11RS0001-01-2022-017946-58 дело №2-1434/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 мая 2023 года гражданское дело по искам Поповой Веры Владимировны и Попова Александра Феофановича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по внеочередному предоставлению благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма,
установил:
Попова В.В. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить ей на состав семьи 4 человека, включая Попова М.А., Попову Т.А., Попова А.Ф. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45,4 кв.м., указав в обоснование требований, что ..., в котором она является нанимателем ..., признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока для расселения - ** ** **, однако, состояние дома и его несущих конструкций создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей, грозит обрушением.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Попова Т.А., Попов А.Ф. и Попов М.А.
** ** ** Попов А.Ф. вступил в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению ему с учетом прав Поповой В.В., Попова М.А. и Поповой Т.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма взамен непригодной для проживания ...
В судебном заседании истец Попова В.В. требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Третьи лица в суд не явились.
Заслушав объяснения истца Поповой В.В. и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что с 1992 в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ....
Нанимателем этого жилого помещения является Попова В.В. (ордер №... от ** ** **).
На основании заключения Межведомственной комиссии от ** ** ** №..., постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для расселения проживающих в доме граждан установлен до 2027 года.
** ** ** Попова В.В. обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» для заключения с ней договора социального найма квартиры, в чем ей отказано постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... (протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №... от ** ** **) по причине нахождения спорного жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу №... на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Поповой В.В. с учетом Попова М.А., Поповой Т.А., Попова А.Ф. договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: ...
Решение вступило в законную силу ** ** **.
Попова В.В. и Попов А.Ф. указывают, что проживание в ... угрожает жизни и здоровью, в связи с чем, администрация должна предоставить им другое благоустроенное жилое помещение вне зависимости от срока расселения аварийного дома.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы, подготовленному экспертом ФИО6, в ... произошло нарушение устойчивости и жесткости несущего деревянного остова, имеются необратимые изменения в конструктивной схеме здания. Нарушены параметры прочности, устойчивости и безопасности всех конструктивных элементов жилого помещения (квартиры) №... и жилого дома в целом. Квартира №... непригодна для проживания в связи с физическим износом – утрачены характеристики прочности и устойчивости конструкций деревянных перекрытий до недопустимого технического состояния, представляющего угрозу обрушения. Дальнейшая эксплуатация квартиры не возможна. Непосредственная опасности для жизни и здоровья проживающих в исследуемом дома – соответственно для нанимателей ..., исходит от угрозы обрушения межэтажного и чердачного перекрытия ввиду исчерпания несущей способности конструкциями, аварийного состояния стропильной системы.
Выводы эксперта представителем ответчика не оспаривались, однако, возражая против удовлетворения требований Поповой В.В. и Попова А.Ф., представитель ответчика указывает на отсутствие у них иных установленных законом условий внеочередного получения благоустроенного жилья взамен непригодного, а именно – признание их семьи малоимущей и принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Статьей 52 Кодекса установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализация его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В ходе рассмотрения дела установлено, истец Попова В.В. и третьи лица (Попов А.Ф., Попов М.А., Попова Т.А.) на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в установленном порядке не признаны.
Заявляя самостоятельные требования о внеочередном предоставлении жилья взамен непригодной ..., Попова В.В. и Попов А.Ф. претендуют на обеспечение их жильем на один и тот же состав семьи (из 4-х человек).
В связи с этим, право истца и третьих лиц состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также оценка их имущественного положения, подлежит проверке у Поповой В.В., Попова А.Ф., Попова М.А. и Поповой Т.А. в совокупности.
По данным Управления Росреестра по Республике Коми в собственности Поповой В.В. с ** ** ** находится благоустроенная квартира площадью 43,3 кв.м. по адресу: .... В собственности Поповой Т.А. с ** ** ** – квартира площадью 34,3 кв.м. по адресу: ....
Попов М.А., ** ** **, и Попов А.Ф. в собственности жилья не имеют. Попова В.В. в судебном заседании не отрицала, что её семья (с заявленным в иске составом) не может быть признана малоимущей в соответствии с Законом Республики Коми от 10 ноября 2005 года №119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в связи превышением размера прожиточного минимума. По указанной причине в соответствующие органы она не обращалась.
Несмотря на то, что проживание в жилом помещении (квартире) ..., предоставленном ранее Поповой В.В. на условиях социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателей, что подтверждено заключением экспертизы, для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в силу статей 49, 52, 57 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которое в рассматриваемом случае отсутствует.
При таком положении, оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по внеочередному предоставлению Поповой В.В. и Попову А.Ф. на состав семьи 4 человека благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого (непригодного для проживания) в настоящее время не имеется.
Кроме того, из объяснений Поповой В.А. и Попова А.Ф. следует, что в аварийном доме их семья в настоящее время не проживает (Попова В.В. с детьми Поповым М.А. и Поповой Т.А. живут в квартире по ..., а Попов А.Ф. – живет в квартире своей матери ФИО8 по ...).
В то же время, Попов А.Ф. (не имеющий в собственности жилых помещений) не лишен возможности воспользоваться предложенным администрацией МО ГО «Сыктывкар» маневренным жилищным фондом на период до момента расселения многоквартирного ....
С учетом изложенного, в удовлетворении требований Поповой А.В. и Попова А.Ф. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Поповой Вере Владимировне ... и Попову Александру Феофановичу ... в удовлетворении требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» (ОГРН 1021100517140) о возложении обязанности по внеочередному предоставлению благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий О.Л. Саенко