дело №2а-311/19
РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
г.Сасово Рязанской области 29 апреля 2019 года
Сасовский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Андреева С.А.,
при секретаре Драволиной О.В.,
с участием:
представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Рязанской области - Хохлова Ю.А., действующего на основании доверенности от 10.12.2018,
административного ответчика - Авдеевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Рязанской области к Авдеевой О. Н. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №4 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Авдеевой О.Н., в котором просит взыскать с административного ответчика: налог на доходы физических лиц в размере 939055 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 19939,27 рублей и штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 93900 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Авдеева О.Н. в период с 08.01.1997 по 05.02.2010, с 26.11.2014 по 10.05.2017, с 24.08.2017 по 16.11.2017, с 24.05.2018 по настоящее время была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Рязанской области. 03.05.2018 административным ответчиком в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 год. В порядке камерального налогового контроля в отношении Авдеевой О.Н. налоговым органом была произведена проверка, предметом которой послужили правильность исчисления и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц. По результатам проверки было выявлено неправильное исчисление Авдеевой О.Н. налоговой базы по данному налогу, в связи с чем налог был доначислен, принято решение о привлечении Авдеевой О.Н. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом, административному ответчику было предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 939055 рублей, пени в размере 19939,27 рублей и штрафные санкции в размере 93900 рублей. Требование №1427 об уплате недоимки до настоящего времени Авдеевой О.Н. не исполнено, в связи с чем налоговый орган вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №4 по Рязанской области Хохлов Ю.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Авдеева О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что они являются незаконными и необоснованными.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции РФ, статьи 3, п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 23 НК РФ).
В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, которая, в частности, предполагает вынесение уполномоченным органом по итогам проведенных мероприятий налогового контроля решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии к тому достаточных оснований (статья 101 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора), или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых
правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с положениями ст.75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить пеню, то есть денежную сумму, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в период с 08.01.1997 по 05.02.2010, с 26.11.2014 по 10.05.2017, с 24.08.2017 по 16.11.2017, с 24.05.2018 по настоящее время Авдеева О.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выписками из ЕГРИП от 06.02.2019 (л.д.37-45).
03.05.2018 административным ответчиком в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в связи с полученным ею доходом от продажи недвижимого имущества на общую сумму 8385736,02 рублей, в том числе: нежилого здания по адресу: <адрес> в размере 6922117,79 рублей и земельного участка по тому же адресу в размере 1463618,23 рублей. Согласно данной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 4370 рублей, что подтверждается: договором купли-продажи недвижимого имущества от 13.10.2014 (л.д.47-49); платежными поручениями от 28.08.2014, от 13.10.2014 (л.д.50-52); сведениями о собственнике недвижимого имущества (л.д.53); свидетельством о государственной регистрации права от 23.10.2014; соглашением об отступном от 21.06.2017 (л.д.54-55); кредитным договором от 13.10.2014; справкой ПАО «Прио-Внешторгбанк» от 30.01.2019; налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год (л.д.56-61).
По вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты Авдеевой О.Н. налога на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой 22.08.2018 инспекцией составлен акт №5718. Копия данного акта, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки 29.08.2018 направлены по почте по месту жительства административного ответчика, что подтверждается: актом налоговой проверки от 22.08.2018 №5718 (л.д.62-66); извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки №5834 (л.д.67); списком внутренних почтовых отправлений от 29.08.2018 (л.д.69-71); сведениями почтового идентификатора.
11.10.2018 заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Рязанской области принято решение №5180 о привлечении Авдеевой О.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.122 НК РФ. Данным решением административному ответчику предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 939055 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 19939,27 рублей и штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 93900 рублей (л.д.73-82).
Основанием для привлечения Авдеевой О.Н. к налоговой ответственности послужил вывод о неправомерном занижении налога, подлежащего уплате в бюджет.
18.10.2018 копия решения №5180 была направлена заказным письмом по месту жительства (регистрации) Авдеевой О.Н., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 18.10.2018 (л.д.84-87).
Согласно п.9 ст.101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Решение заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Рязанской области от 11.10.2018 №5180 налогоплательщиком Авдеевой О.Н. не обжаловалось, вступило в законную силу.
Пунктом 3 ст.101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
03.12.2018 на основании решения от 11.10.2018 №5180 Межрайонной инспекцией ФНС России №4 по Рязанской области в адрес Авдеевой О.Н. заказным письмом было направлено требование №1427, сформированное по состоянию на 30.11.2018, об уплате в срок до 20.12.2018 недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 939055 рублей, пени в размере 19939,27 рублей и штраф в размере 93900 рублей, что подтверждается: требованием №1427; списком внутренних почтовых отправлений от 03.12.2018 (л.д.88-96).
Однако, в установленный срок требование налогового органа административным ответчиком исполнено не было.
Доказательств уплаты вышеуказанной задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, пени и штрафа административным ответчиком в суд не представлено.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
28.12.2018 мировым судьей судебного участка №24 судебного района Сасовского районного суда Рязанской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Авдеевой О.Н. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Рязанской области налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 939055 рублей, пени в размере 19939,27 рублей и штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 93900 рублей.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №24 судебного района Сасовского районного суда - мирового судьи судебного участка №36 судебного района Сасовского районного суда судебный приказ от 28.12.2018 был отменен, в связи с поступившими от должника Авдеевой О.Н. возражениями относительно его исполнения (л.д.33).
22.02.2019 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Таким образом, административный ответчик Авдеева О.Н., имея задолженность по налогу на доходы физических лиц, пеням и штрафу, в добровольном порядке требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнила, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена, предусмотренный срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен.
Довод административного ответчика о несогласии с расчетом и размером задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафа, со ссылкой на письма Минфина России от 16.05.2018, от 22.05.2018, суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. С этого момента начинается исполнение решения по взысканию налога, пеней и штрафа.
В силу ч.2 ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Поскольку решение Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Рязанской области от 11.10.2018 №5180 вступило в законную силу, Авдеева О.Н. не воспользовалась своим правом на обжалование данного решения в вышестоящий налоговый орган, соответственно она лишена возможности оспаривать вступившее в законную силу решение налогового органа при рассмотрении спора по иску налогового органа о взыскании с нее недоимки по налогу, пени и штрафа, которое подлежит обязательному исполнению налогоплательщиком.
Таким образом, наличие и размер задолженности Авдеевой О.Н. по налогу, штрафу и пеням при рассмотрении настоящего дела оспариванию не подлежат.
При этом, суд учитывает, что ст.114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, предусмотренного ч.1 ст.112 НК РФ.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из материалов дела следует, что при вынесении решения о привлечении Авдеевой О.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом установлено, что правонарушение административным ответчиком совершено впервые. Кроме того, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, признано несоразмерность деяния тяжести наказания (незначительный характер правонарушения), в связи с чем размер налоговой санкции (штрафа) был снижен со 187811,04 рублей до 93900 рублей.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие иных обстоятельств, смягчающих ответственность, Авдеевой О.Н. ни в налоговой орган, ни в суд представлено не было.
Довод административного ответчика о том, что данный спор относится к подведомственности Арбитражного суда Рязанской области, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Общая подведомственность дел арбитражному суду установлена в ч.1 ст.27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав, а также экономический характер спора, применяемые в совокупности.
Вместе с тем, судом установлено, что акт налоговой проверки от 22.08.2018 №5718, а также решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.10.2018 №5180 были вынесены в отношении Авдеевой О.Н. как физического лица.
Сама по себе недоимка по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафу возникла не в связи с осуществлением Авдеевой О.Н. предпринимательской деятельности, в момент получения дохода от отчуждения недвижимого имущества административный ответчик статуса индивидуального предпринимателя не имела.
Более того, административный иск по настоящему делу налоговым органом предъявлен к Авдеевой О.Н. именно как к физическому лицу.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в данном случае экономический характер спора отсутствует, соответственно дело подлежит рассмотрению районным судом.
Дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, суд пришел к выводу о том, что исковые требования МИФНС России №4 по Рязанской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.
При таких обстоятельствах, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит зачислению госпошлина в размере 13464,47 рублей (1052894,27 - 1000000 х 0,5% +13200).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №4 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 939055 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 19939,27 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 93900 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13464,47 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░