Дело № 2-1271/2020
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-002225-49
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Заволжск Ивановской области 28 августа 2020 г.
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи И. Н. Беляковой
при секретаре Н. Е. Кудряшовой,
с участием помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Т. В. Полетаевой,
представителя ответчика – администрации Заволжского муниципального района Ивановской области А. Е. Смирнова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Заволжского муниципального района Ивановской области об обязании провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения,
установил:
прокурор Заволжского района Ивановской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил возложить на администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - администрация Заволжского муниципального района, администрация) обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённого Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст, обеспечить установку знаков и организацию освещения автомобильной дороги д. Борисцево Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 1 октября 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что по итогам проведённой прокуратурой Заволжского района Ивановской области проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения было установлено, что принадлежащее администрации Заволжского муниципального района сооружение - дорога в границах населённого пункта д. Борисцево протяжённостью 1000 м - не соответствует требованиям вышеуказанного ГОСТ, в том числе на ней отсутствуют дорожные знаки и освещение, предусмотренные проектом организации дорожного движения, что влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Т. В. Полетаева уточнила заявленные исковые требования и по основаниям, указанным в иске, просила возложить на администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области обязанность по устранению повреждения дорожного полотна в деревне Борисцево Заволжского района Ивановской области и приведению автомобильной дороги деревни Борисцево Заволжского района Ивановской области в соответствие с требованиями п.п. 5.2.1, 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2 ГОСТа Р 50597-2017 " Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённого Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст, в срок до 1 октября 2021 г.
Дополнительно объяснила, что осуществляемые в настоящее время администрацией Заволжского муниципального района мероприятия, связанные с ремонтом спорной дороги в рамках проводимого аукциона, направлены на исполнение уточнённых исковых требований, поскольку целью обращения с иском являлось приведение дороги в состояние, позволяющее безопасно эксплуатировать её, в том числе обеспечить проезд в д. Борисцево аварийных служб, а также проезд жителей этой деревни, в которой нет ни пунктов оказания медицинской помощи, ни магазинов.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, не отрицая того, что спорная дорога относится к дорогам общего пользования местного значения и администрация Заволжского муниципального района, являясь её владельцем, несёт обязанность осуществлять ремонт спорной дороги, объяснил, что в настоящее время администрацией определён необходимый перечень работ по ремонту дороги д. Борисцево, подготовлена документация об электронном аукционе, по итогам которого 4 августа 2020 г. победителем закупки признано ООО «Галеон», планируется подписание контракта на выполнение работ по ремонту вышеуказанной дороги, по условиям которого работы должны быть выполнены до 30 сентября 2020 г.
В письменных возражениях на иск администрация указывает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. В своей деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения администрация в первую очередь руководствуется утверждённой в 2013 году муниципальной программой «Развитие транспортной системы Заволжского муниципального района» и результатами весенних и осенних обследований дорог общего пользования местного значения. Доля протяжённости таких автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет около 80%. Межевание, проектирование и строительство улично-дорожной сети д. Борисцево никогда не производилось, чтобы соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-2017, и до настоящего времени имеет грунтовое покрытие, поэтому отсутствует земляное полотно соответствующе высоты и дорожная одежда. Ежегодно на данной дороге проводятся только работы по поддержанию поперечного уклона, устранению ям и колейности автомобильной дороги.
Ссылаясь на то, что администрация Заволжского муниципального района не проводила стандартизацию дорог общего пользования местного значения и никогда публично не заявляла о соответствии данных автомобильных дорог ГОСТу Р 50597-2017, при том, что указанный ГОСТ не содержит требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог с грунтовым покрытием, ответчик полагает, что переводить дорогу с низкой интенсивностью движения (менее 10 авт/сут) в более высокую категорию путём реконструкции нет никаких оснований. Также указывает на то, что за всё время эксплуатации автомобильно-дорожной сети д. Борисцево не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия, требующего разработки и проведения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и её пропускной способности. Улично-дорожная сеть д. Борисцево находится в полном соответствии с необходимой пропускной способностью. Требование об организации освещения автомобильной дороги д. Борисцево не соответствует нормам действующего законодательства, так как организация освещения автомобильных дорог в населённых пунктах сельских поселений не относится к полномочиям муниципального района.
Третьи лица – администрация Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - администрация Волжского сельского поселения) и ОГИБДД МО МВД России «Кинешемский» - о месте и времени судебного разбирательства извещены, своих представителей в суд не направили, каких-либо ходатайств не заявили.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, учитывая мнение третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Заволжского района Ивановской области была проведена проверка обеспечения законности при исполнении администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области, администрацией Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области законодательства об организации местного самоуправления, о безопасности дорожного движения (л. д. 8, 9).
Основанием для проверки послужила поступившая из ОГИБДД МО МВД России «Кинешемский» информация о том, что в ходе проведения государственного контроля за обеспечением безопасности дорожного движения в Заволжском муниципальном районе сотрудниками Госавтоинспекции было установлено, что автомобильная дорога деревни Борисцево не отвечает транспортно-эксплуатационным нормам, предусмотренным требованиями ГОСТа Р 50597-2017. Названная дорога имеет как грунтовое, так и гравийное покрытие с многочисленными просадками грунта, колеями по полосам наката, застой воды; грунтовое покрытие проезжей части расположено ниже уровня дернового слоя придорожной полосы, то есть какого-либо разделения основания дорожной одежды от земляного полотна не имеется; водоотводная канава, кювет отсутствуют, в связи с чем отвод поверхностных вод не производится, водные массы скапливаются как на проезжей части дороги, так и в непосредственной близости от неё, тем самым переувлажняя грунтовое покрытие дороги, что, в свою очередь, приводит к образованию колей и многочисленным просадкам грунта. Владельцем этой дороги является администрация Заволжского муниципального района, которая не предприняла должных мер по её обустройству и сохранению транспортно-эксплуатационного состояния. Тем самым не обеспечивается безопасность дорожного движения (л. д. 11, 12).
В подтверждение приведённой информации приложен фотоматериал (л. д. 16-19), а также копия представления начальника МО МВД России «Кинешемский», в котором тот предлагает и. о. главы Заволжского муниципального района организовать и провести работы по восстановлению насыпи и профиля проезжей части этой дороги, профилированию стенок и дна откосов (кюветов), водоотводных канав (л. д. 20-21).
В ответ на данное представление временно исполняющий полномочия главы Заволжского муниципального района сообщил, что улично-дорожная сеть д. Борисцево пролегает по грунту и не имеет дорожного покрытия и, следовательно, земляного полотна соответствующей высоты и дорожной одежды. Ежегодно на улично-дорожной сети д. Борисцево осуществляются работы по восстановлению поперечного уклона и ровности автомобильной дороги и восстановлению трудных участков (л. д. 22-23).
Из другого сообщения, подписанного главой Заволжского муниципального района, усматривается, что организация, ответственная за обслуживание и содержание дорог д. Борисцево, не назначена, поскольку средства дорожного фонда Заволжского муниципального района не позволяют выставить данный вид услуг на конкурс и заключить по его результатам контракт на выполнение работ по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог в целом по населённому пункту. Паспорт автомобильной дороги д. Борисцево не составлялся, так как эта грунтовая дорога не имеет покрытия и вследствие низкой интенсивности движения по ней (менее 10 авт/сут) в настоящее время нет необходимости её дальнейшего развития (л. д. 24-25).
Из сообщения главы Волжского сельского поселения от 14 апреля 2020 г. следует, что дорога в д. Борисцево находится в муниципальной казне Заволжского муниципального района, относится к V категории – профилированные дороги, не имеющие твёрдого покрытия и без покрытия (проходящие по естественному грунту) (л. д. 14-15).
По мнению органа ГИБДД, изложенному в сообщении от 25 мая 2020 г., подобная позиция владельца автомобильной дороги нарушает конституционные права граждан на свободу передвижения и транспортную доступность места жительства, в связи с чем начальник ОГИБДД МО МВД России «Кинешемский» ходатайствовал перед прокурором о необходимости обращения в суд с иском об обязании администрации Заволжского муниципального района обеспечить безопасность дорожного движения (л. д. 73-76).
В ходе проведения прокурором проверки были получены:
акт приёма-передачи муниципального имущества от 14 ноября 2017 г., а также выписка из реестра объектов, находящихся в собственности, подтверждающие принадлежность сооружения – дороги протяжённостью 1000 м в границах населённого пункта д. Борисцево Заволжского района Ивановской области - муниципальному образованию «Заволжский муниципальный район Ивановской области» (л. д. 26, 27, 28).
проект организации дорожного движения для деревни Борисцево Заволжского муниципального района (л. д. 49-71),
сообщение администрации Волжского сельского поселения о том, что названная администрация частично осуществляет функции по содержанию дорог общего пользования местного значения в пределах выделяемых администрацией района лимитов денежных средств и на определяемые ею же объекты (л. д. 80).
По результатам проведённой проверки помощником прокурора Т. В. Полетаевой составлен акт от 22 мая 2020 г., зафиксировавший несоответствие автомобильной дороги д. Борисцево транспортно-эксплуатационным нормам, предусмотренным ГОСТ в подтверждение чего приложен фотоматериал (л. д. 29-48).
В соответствии с соглашением от 29 ноября 2019 г. между администрацией Заволжского муниципального района и администрацией Волжского сельского поселения о передаче осуществления части своих полномочий администрацией района в администрацию поселения переданы полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения.
Из объяснения представителя ответчика следует, что в рамках названных полномочий администрация Волжского сельского поселения осуществляет только очистку дороги в д. Борисцево от снега в зимний период.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, учитывая Муниципальную программу Заволжского муниципального района «Развитие транспортной системы Заволжского муниципального района», утверждённую постановлением исполняющего обязанности главы администрации Заволжского муниципального района от 29 октября 2013 г. № 1068-п, в которой указано на то, что вся сеть муниципальных автомобильных дорог местного значения общего пользования Заволжского муниципального района состоит из дорог, имеющих грунтовое или щебёночное покрытие, при этом дороги не соответствуют нормативным требованиям эксплуатации и, как следствие, отрицательно влияют на транспортную безопасность, а также Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения Заволжского муниципального района, утверждённый постановлением главы Заволжского муниципального района от 14 января 2019 г. № 2-п, согласно которому основанием для проведения ремонта автомобильной дороги является несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик этой дороги требованиям технических регламентов, а мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог финансируются за счёт средств дорожного фонда Заволжского муниципального района, а также за счёт иных источников, не запрещённых законом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы представителя ответчика о том, что межевание, проектирование и строительство улично-дорожной сети д. Борисцево никогда не производилось, равно как не проводилась стандартизация дорог общего пользования местного значения и публично не заявлялось о соответствии данных автомобильных дорог ГОСТу, не принимаются судом в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьёй 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признаётся деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утверждён ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", в соответствии с которым
продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трёхметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2 (п. 5.2.1);
покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3 (п. 5.2.4);
обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.4 (п. 5.3.1);
возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения возвышения обочины и разделительной полосы одни сутки (п. 5.3.2).
Требования названного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов.
Доводы представителя ответчика о том, что в данном случае отсутствуют основания для перевода дороги с низкой интенсивностью движения в более высокую категорию путём реконструкции, не имеют юридического значения, поскольку требования о переводе дороги в иную категорию не заявлялись и не были предметом исследования.
Отсутствие дорожно-транспортных происшествий на автомобильно-дорожной сети д. Борисцево не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как эти требования направлены не только на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, но и на защиту конституционных прав граждан на свободу передвижения и транспортную доступность места жительства.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления муниципального района, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в части организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения настоящего иска, поскольку неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения безусловно приводит к нарушению прав неопределённого круга лиц, использующих спорную дорогу.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, обязанность по совершению которых возлагается решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание ценность защищаемых прав граждан, довод представителя ответчика о том, что администрация самостоятельно определяет график ремонта дорог общего пользования местного значения, руководствуясь требованием разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения решения, о котором просил прокурор, при том что ответчик не лишён права исполнить решение суда в более ранний срок.
При этом судом приняты во внимание доказательства, подтверждающие факт совершения ответчиком действий, направленных на исполнение решения суда по данному делу, а именно: извещение о проведении электронного аукциона, в рамках которого администрация Заволжского муниципального района выступила заказчиком закупки услуги по выполнению работ по ремонту дороги общего пользования местного значения Заволжского муниципального района д. Борисцево со сроком её завершения с даты заключения муниципального контракта до 30 сентября 2020 г.; протокол подведения итогов электронного аукциона от 4 августа 2020 г., согласно которому победителем закупки признано ООО «Галеон»; муниципальный контракт от 11 августа 2020 г. на выполнение вышеуказанных работ по ремонту дороги.
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области обязанность по устранению повреждения дорожного полотна в деревне Борисцево Заволжского района Ивановской области и приведению автомобильной дороги деревни Борисцево Заволжского района Ивановской области в соответствие с требованиями п.п. 5.2.1, 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2 ГОСТа Р 50597-2017 " Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённого Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст, в срок до 1 октября 2021 г.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья И. Н. Белякова
В окончательной форме решение изготовлено 4 сентября 2020 г.