РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2018 года г. Камень-на-Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Колесниковой И.Е.,
при секретаре Лукиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-103/2018 по административному исковому заявлению Кишко Натальи Олеговны к администрации Каменского района Алтайского края, комитету Администрации Каменского района Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству строительству и архитектуре о признании незаконным бездействия и возложения обязанности,
установил:
Кишко Н.О. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными бездействия администрации Каменского района Алтайского края, с учетом уточнения в судебном заседании, прекращения дела в части требований, о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении требований ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по изъятию земельного участка, на котором расположен, признанный *** аварийным и непригодным для проживания многоквартирный дом № 124 по ул. Ленинградской в г. Камень-на-Оби для муниципальных нужд, изъятии жилого помещения, ссылаясь на нарушение ответчиком ее прав собственника жилого помещения. В обоснование иска указав, что является собственником жилого помещения .... многоквартирного дома № 124 по ул. Ленинградской в г. Камень-на-Оби Алтайского края, который заключением межведомственной комиссии 05 ноября 2015 года признан аварийным и непригодным для проживания, признаны непригодными для проживания жилые помещения дома. Постановлением администрации г. Камень-на-Оби от 20 ноября 2015 года № 1081 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен срок отселения жильцов многоквартирного дома 2017-2019 годы. Она обращалась в администрацию Каменского района 11 июля и 21 августа 2017 года, однако никаких мер по выполнению требований, предусмотренных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ ответчиком не предпринято.
По ходатайству представителя истца в качестве административного соответчика привлечен к участию в деле комитет Администрации Каменского района Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству строительству и архитектуре.
Согласно ч.2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Согласно ч.3 ст. 17 Устава муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края администрация г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края( далее - администрация города в соответствующем падеже) не образуется. Исполнение полномочий администрации города в соответствии с ч.2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края и настоящим Уставом возлагается на Администрацию муниципального образования Каменский район Алтайского края.
Согласно ст. 49 Устава муниципального образования Каменский район Алтайского края, Администрация района в соответствии с ч.2 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, настоящим уставом, Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края исполняет полномочия Администрации муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Постановлением администрации г. Камень -на- Оби Алтайского края № 582 от 11 июля 2016 года переданы с 01 августа 2016 года к осуществлению Администрацией Каменского района Алтайского края полномочия администрации муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, предусмотренные ст. 33 Устава муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Постановлением администрации Каменского района Алтайского края от 11 июля 2016 года № 211 с 01 августа 2016 года приняты к осуществлению полномочия администрации муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, предусмотренные ст. 33 Устава муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, принятого решением Каменской городской Думы Алтайского края от 29 декабря 2015 года.
В судебное заседание истец Кишко Н.О., представитель соответчика комитета Администрации Каменского района Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству строительству и архитектуре, заинтересованные лица Пестерева Ю.О., Пестерева О.В., Белов В.Н., Белова А.В., Веселкова Е.А. в лице Беловой Н.В., Стулов Р.А., Стулова А.Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Стулова И.Р., Стуловой Э.Р., Ковтуненко О.В., представитель Комитета Администрации Каменского района Алтайского края по имуществу и земельным правоотношениям не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика администрации Каменского района Алтайского края Данько Д.С., исковые требования не признал, ссылаясь на преждевременность принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, изъятию жилых помещений, поскольку в декабре 2017 года истцу и другим собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 124 по ул. Ленинградской направлены требования о сносе дома в срок до *** за счет собственных средств, отсутствие бездействия в связи с тем, что сроки отселения установлены 2017-2019 годы.
Суд, выслушав представителей истца Копылкова В.А., ответчика Администрации Каменского района Данько Д.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Истец Кишко Н.О. является собственником квартиры .... дома № 124 по ул. Ленинградской в г. Камень-на-Оби Алтайского края, заинтересованные лица Стулов И.Р., Стулов Р.А., Стулов ЭР. Стулова А.Н. по ? доли ...., Белов В.Н., Белова А.Н., Веселкова Е.А. по 1/3 доли ...., Пестерева О.О., Пестерева Ю.О. по ? доли ...., Ковтуненко О.В. ...., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельствами о регистрации права собственности.
Квартиры № дома № 124 по ул. Ленинградской в г. Камень-на-Оби являются муниципальной собственностью, согласно реестра муниципальной собственности(л.д.153).
Постановлением Администрации г. Камень-на-Оби от 20 ноября 2015 года № 1081 о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на территории г. Камень-на-Оби Алтайского края на основании заключения межведомственной комиссии от 05 ноября 2015 года № 5 многоквартирный дом по ул. Ленинградской, 124 в г. Камень-на-Оби признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и установлен срок отселения 2017-2019 годы (л.д. 14).
Согласно заключению № 5 от 05 ноября 2015 года, акту обследования № 5 от 05 ноября 2015 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации города Камень-на-Оби от 30 декабря 2013 года № 1562 принято решение о выявлении оснований для признания жилых помещений многоквартирного дома по ул. Ленинградской, 124 в г. Камень-на-Оби не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания( л.д.12,13).
Согласно ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 в соответствии со ст. 15,32 Жилищного кодекса РФ утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственниками.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из вышесказанного следует, что жилое помещение может быть изъято у собственника посредством выкупа в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для направления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требования о сносе дома или его реконструкции. Принятие решения об изъятии жилого помещения земельного участка возможно только после невыполнения собственниками жилых помещений дома указанного требования.
*** административному истцу Кишко Н.О. -собственнику жилого помещения № в многоквартирном доме № 124 по ул. Ленинградской в г. Камень-на-Оби направлено требование на основании постановления администрации г. Камень-на-Оби от 20 ноября 2015 года № 1081 в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ о сносе жилого дома собственными силами в срок до 31 декабря 2018 года и получено истцом (л.д.120,121).
Такие же требования направлены и другим собственникам жилых помещений указанного многоквартирного дома(л.д.116-117,118-119,122-123,124-125).
При таких обстоятельствах, когда не истек срок выполнения требования о сносе многоквартирного дома, предъявленного в порядке ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ(до 31 декабря 2018 года) исковые требования о возложении обязанности на ответчика в 10-ти дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом и жилого помещения истца, удовлетворению не подлежат, поскольку направление требования собственникам жилых помещений о сносе дома, не исполнение требования является процедурой, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, а не способом защиты прав собственника.
Таким образом, в иске Кишко Н.О. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В административном иске Кишко Натальи Олеговны к администрации Каменского района Алтайского края, комитету Администрации Каменского района Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству строительству и архитектуре о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2018 года.
Судья: