Дело № 2-10415/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 03 декабря 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Якутска в интересах Алексеева В.В. к ОА г. Якутска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что Алексеев В.В. является инвалидом ___, страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 2012 года. Ответчик отказал ему в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца прокурор Чаванин А.В. иск поддержал, просит удовлетворить.
Представитель Окружной администрации Алексеева А.И. в суде иск не признала и пояснила, что отсутствует финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов. Финансирование должно быть из средств республиканского бюджета. ЖК РФ не возлагает такую обязанность на органы местного самоуправления.
Выслушав сторону исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Алексеев В.В. является инвалидом ___, страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 2012 года, за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола заседания общественно-жилищной комиссии ГО «город Якутск» от ____2017 года, утвержденного Распоряжением ОА г. Якутска от ____2017 года (л.д.12).
Согласно протоколу врачебной комиссии от ____2017 года Алексеев В.В. по состоянию здоровья не может совместно проживать с другими гражданами в одной квартире, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Приказом МЗ РФ от 29.11.2012 № 987н, диагноз: код ___ (л.д. 12).
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов граждан, проживающих с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, в одной квартире.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится истец.
Таким образом, Алексеев В.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека(но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных вышеуказанным Перечнем.
Согласно Постановлению ГСД г. Якутска № 36-17 от 16 сентября 2005 года норма предоставления площади по договору социального найма жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне.
Следовательно, Алексееву В.В. может быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее ___ кв.м., но не более ___ кв. м.
Доводы представителя ОА г. Якутска о том, что орган местного самоуправления не имеет полномочий по предоставлению жилого помещения инвалидам, не состоятельны.
Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с ЖК РФ. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). Матвеев П.Е. является не только инвалидом, но и малоимущим гражданином, состоящим на учете нуждающихся и имеющим право на внеочередное предоставление жилья, как гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне (п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ). Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"). В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно извещению о постановке на учет на получение жилой площади от ____2018 составом семьи ___ человек: состоит в общей очереди с ____2012 под номером ___ (л.д. 16).
Согласно справке МКУ ДЖО ГО г. Якутск формы № 3 от ____2018 в жилом помещении по адресу: ____ зарегистрированы: истец Алексеев В.В., ____2012, Попова Ю.А. – собственник, Попова А.А. – ___, М. (л.д. 32).
Многоквартирный дом по адресу: ____, распоряжением ОА г. Якутска от ____2015 № признан аварийным и подлежащим сносу в 2020 году.
Оценив предоставленные суду доказательства истца в интересах Алексеева В.В., страдающего заболеванием, с учетом нуждаемости в жилых помещениях, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить вне очереди Алексееву В.В. благоустроенное жилое помещение в черте г. Якутска общей площадью не менее ___ кв.м., но не более ___ кв.м., отвечающее установленным требованиям по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Николаева