Решение по делу № 2а-190/2018 от 02.10.2018

Дело № 2а-190/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2018 года г. Красный Холм

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Соколовой Е.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484 и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484 и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484. Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области требований законодательства в сфере противодействия терроризму. В соответствии со ст.5.2. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в числе прочего, участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения. Согласно п.7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В соответствии с п.п. «а» п. 12 Концепции, одним из направлений по осуществлению противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма. В силу п.п. «б» п.13 Концепции, одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Согласно п.п. «з» п. 15 Концепции, одной из задач по предупреждению (профилактики) терроризма являются разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Согласно ч. 1, 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. В соответствии пп. 2 п. 8, раздела 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России, в соответствии с возложенными на него задачами, разрабатывает и утверждает типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований утвержден Приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 (далее - Типовой паспорт). Согласно п.3 Типового паспорта, паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, разрабатывается для решения следующих задач: определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории. В соответствии с п.п. 2, 3, 4 Типового паспорта, разработка типового паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для таких административно-территориальных единиц как республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта. Пунктом 8 Типового паспорта установлено, что паспорт безопасности территории должен включать в себя: титульный лист; раздел I "Общая характеристика территории"; раздел II "Характеристика опасных объектов на территории"; раздел III "Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций"; раздел IV "Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций"; раздел V "Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций"; раздел VI "Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории"; раздел VII "Расчетно-пояснительная записка". В соответствии с разделом VI Типового паспорта безопасности
территории муниципального образования (утв. приказом МЧС России от
25.10.2004 № 484) в расчетно-пояснительную записку включаются
материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска
чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения,
представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-
пояснительная записка должна иметь следующую структуру: титульный
лист; список исполнителей с указанием должностей, научных званий,
названием организации; аннотация; содержание (оглавление); задачи и цели
оценки риска; краткое описание основных опасностей на территории;
использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения
для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные
ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные
ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные
коммуникации, а также природные явления; анализ результатов оценки
риска; выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и
наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на
территории. В ходе проверки установлено, что в 2012 году администрацией Глебенского сельского поселения Краснохолмского района разработан паспорт безопасности территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области. В результате изучения паспорта безопасности поселения установлено, что паспорт безопасности территории Глебенского сельского поселения не соответствует требованиям Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484. В вышеуказанном паспорте безопасности имеющаяся информация не актуализирована, имеющиеся разделы паспорта безопасности Глебенского сельского поселения не соответствуют структуре, предусмотренной приказом МЧС России от 25.10.2004 №484. Прокурор в силу статьи 39 КАС РФ вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о бездействии по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию поселения федеральным законодательством, что нарушает основные права и свободы как жителей, так и иных граждан, находящихся на территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района на безопасное пребывание на территории поселения, поскольку разработка паспорта безопасности территории муниципального образования необходима для максимального уменьшения возможного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ч. 1 ст. 39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение паспорта безопасности территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; обязать администрацию Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области в срок до 01 апреля 2019 года привести паспорт безопасности территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района в соответствие с Типовым паспортом безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденного Приказом МЧС России от 25.10.2004 №484.

Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административного ответчика возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не поступило. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно пп. д п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п.7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно пп. а п.12 Концепции одним из направлений по осуществлению противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма.

Согласно пп. б п.13 Концепции, одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Согласно пп. з п.15 Концепции, одной из задач по предупреждению (профилактике) терроризма является разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно пп.7.1, 8. п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.п.8, 9 ст.9 Устава муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельского поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.

Согласно пп.2 п.8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и утверждает (устанавливает), в том числе, типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Приказом МЧС России от 25 октября 2004 г. N 484 утвержден Типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п.2 Типового паспорта, Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).

Согласно п.3 Типового паспорта, паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач: определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.

Согласно п.4 Типового паспорта, Разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п.8 Типового паспорта, Паспорт безопасности территории включает в себя: титульный лист; раздел I "Общая характеристика территории"; раздел II "Характеристика опасных объектов на территории"; раздел III "Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций"; раздел IV "Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций"; раздел V "Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций"; раздел VI "Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории"; раздел VII "Расчетно-пояснительная записка".

Согласно разделу VII Типового паспорта, в расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру: титульный лист; список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации; аннотация; содержание (оглавление); задачи и цели оценки риска; краткое описание основных опасностей на территории; использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения; результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления; анализ результатов оценки риска; выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций; рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что в 2012 году администрацией Глебенского сельского поселения Краснохолмского района был разработан паспорт безопасности территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области. Однако разработанный паспорт безопасности не соответствует нормам действующего законодательства о содержании паспорта безопасности, в вышеуказанном паспорте безопасности имеющаяся информация не актуализирована, имеющиеся разделы паспорта безопасности Глебенского сельского поселения не соответствуют структуре, предусмотренной приказом МЧС России от 25.10.2004 №484.

Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования необходима для максимального уменьшения возможного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию сельского поселения федеральным законодательством, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих и находящихся на территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района, так и иных лиц, на безопасное пребывание на территории муниципального образования.

В соответствии со ст. 39 ч. 1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.219 ч.1 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление к администрации МО «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области подано в суд 02.10.2018, т.е. в пределах срока, установленного законом.

Таким образом, административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484 и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №4, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок исполнения решения суда – до 1 апреля 2019 года, заявленный прокурором, суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик администрация Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области является органом местного самоуправления.

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484 и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по приведению паспорта безопасности в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение паспорта безопасности территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25.10.2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Обязать администрацию Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области привести паспорт безопасности территории Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области в соответствие с Типовым паспортом безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденного Приказом МЧС России от 25.10.2004 №484, в срок до 01 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области в течение 15 дней со дня получения копии решения.

Председательствующий подпись

2а-190/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Краснохолмского района Тверской области
Ответчики
Администрация Глебенского сельского поселения
Другие
Главное Управление МЧС России по Тверской области
Суд
Краснохолмский районный суд Тверской области
Судья
Соколова Е.Е.
Дело на сайте суда
krasnoholmsky.twr.sudrf.ru
02.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
19.10.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
19.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее