№ 03RS0014-01-2022-002101-59 (2-1424/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Октябрьский РБ 28 июня 2022 г.
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиразевой Н.Р.,
при секретаре Габдрахмановой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шурыгина В.В., Шурыгин А.Ф. к публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа» о возложении обязанностей по подключению газового оборудования и восстановлении подачи газа,
у с т а н о в и л:
Шурыгина В.В., Шурыгин А.Ф. обратились в суд с иском к публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа» (далее по тексту ПАО «Газпром газораспределение Уфа») о возложении обязанностей по подключению газового оборудования и восстановлении подачи газа. Требования мотивировали тем, что 02 июля 2020 г. на досках объявлений у подъездов многоквартирного <адрес> Республики Башкортостан ПАО «Газпром газораспределение Уфа» размещено объявление о приостановке подачи газа сроком на 2 дня. 03 июля 2020 г. представителями ПАО «Газпром газораспределение Уфа» приостановлено подача газа в их квартире по адресу: <адрес>. Считают, что указанные действия ответчика нарушили их права, как потребителей. Досудебный порядок решения вопроса результатов не принес. Исходя из Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 (далее Правила № 549), при оценке законности приостановления поставщиком подачи газа в жилое помещение истцов подлежат установлению обстоятельства, указывающие на наличие у поставщика оснований для приостановления газоснабжения жилого помещения, а также соблюдение поставщиком газа порядка уведомления абонента о предстоящем приостановлении подачи газа. До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа (п. 46 Правил №). Указанные требования ответчиком не исполнены. В связи с чем просят обязать ПАО «Газпром газораспределение Уфа» восстановить подачу газа в квартире по адресу: <адрес>, путем подключения газового оборудования к системе газоснабжения и демонтажа заглушек.
Шурыгина В.В. и её представитель Голынец И.Ф. действующий также в интересах Шурыгин А.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы иска.
Шурыгин А.Ф. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Представитель ПАО «Газпром газораспределение Уфа» Хасанова Л.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам возражения на исковое заявление, письменная форма которых приобщена к материалам дела.
Выслушав участвующих по делу лиц, изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, возражений на исковое заявление, суд, приходит к следующему.
В силу ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539, 540 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Данный нормативный акт, определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
В силу пп. «в» п. 80 Правил № 410 исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае истечения у внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.
Исходя из системного толкования приведенных положений закона, именно на ответчика возлагается обязанность доказать наличие оснований для приостановки газа и факт своевременного уведомления абонента о предстоящей приостановке поставки газа.
Из материалов дела следует, что истцы Шурыгина В.В. и Шурыгин А.Ф. являются собственниками жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 мая 2003 г. серия 02-ОК №.
Шурыгина В.В. является заказчиком по договору № от 13 августа 2019 г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО) и (или) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО), а ПАО «Газпром газораспределение Уфа» является исполнителем, в соответствии с которым ПАО «Газпром газораспределение Уфа» обязался в течение срока действия договора производить техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчика, расположенного по адресу: <адрес>.
По вышеуказанному адресу, согласно названному договору установлено, в том числе спорное оборудование в виде газовой плиты «Гефест» 2005 года установки, и проточный газовый водонагреватель «Нева», 2005 года установки (п. 1.2 договора).
Согласно акту от 03 июля 2020 г. № представителями ПАО «Газпром газораспределение Уфа» приостановлена подача газа в квартире истцов по адресу: <адрес>, ввиду истечения нормативного срока эксплуатации ПГ (плиты газовой) «Гефест» и ВПГ (водонагреватель проточный газовый) «Нева».
Истцы, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указывают, что указанными действиями ответчика нарушаются их права как потребителей ввиду отсутствия у ПАО «Газпром газораспределение Уфа» оснований для приостановления газоснабжения жилого помещения и несоблюдения им порядок уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа.
С доводами истцом суд согласиться не может.
Так, согласно п. 3.2.5 условий вышеуказанного договора № от 13 августа 2019 г. приостановить подачу газа после предварительного письменного уведомления заказчика исполнитель (ПАО «Газпром газораспределение Уфа») может в том числе в случае истечения у ВДГО и (или) ВКГО (отдельного оборудования, входящего в состав ВДГО и (или) ВКГО) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.
Указанный пункт договора согласуется с положениями пп. «в» п. 80 Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410.
По смыслу вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи, а также исходя из условий заключенного между сторонами договора следует, что исполнитель, оказывающий услуги по газоснабжению, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры, если нормативный срок службы газового оборудования, установленный изготовителем, истек и положительного заключения по результатам технического диагностирования нет либо если срок службы газового оборудования, продленный по результатам диагностирования, истек, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.
Так согласно представленным ответчиком уведомлениям, врученным Шурыгина В.В. лично под роспись 15 мая 2018 г., 25 апреля 2019 г. и 13 августа 2019 г., неоднократно разъяснено, что в связи с истечением нормативного срока эксплуатации внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, установленного заводом-изготовителем (по паспорту) либо проектной документацией, во избежание несчастных случаев и для обеспечения безопасности необходимо в течении 180 дней с момента получения данного уведомления решить вопрос по замене данного оборудования либо проведения его технического диагностирования, т.к. его эксплуатация в любой момент может привести к аварии. В случае отказа от замены оборудования с истекшим сроком эксплуатации либо проведения технического диагностирования в указанный срок, юридическая и материальная ответственность перед третьими лицами за возможные последствия и несчастные случаи возлагается на абонента, а ПАО «Газпром газораспределение Уфа» оставляет за собой право на приостановление подачи газа абоненту в соответствии с п. 80 в Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410.
Относительно определения срока службы газового оборудования в виде ПГ (плиты газовой) «Гефест» и ВПГ (водонагреватель проточный газовый) «Нева», установленного в квартире истцов в 2005 г. и подлежащего замене по утверждению ответчика, представителем ПАО «Газпром газораспределение Уфа» Хасановой Л.Ф. в судебном заседании указано на то, что срок службы указывается изготовителем такого оборудования и прописывается в руководствах по эксплуатации к данному оборудованию. Ввиду того, что истцами на имеющееся у них оборудование документации не предоставлено, при проведении осмотров специалисты руководствуются документацией на аналогичное оборудование.
Так согласно предоставленного ПАО «Газпром газораспределение Уфа» Руководству по эксплуатации, техническому обслуживанию и установке к плитам газовым четырехгорелочным «Гефест» (стр. 5 Руководства) срок службы плиты указан 10 лет.
Согласно Руководству по эксплуатации к аппарату водонагреватель проточный газовый бытовой «Нева», в п. 12.4 (стр. 18 Руководства) указан средний срок службы не менее 12 лет.
Таким образом, срок эксплуатации газового оборудования в виде ПГ (плиты газовой) «Гефест» и ВПГ (водонагреватель проточный газовый) «Нева», установленного в квартире истцов в 2005 г. по состоянию на 2020 год (момент приостановки подачи газа) составлял 15 лет, что превышает допустимые сроки эксплуатации указанного выше газового оборудования согласно технической документации на аналогичное газовое оборудование.
Какой-либо иной документации истцами на спорное газовое оборудование, предусматривающей более длительный срок его эксплуатации суду не представлено, как и не представлено заключения специализированной организации о продлении срока службы оборудования по результатам технического диагностирования.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что истцами не исполнены уведомления об истечении нормативного срока эксплуатации газового оборудования, что является основанием для приостановления поставки газа, учитывая, что порядок уведомления потребителя о приостановлении поставки газа ответчиком соблюден, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Шурыгина В.В. и Шурыгин А.Ф.
Нельзя не отметить и то, что поскольку нормативный срок службы вышеуказанного газового оборудования истек, его дальнейшая эксплуатация без диагностики может быть небезопасной и создает угрозу безопасности и возникновения аварийной ситуации.
Согласно п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2009 г. № 549, абонент должен в том числе обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пп. 3, 6 указанных Правил взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
До настоящего времени истцами спорное газовое оборудование не заменено, срок службы оборудования по результатам технического диагностирования не проливался, что не оспаривалось сторонами.
Установив указанные обстоятельства, оценивая представленные в материалы дела доказательства, а также руководствуясь положениями ст.ст. 539, 540, 548 ГК РФ, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2009 г. № 549, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410, суд приходит к выводу о правомерности действий ответчика по отключению подачи газа и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Шурыгина В.В., Шурыгин А.Ф. к публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Уфа» о возложении обязанностей по подключению газового оборудования и восстановлении подачи газа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Р. Сиразева