Решение по делу № 33-18109/2023 от 05.10.2023

Судья Ситдикова Н.М.                              УИД 16RS0040-01-2023-002197-24

                                                                                        Дело № 2-2127/2023

                                                                                       Дело № 33-18109/2023

                                                                                                Учет № 069г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 года          город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,

при секретаре Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                     Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Акбаровой Р.А. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 августа 2023 года, которым отказано в удовлетворении иска Акбаровой Р.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы Акбаровой Р.А. в поддержку жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Акбарова Р.А. (далее – истица) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее также – ответчик, ОСФР по РТ) о признании решения незаконным, включении периодов в стаж.

В обоснование иска указано, что 17 февраля 2022 года истица обратилась с заявлением о назначении досрочной назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением клиентской службы (на правах отдела) в Зеленодольском районе Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан (далее – ОПФР по РТ) 23 мая 2022 года №198 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, ввиду отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (далее – специальный стаж).

6 апреля 2023 года истица повторно обратилась с заявлением о назначении досрочной назначении страховой пенсии. решением отдела установления пенсий №7 Отделения Социального фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОСФР по РТ) г.Зеленодольск от 12 апреля 2023 года №212 также в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Истица не согласна с решением ОСФР по РТ, указывая, что пенсионный орган необоснованно не включил в специальный стаж истицы периоды работы:

- с 1 января 1991 года по 18 июня 1992 года период учебы в Туркменском государственном педагогическом институте;

- с 3 августа 1992 года по 6 февраля 1992 года период работы в должности воспитателя в школе интернате N9 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан;

- с 14 августа 1993 года по 30 мая 1998 года период работы в должности учителя начальных классов в Школе-гимназии № 26 в г. Туркменобад Республики Туркменистан;

- с 9 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года период работы в должности учителя биологии и рисования в Средней школе N9 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан;

- с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года период работы в должности учителя начальных классов в Средней школе N9 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан;

- с 1 января 2002 года по 29 июля 2006 года период работы в должности учителя начальных классов в Средней школе N9 47 г. Ангрена Республики Узбекистан.

Истица просила суд признать решения пенсионного органа незаконными и включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы.

В судебном заседании Акбарова Р.А. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика ОСФР по РТ в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещался, представлен отзыв.

Суд в удовлетворении иска отказал, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истица Акбарова Р.А. просит решение суда отменить ввиду его незаконности, нарушения судом норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает, что суд не учел, что в первый раз истица обратилась в пенсионный орган в 2022 году, не в полной мере исследовал обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, а представитель ответчика не явился на судебное заседание и не дал пояснений на вопросы.

Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Акбарова Р.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика ОСФР по РТ в суд апелляционной инстанции не явился, о дате и времени судебного заседания извещены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                    № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от           01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                     № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие              возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона                           от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря                      2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

На основании частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления                      в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно п.п. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля                  2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в целях реализации ст.30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 указанного закона при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также – Соглашение от 13 марта 1992 года).

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

В статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено,                                     что компетентные учреждения (органы) государств-участников Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать меры, необходимые к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (вступил в силу с 30 июня 2022 года) с 31 декабря 2022 года указанное Соглашение СНГ от 1992 года прекратило свое действие для Российской Федерации.

Участниками Соглашения СНГ являлись Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

С момента денонсации договора его положения перестали быть частью правовой системы Российской Федерации. Положения прекратившего действие Соглашения не подлежат применению органами государства Российской Федерации, если иное не установлено в самом соглашении.

Из материалов дела следует, что 17 февраля 2022 года истица                 Акбарова Р.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением клиентской службы (на правах отдела) в Зеленодольском районе ОПФР по РТ 23 мая 2022 года №198 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, ввиду отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом, в специальный стаж не включены следующие периоды:

с 3 августа 1992 года по 6 февраля 1992 года период работы в должности воспитателя в школе интернате N9 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан;

с 14 августа 1993 года по 30 мая 1998 года период работы в должности учителя начальных классов в Школе-гимназии № 26 в г. Туркменобад Республики Туркменистан;

с 9 ноября 1998 года по 31 декабря 1998 года период работы в должности учителя биологии и рисования

с 1 января 1999 года по 29 июля 2006 года период работы в должности учителя начальных классов в Средней школе N9 47 г. Ангрена Республики Узбекистан.

6 апреля 2023 года истица повторно обратилась с заявлением о назначении досрочной назначении страховой пенсии.

Решением отдела установления пенсий №7 Отделения СФР по РТ г.Зеленодольск от 12 апреля 2023 года №212 также в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. При этом, в специальный стаж не включены следующие периоды:

- с 1 января 1991 года по 18 июня 1992 года период учебы в Туркменском государственном педагогическом институте;

- с 3 августа 1992 года по 6 февраля 1992 года период работы в должности воспитателя в школе интернате N9 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан;

- с 14 августа 1993 года по 30 мая 1998 года период работы в должности учителя начальных классов в Школе-гимназии № 26 в г. Туркменобад Республики Туркменистан;

- с 9 ноября 1998 года по 31 декабря 1998 года период работы в должности учителя биологии и рисования в Средней школе N9 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан;

- с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года период работы в должности учителя начальных классов в Средней школе N9 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан;

- с 1 января 2002 года по 29 июля 2006 года период работы в должности учителя начальных классов в Средней школе N9 47 г. Ангрена Республики Узбекистан.

Полагая, что ее права нарушены, Акбарова Р.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом городского суда, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что справки с указанием, что с заработной платы истицы ежемесячно удерживались и перечислялись страховые взносы (л.д.45, 46, 48, 49, 52, 56) были предоставлены в Пенсионный фонд, в марте 2023 года, то есть после 1 января 2023 года, когда прекращено действие Соглашения в отношениях РФ с другими участниками.

Вместе с тем, первый раз истица обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в ОСФР по РТ 17 февраля 2022 года.

И первое решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости было вынесено 23 мая 2022 года, еще в период действия Соглашения.

В исковом заявлении истица просила признать незаконным, в том числе и решение ОСФР по РТ от 23 мая 2022 года. Указанным обстоятельствам судом первой инстанции оценка не дана.

Вместе с тем, в материалах дела имеется ответ начальника управления Пенсионного фонда Лебапского велаята Республики Туркменистан от 11 марта 2022 года на запрос ОСФР по РТ с приложением справок со сведениями о заработной платы истицы, о стаже работы истицы и переименовании организации, в которых работала истица (л.д.41).

В материалах пенсионного дела имеется справка от 23 февраля 2022 года начальника ГУО Лебапской области о заработной плате истицы за период            14 августа 1993 года по 30 мая 1998 года. Также в материалах пенсионного дела имеются копии приказов о приеме истицы на работу №92 от 3 августа 1992 года (с 3 августа 1992 года) в школу-интернат №5 для глухих детей г.Чарджоу в качестве воспитателя и увольнении с 6 февраля 1993 года (№41 от 11 февраля 1993 года). Нотариальный перевод указанных документов был осуществлен           28 апреля 2022 года. Также имеется справка о заработной плате истицы и отчислениях в Фонд социального страхования Республики Туркменистан за период работы с 3 августа 1992 года по 6 февраля 1993 года в должности воспитателя в школе интернате N 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан. Таким образом, у ответчика на момент вынесения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 31 мая 2022 года необходимые документы для включения вышеуказанных спорных периодов в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, имелись.

На запрос суда апелляционной инстанции о причинах, по которым ответчик не учитывал ответы из Республики Туркменистан, ответчик ответил, что поступившие ответы не содержат информацию, подтверждающую факт формирования права на пенсию по основанию, аналогичному нормам законодательства Российской Федерации, на территории Республики Туркменистан.

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи пункта 1 статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Таким образом, назначение пенсии гражданке Российской Федерации Акбаровой Р.А., зарегистрированной в <адрес> <адрес>, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что истица в спорные периоды работала в должностях (воспитатель и учитель), и в учреждениях, предусмотренных соответствующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы истицы с 3 августа 1992 года по 6 февраля 1993 года в должности воспитателя в школе интернате N 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан и с 14 августа 1993 года по 30 мая 1998 года в должности учителя начальных классов в школе-гимназии № 26 в г. Туркменобад Республики Туркменистан подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Решение суда в части указанных периодов подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Относительно периода работы истицы в Республике Узбекистан, судебная коллегия отмечает, что как в материалах пенсионного дела, так и в материалах настоящего дела, имеются справки от 3 июня 2021 года №117 и №117/1 о том, что Акбарова Р.А. работала в школе №47 г.Ангрена с 9 ноября 1998 года учителем биологии и рисования, с 1 января 1999 года переведена учителем начальных классов и уволена с 29 июля 2006 года приказом от 29 июля 2006 года (л.д.69-70). Также имеются уточняющая справка работодателя (л.д.72) и справки о заработной плате истицы за период с 1 ноября 1998 года по 29 июля 2006 года и начисленных на заработную плату страховых взносов (л.д.53-56). В адрес ответчика архивные справки о заработной плате             Акбаровой Р.А. были направлены Ангренским городским отделом внебюджетного Пенсионного фонда Ташкентской области Республики Узбекистан в 2022 году (л.д.154).

Поскольку представлены сведения о работа истицы в должности и в учреждении, предусмотренных соответствующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также представлены сведения о перечислении страховых взносов из заработной платы, периоды работы истицы с 1 ноября 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности учителя биологии и рисования, а с 1 января 1999 года по 29 июля 2006 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан, подлежат включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Между тем, судебная коллегия не находит оснований для включения в специальный педагогический стаж истицы периода учебы в Туркменском государственном педагогическом институте с 1 января 1991 года по 18 июня 1992.

Согласно абзацу 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и действовавшего в период обучения истицы до 1 января 1992 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ от                  28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

С 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от                  6 сентября 1991 года № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении                           от 29 января 2004 года № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года                    № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Следовательно, для расчета стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения. На начало периода обучения истицы действовало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», однако, на момент окончания обучения (18 июня 1992 года), это Положение не подлежало применению.

Из вышеприведенных положений следует, что временем обучения в педагогических учебных заведениях и университетах является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении, а не его отдельная часть. Для включения в специальный стаж периода обучения необходимо, чтобы оба условия (педагогическая деятельность до учебы и педагогическая деятельность после учебы) выполнялись до 1 января 1992 г. – даты окончания применения Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Кроме того принимая во внимание, что действующее с 1992 года             нормативно-правовое регулирование не предусматривало возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях, независимо от того, что этому периоду предшествовала педагогическая работа, период обучения истца в институте не подлежал зачету в стаж педагогической деятельности при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Данный вывод согласуется с разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 4                   «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70, согласно которым при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Поскольку временем обучения в педагогических учебных заведениях                   и университетах является весь период обучения в учебном заведении, а не его отдельная часть, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Акбаровой Р.А. периода учебы в институте с 1 сентября 1991 года по 18 июня 1992 года.

Доводы апелляционной жалобы в этой части не содержат правовых оснований к отмене решения суда, в жалобе истица выражает несогласие с правовой позицией, изложенной в решении суда, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке доказательств по доводам жалобы, в связи с чем, изложенные доводы не могут быть положены в основу отмены правильного судебного постановления в этой части.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска.

В специальный педагогический стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, подлежат включению периоды работы: с                    3 августа 1992 года по 6 февраля 1993 года в должности воспитателя в школе интернате N 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан, с 14 августа 1993 года по 30 мая 1998 года в должности учителя начальных классов в школе-гимназии № 26 в г. Туркменобад Республики Туркменистан, с 1 ноября 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности учителя биологии и рисования в средней школе № 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан, с 1 января 1999 года по 29 июля 2006 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан.

Также подлежит признанию незаконным решение ответчика №198/1 от 31 мая 2022 года в части невключения в специальный стаж истицы вышеуказанных периодов работы.

Поскольку решение ответчика от 31 мая 2022 года признается незаконным в части отказа во включении вышеуказанных периодов работы в специальный стаж истицы, то решение ответчика №212 от 12 апреля 2023 года также является незаконным, поскольку основания для включения спорных периодов работы истицы в специальный стаж истицы были у ответчика еще в 2022 году.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан                 от 8 августа 2023 года отменить и принять новое решение.

Исковое заявление Акбаровой Р.А. (СНИЛС ....) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530, ОГРН 1021603269500) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, удовлетворить частично.

Признать незаконными: решение №198/1 от 31.05.2022 отдела установления пенсий №7 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (г.Зеленодольск) и решение №212 от 12.04.2023 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в части невключения в специальный педагогический стаж Акбаровой Р.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, нижеуказанных периодов работ и

возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность включить в специальный педагогический стаж Акбаровой Р.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды работы:

с 03.08.1992 по 06.02.1993 в должности воспитателя в школе интернате N 5 для глухих детей в г. Чарджоу Республики Туркменистан;

с 14.08.1993 по 30.05.1998 в должности учителя начальных классов в школе-гимназии № 26 в г. Туркменобад Республики Туркменистан;

с 01.11.1998 по 31.12.1998 в должности учителя биологии и рисования в средней школе № 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан;

с 01.01.1999 по 29.07.2006 в должности учителя начальных классов в средней школе № 47 в г. Ангрена Республики Узбекистан.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме              19 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-18109/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Акбарова Римма Анасовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Муртазин Айдар Илкамович
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
05.10.2023Передача дела судье
30.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее