
представителя ответчика - государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" – Семко Валерии Леонидовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Семёновой Натальи Анатольевны к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,
установил:
прокурор Октябрьского района г. Орска в интересах Семёновой Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией.
Исковые требования мотивированы тем, что Семёнова Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
В результате произошедшего в апреле 2024 года наводнения (паводка) указанный жилой дом попал в зону затопления, вся мебель, внутренняя отделка дома и полы пришли в негодность. Дом был затоплен в течение 10 дней, в связи с чем у Семёновой Н.А. отсутствует возможность проживать в жилом помещении, поскольку заключением комиссии дом признан аварийным.
С целью получения единовременной материальной помощи, Семёнова Н.А. обратилась с заявлением в Министерство социального развития Оренбургской области, которое рассмотрено и удовлетворено частично. Принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.
Ссылаясь на то, что Семёнова Н.А., являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб. в связи с повреждением конструктивных элементов дома, прокурор с просит суд:
признать за Семёновой Н.А. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в связи с невозможностью проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания в размере 20 000 руб.,
обязать Министерство социального развития Оренбургской области доначислить и выплатить Семёновой Н.А. единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 руб.,
привести решение суда к немедленному исполнению.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск"
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Неровная М.И. заявленные требования поддержала.
Представитель ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске Семко В.Л. разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причине неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения участника процесса исследовав имеющиеся доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 103-ук "О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера" с 4 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации.
С 7 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.
В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года N 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).
В силу пункта 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:
20 000 руб. на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);
10 000 руб. – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
К конструктивным элементам жилого здания (жилого помещения), учитываемых при установлении невозможности проживания в жилых зданиях (жилых помещениях), относятся фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, печное отопление, электроосвещение.
Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).
В соответствии с Приложением N 1 к указанному постановлению, Комиссия устанавливает факт повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания, а именно: фундамента, стен, перегородок, перекрытий, полов, крыши, окон и дверей, отделочных работ, печного отопления, электроосвещения.
Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 28 февраля 2022 года N 235/90-VI1-O3 "О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года N 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.
При рассмотрении дела судом установлено, что Семёнова Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
10 апреля 2024 года Семёнова Н.А. обратилась в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлением о назначении выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Комиссией осмотрено жилое помещение, по результатам которого составлено заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утвержденное 25 апреля 2024 года.
На основании данного заключения установлен факты проживания истца в указанном жилом помещении, а также факт полной утраты имущества первой необходимости, в частности: предметы для хранения и приготовления пищи, предметы мебели для приема пищи, предметы мебели для сна, предметы средств информирования граждан, предметы средств информирования граждан, а также предметы средств водоснабжения и отопления: насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
С учетом изложенного суд полагает установленным, что в результате наводнения жилой дом, в котором проживает истец, был затоплен паводковыми водами, в связи с чем было повреждено имущество первой необходимости, в том числе предметы средств водоснабжения и отопления.
В этой связи Министерством социального развития Оренбургской области принято решение о выплате истцу в размере 100 000 руб.
10 апреля 2024 года Семёнова Н.А. обратилась в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлениями об оказании единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб., которое рассмотрено и удовлетворены частично. Принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.
Данное решение принято на основании заключений об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации от 21 апреля 2024 года, не установившего факта нарушений условий жизнедеятельности - полного или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого помещения.
Однако такой вывод противоречит содержащимся в материалах документам.
Заключение от 21 апреля 2024 года не только противоречит заключению от 25 апреля 2024 года, которым установлен факт повреждения имущества первой необходимости в связи с паводком, но и сделано без непосредственного осмотра жилого дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к чрезвычайной ситуации федерального характера отнесена ситуация, в результате которой на территории, где сложилась чрезвычайная ситуация, нарушены условия жизнедеятельности людей, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
Понятие чрезвычайной ситуации дано пунктом 2.1.1 утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2016 года N 1111-ст Национального Стандарта "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" ГОСТ Р 22.0.02-2016.
Согласно данному пункту чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пунктом 2 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденного приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795, установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Согласно пункт 3 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) (подпункт "а").
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (пункт 4).
Невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; прекращение электроснабжения (водоснабжения, теплоснабжения) жилого здания (помещения) более суток, в соответствии с пунктом 5 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 отнесено к показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем.
Пунктом 5 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 предусмотрено, что состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении N 2.
Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
Как следует из материалов дела, по результатам обследования жилого помещения, комиссией установлен характер нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, а именно: нарушено теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.
Указанный критерий прямо предусмотрен действующим законодательством в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795).
Принимая во внимание, что факт нарушения условий жизнедеятельности истцов обусловленный невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения) в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск" установлен, суд приходит к выводу о том, что истцы, являясь лицами, пострадавшими в период паводка вследствие затопления дома, имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб. в связи с повреждением конструктивных элементов дома.
Довод представителя Министерства социального развития Оренбургской области о том, что решения о частичной выплате в размере 10 000 руб. приняты в соответствии с действующим законодательством Оренбургской области, основан на неверном толковании норм материального права и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.
В части требований к Правительству Оренбургской области, ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске, администрации г. Орска суд считает необходимым истцу отказать, поскольку данные ответчики являются ненадлежащими.
В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Семёновой Натальи Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – удовлетворить частично.
Признать за Семёновой Натальей Анатольевной право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб., предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года N 85-пп "О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области" вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого здания.
Взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Семеновой Натальи Анатольевны единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области, администрации города Орска, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" прокурору Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Семеновой Натальи Анатольевны – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 6 августа 2024 года.
Председательствующий (подпись) С.В. Студенов