Уид 05RS0013-01-2021-002834-78 2а-359/2021г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председа-тельствующего судьи Сурхаева М.Р., при секретаре Дибировой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-359/2021г. по административному исковому заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" к административному ответчику судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербент-скому району Шерифову Н.М., заинтересованные лица: УФССП России по РД, ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентскому району, о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава-испол-нителя, о признании незаконным постановления №05071/18/17440 от 25.01. 2018г.,
установил:
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обратилось в суд с админи-стративным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району Шерифову Н.М., заинтересованным лицам: УФССП России по РД, ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентскому району, о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, о признании незаконным и отмене постановления №05071/18/17440 от 25.01.2018г., о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что судебным прис-тавом-исполнителем ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентского району УФССП России по РД Шерифовым Н.М. в отношении 000 «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее Общество) вынесено пос-тановление № 05071/18/17440 от 25.01.2018 с предметом исполнения – исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Постановление направлено в Северо-Западный филиал банка АО «Газпромбанк» для принудительного исполнения. Указанное постановление принято банком к исполнению, на денежные средства Общества наложено ограничение, о чем Обществу стало известно 15.03.2021г., после получения извещения от банка.
На сегодняшний день Общество располагает только извещением от банка, которое отражает номер неправомерно вынесенного постановления № 05071/18/17440. Номер исполнительного производства Обществу не извес-тен.
Постановление о возбуждении исполнительного производства Общес-твом получено не было, и не получало материалы исполнительного произ-водства в рамках которого судебным приставом-исполнителем осуществлены меры принудительного исполнения в виде ограничения денежных средств, находящихся на расчетном счете банка.
С 01.04.2017 на территории РД отсутствуют филиалы и обособленные подразделения Общества. Адрес Общества в 2018 год: <адрес>, указанная информация отражалась в открытых источниках, в том числе на сайте nalog.ru. С ноября 2019 года юридический адрес Общества изменен на - <адрес>
Обществом не совершены правонарушения, выражающееся в не испол-нении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и соответственно мера публично-правовой ответственности штрафного характера, представляющая собой взыскание исполнительского сбора, применена в отношении Общества - незаконно, с нарушениями прин-ципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциро-ванности.
Судебным приставом-исполнителем нарушены положения действу-ющего законодательства, регламентирующие взыскание исполнительского сбора с должника.
Действия Общества не обоснованно квалифицированны как право-нарушение, без подтверждения уведомления Общества о возбужденном исполнительном производстве. Взыскание с Общества исполнительского сбора нарушает имущественные права Общества.
На момент возбуждения исполнительного производства на территории РД деятельность Общества была прекращена; филиалы и обособленные подразделения отсутствовали (что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ). Какое-либо имущество Общества на территории РД также отсутствовало. С целью установления местонахождения должника организации и его иму-щества СПИ должен направить запросы в регистрирующие органы.
На адрес регистрации Общества полномочия судебных пристав-исполнителей УФССП России по РД не распространяются.
Судебным приставом-исполнителем Шерифовым Н.М. в рамках исполнительного производства не были выполнены необходимые действия, позволяющие оценить позицию административного ответчика как активную, с достаточной полнотой всех принятых мер. Вопрос о передаче исполни-тельного производства из одного подразделения судебных приставов в другое непосредственно входит в компетенцию судебного пристава-испол-нителя, однако, своевременные мероприятия по передаче судебным прис-тавом исполнительного производства на исполнение в другое подразделение судебных приставов выполнены не были, основания для совершения испол-нительных действий и мер принудительного исполнения у судебного прис-тава-исполнителя отсутствовали.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в не передаче исполнительного произ-водства в иной отдел судебных приставов, согласно принципу организации деятельности службы судебных приставов.
Указанные действия (бездействия), осуществленные меры прину-дительного исполнения и неправомерно вынесенные постановления нарушают права свободы и законные интересы Общества. В связи с тем, что постановления выносились не по месту регистрации Общества, не направлялись в адрес Общества, Общество лишилось возможности мобильно ознакомиться с материалами исполнительного производства, что нарушает ст. 50 Закона N2 229-ФЗ, и, как следствие, Общество не может исполнить требования исполни-тельного документа, что привело к неправомерному установлению исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
25.02.2021 в адрес ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентского району УФССП России по РД Обществом направлена жалоба №1-22/136-ЮВ, которой запрошены материалы исполнительных произ-водств. Жалоба получена структурным подразделением УФССП России по РД 05.03.2021, но в настоящее время обоснованная позиция ОСП по г. Дербент, Дагестанские Огни и Дербентскому району УФССП России по РД относительно доводов жалобы Общества не поступила, Обществом не получены запрошенные материалы исполнительных производств и иные документы, подтверждающие правомерность назначенных исполнительских сборов.
19.03.2021 в адрес УФССП России по РД и ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентского району УФССП России по РД направлена жалоба К21-22/202-АВ, которой документы запрошены повторно.
Неполучение Обществом копии постановления о возбуждении испол-нительного производства, на основании которого должна производиться уплата исполнительского сбора, является уважительной причиной восста-новления процессуального срока, которое объективно препятствовало заяви-телю своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Просят восстановить Обществу пропущенный процессуальный срок, для обращения с настоящим административным иском.
Признать незаконным постановление административного ответчика № 05071/18/17440 от 25.01.2018.
Признать незаконными бездействие административного ответчика, выразившиеся в не направлении Обществу постановлений о возбуждении исполнительного производства, постановления о взыскании исполнитель-ского сбора.
Признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в не направлении исполнительного производства в надлежащий отдел судебных приставов исполнителей.
Признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в применении мер принудительного исполнения, в обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном банковском счете Общества в размере 50 000 руб.
Обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены постановления № 05071/18/17440 от 25.01.2018, постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном банковском счете Общества.
В судебное заседание представитель административного истца ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не явился. В административном исковом заявлении истец ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" просит рассмотреть дело без участия административного истца.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Шерифов Н. в судебное заседания не явился, направил в суд возражения на админи-стративное исковое заявление.
Указывая на то, что материалы исполнительного производства от 04.12.2017 №92729/17105071-ИП, возбужденного на основании исполни-тельного листа №ВС 075314891 от 03.04.2016, выданного мировым судьей судебного участка №114 Дербентского района по делу №2-20/16, вступив-шему в законную силу 03.04.2016, об обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», (ИНН №, КПП 783801001, ОГРН 1062632033760), адрес должника: <адрес>, снять начисленную задол-женность за потребленный газ в размере 37538.43 руб., в пользу взыскателя: Шахнавазова Гусейна Шахназаровича, адрес взыскателя: <адрес>. На исполнении в Отделе находились исполнительные производства неимущественного характера в отношении должника 000 «Газпром межрегионгаз Пятигорск». В рамках исполнительных производств, за неисполнение в срок установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, которые должником не исполнены по настоящее время.
МО СП по ОИП УФССП России по Республике Дагестан и ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентскому району, извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд считает возможным в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ рассмотреть данное дело без участия административного истца, админи-стративного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району Шерифова Н.М. и предста-вителей административных ответчиков УФССП России по РД, ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентскому району.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 25.01.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Из представленного по запросу суда, административным ответчиком копии исполнительного производства следует, что постановлением судеб-ного пристава-исполнителя Зейналова Э.И. от 04.12.2017г. на основании исполнительного листа № ВС 075314891 от 03.04.2016г., выданного миро-вым судьей судебного участка №114 Дербентского района РД, возбуждено исполнительное производство №-92729/17/05071-ИП об обязании ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" снять начисленную задолженность за потребленный газ в размере 37538,43 рубля с абонентского счета Шахнавазова Г.Ш.
В соответствии с п.2 данного постановления срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, долж-нику установлен 5-ти дневный срок.
Копия постановления судебного пристава от 04.12.2017г. была вручена в ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» Территориальный участок г. Дербент Дербентского района 05.12.2017 года, согласно штампу входящей корреспонденции № 18/279 от 05.12.2017 г.
Согласно информационному письму ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" от 23.07.2020г. №1-22/439-10В, о предоставлении информации по исполнительным производствам, просят на основании п.1 ч.1 ст.47 Феде-рального закона от 02.10.2007 №229-Ф «Об исполнительном производстве» окончить исполнительное производство №92729/17/05071-ИП от 04.12.2017, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. В ноябре 2017 года поставщиком газа на территории Республики Дагестан с лицевого счета №0406000151 списана задолженность, начисленная за потреб-ленный газ в размере 37 538,43 руб. Указанное подтверждается инфор-мационным листком абонента - физического лица.
Постановлением заместителя начальника отдела –заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району от 28.09.2020 г. исполнительное производство №-92729/ 17/05071-ИП было окончено.
Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гаран-тируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспари-ваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях испол-нение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и закон-ных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполне-ния обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предостав-ленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятель-ности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава, их действия (бездействия) могут быть оспорены в суде.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, их действий (бездействий) рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправ-ления, иного органа, организации, наделенных отдельными государствен-ными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комис-сии), должностного
лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, сво-боды и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обра-титься непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо исполь-зовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из разъяснений, данных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
В заявления административного истец утверждает, что копию постановления от 25.01.2018г. о взыскании исполнительного сбора он не получал. О вынесении 25.01.2018г. судебным приставом-исполнителем пос-тановления о взыскании с них исполнительского сбора им стало известно 15.03.2021 года, после получения извещения от банка.
Судебным приставом-исполнителем суду не представлено доказательств, подтверждающих, что постановление о взыскании исполнительского сбора должником было получено.
Таким, образом, суд принимает утверждения административного истца о том, что о постановлении от 25.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора ему стало известно только 15.03.2021г., которые не опровергнуты административным ответчиком.
Суд считает установленным, что административное исковое заявление ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» поступило в суд 23.03.2021г. (входящий № 4152 от 23.03.2021г.).
Следовательно, установленный законодательством срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопро-изводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответству-ющими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания действий (бездействия), решений долж-ностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одно-временное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что на дату рассмотрения административного иска оспариваемые постановления Обществом получены, и исполнительное производство по делу окончено, то есть нарушенные права восстановлены, требование о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по не направлению копии постановления о взыскании исполнительского сбора, и в не направлении исполнительного производства в надлежащий отдел судебных приставов исполнителей удовлетворению не подлежит.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и органи-заций.
Ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" регламентирует действия судебного пристава-исполнителя при возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 8, ч. 11 ст. 30 Федерального закона "Об испол-нительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истече-нии срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполни-тельского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и ст.116 настоящего Федерального закона.
Из искового заявления административного истца ООО "Газпром меж-регионгаз Пятигорск" следует, что постановление о возбуждении исполни-тельного производства Обществом получено не было.
Общество не получало материалы исполнительного производства, в рамках которого судебным приставом-исполнителем осуществлены меры принудительного исполнения в виде ограничения денежных средств, нахо-дящихся на расчетном счете банка.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих, что постановление судебного пристава-исполнителя Зейналова Э.И. о возбуж-дении исполнительного производства от 04.12.2017г. вручено администра-тивному ответчику своевременно, суду не представлено.
С 01.04.2017 на территории РД отсутствуют филиалы и обособленные подразделения Общества. Адрес Общества в 2018 год: <адрес>.
В соответствии с СТ. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Юридическим адресом Общества является: <адрес>. Это обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 05.11.2020 г. №ЮЭ9965-20-282814222.
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным, что постановление о возбуждении исполнительного производства №-92729/17/ 05071-ИП от 04.12.2017г. судебным приставом не было направлено долж-нику, и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
25.01.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постанов-ление о взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" исполни-тельского сбора в размере 50000 рублей, о котором стало известно адми-нистративному истцу 15.03.2021 года, т.е. после получения извещения от банка.
Постановлением заместителя начальника отдела –заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району от 28.09.2020 г. исполнительное производство №-92729/ 17/05071-ИП было окончено.
Административным истцом заявлено требование о признании незакон-ным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от № 05071/ 18/17440 от 25.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора.
Основаниями для признания данного постановления не законным и его отмене, по мнению административного истца, является не направление копий постановлений от 04.12.2017г. о возбуждении исполнительного производ-ства, и его не получении административным истцом, а так же не предостав-ление судебным приставом-исполнителем срока для добровольного испол-нения требований исполнительного документа. А следовательно отсутствие оснований для взыскания с административного истца исполнительного сбора.
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных докумен-тов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установ-ленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанав-ливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.11 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного испол-нения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требо-ваний по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» при возбуждении исполнительного производства судебным приставом должнику дается пятидневный срок со дня получения должником постановления о воз-буждении исполнительного производства, если иное не установлено насто-ящим Федеральным законом, для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Возложение обязанности должнику ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" снять начисленную задолженность за потребленный газ в размере 37538,43 рубля с абонентского счета Шахнавазова Г.Ш. к случаям, преду-смотренным ч.14 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», когда должнику не устанавливается срок для добровольного исполнения требо-ваний исполнительного документа при возбуждении исполнительного произ-водства не относится.
Суд считает установленным, что при возбуждении исполнительного производства №-92729/17/05071-ИП судебный пристав обязан был устано-вить должнику ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа и учесть данный срок при вынесении постановления о взыскании исполни-тельского сбора.
В силу положений ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполни-тельного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 насто-ящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непрео-долимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных усло-виях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыс-кании исполнительского сбора утверждается старшим судебным прис-тавом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неиму-щественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации 50000 рублей.
Исполнительский сбор, установленный ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совер-шенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должност-ного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачис-ляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собствен-ности.(Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018))
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конститу-ционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения испол-нительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непре-одолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соб-людении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требо-валась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, основанием для взыскания с должника исполнитель-ского сбора является неисполнение в назначенный для добровольного испол-нения срок требований исполнительного документа без уважительных при-чин.
В силу положений ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание исполнительского сбора является исполнительным действием, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из материалов исполнительного производства №-92729/17/05071-ИП следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства №-92729/17/05071-ИП вынесено судебным приставом - исполнителем 04.12.2017г. Данное постановление должнику ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не вручено и не направлено, а было вручено 05.12.2017 г. ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" территориальный отдел в г. Дербенте.
В силу положений ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнитель-ного документа начинает течь с момента получения постановления долж-ником.
Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора судебный пристав мог вынести не ранее истечения пяти дней после вручения должнику копии постановления от 04.12.2017г.
При этом, как установлено судом, постановление о взыскании испол-нительского сбора было вынесено судебным приставом 25.01.2018 г., без учета срока на добровольное удовлетворение требований исполнительного документа.
В соответствии с п.78 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Вручение копии постановления судебного пристава от 04.12.2017г. как должнику ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» Территориальный участок г.Дербент Дербентского района 05.12.2017 года, не является под-тверждением того, что копия постановления от 04.12.2017г. о возбуждении исполнительного производства №-92729/17/05071-ИП вручена должнику ООО «Газпром межрегионгаз Пягигорск».
При изложенных обстоятельствах, суд соглашается с доводами админи-стративного истца о не направлении и не получении административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства, что подтверждается материалами исполнительного производства.
При этом, в ходе рассмотрения дела, исследованными доказательствами нашло свое подтверждение, что постановление о взыскании исполнитель-ского сбора от 25.01.2018г. было вынесено без учета пятидневного срока предоставляемого для добровольного удовлетворения заявленных требова-ний, чем были нарушены положения ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», а так же права и законные интересы должника ООО «Газ-пром межрегионгаз Пятигорск».
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным, наличие, совокупности таких обстоятельств как несоответствие оспариваемого поста-новления требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными пуб-личными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препят-ствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого постановления административного ответчика при рассмо-трении настоящего административного дела установлена, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району Зейналова Э.И. № 05071/18/17440 от 25.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
В связи с признанием постановления № 05071/18/17440 от 25.01.2018 незаконным, требования административного истца об обязании администра-тивного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены постановления № 05071/18/17440 от 25.01.2018, и постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном банковском счете Общества, являются обосно-ванными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что постановление №05071/18/17440 от 25.01.2018 судом признано незаконным, то есть нарушенные права восста-новлены, в связи с чем, требования административного истца о признании незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в применении мер принудительного исполнения, в обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном банковском счете Общества в размере 50 000 рублей - удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, что в порядке подчиненности поста-новление от 25.01.2021 действия (бездействия) судебных приставов ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району, УФССП России по Республике Дагестан не оспаривались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-189, 227 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требований ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", частично удовлетворить.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району № 05071/18/17440 от 25.01.2018г. о взыскании исполнительского сбора с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" незаконным.
Обязать административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Дербент, г.Дагестанские Огни и Дербентскому району устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" путем отмены постановления о взыскании исполнительского сбора с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" № 05071/18/17440 от 25.01.2018 г. и постановления об обраще-нии взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном банковском счете ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
В удовлетворении остальной части административных исковых ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вер-ховный Суд Республики Дагестан через Дербентский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Сурхаев
Решение в окончательной форме принято 26 апреля 2021г.
Судья М.Р. Сурхаев