Решение по делу № 2а-440/2016 от 28.11.2016

Дело № 2а-440/2016 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Михайловское                             14 декабря 2016 года

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                    Махрачевой О.В.,

при секретаре                        Овчинниковой О.В.,

с участием процессуального истца Овечкина А.И.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского района, ООО «Тепловодоснабжение» о возложении обязанности по обеспечению норматива запаса топлива,

         УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Михайловского района Алтайского края, ООО «Тепловодоснабжение» о возложении обязанности, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в период прохождения отопительного сезона 2016-2017г.г., в ходе которой установлено невыполнение ответчиком ООО «Тепловодоснабжение», как единственной теплоснабжающей организацией в с. Ракиты и р.п. Малиновое Озеро Михайловского района, и администрацией Михайловского района обязанности по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, выразившейся в отсутствии создания неснижаемого нормативного запаса топлива, нормативно-эксплуатационного запаса топлива, общего нормативного запаса топлива, предусмотренных нормативными актами в целях надежной стабильной работы котельных, расположенных на территории указанных населенных пунктов. Обязанность ООО «Тепловодоснабжение» по обеспечению создания указанных нормативных запасов предусмотрена п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115. Кроме того, административным ответчиком администрацией Михайловского района, на которую в силу требований федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена обязанность по организации надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, не приняла исчерпывающих мер для организации в границах указанных сельских поселений надежного теплоснабжения. Поскольку отсутствие нормативного запаса топлива создает реальную угрозу обеспечения бесперебойного теплоснабжения в жилых помещениях граждан, детских образовательных учреждениях, объектах социального назначения и здравоохранения может повлечь негативное воздействие факторов среды обитания на человека, а также нарушение прав на надлежащее предоставление коммунальных услуг гражданам, прокурор просит обязать администрацию Михайловского района Алтайского края, ООО «Тепловодоснабжение» обеспечить в отопительный период нормативы запаса топлива на котельных (ОНЗТ), в объеме, утвержденном приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 14.10.2016г. №507, обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель административного истца пом.прокурора Овечкин А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Акинжанов Д.С. возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв, согласно доводам которого администрацией Михайловского района в рамках исполнения возложенных законом полномочий по организации теплоснабжения заключен договор аренды имущественного комплекса с ООО «Тепловодоснабжение», в соответствии с которым предприятию во временное владение и пользование передан имущественный комплекс в производственных целях и целях получения коммерческих результатов. Также администрацией Михайловского района и АО «Алтайская топливная компания» заключен муниципальный контракт для поставки угля для нужд муниципального образования Михайловский район Алтайского края в объеме потребности бюджетной сферы на отопительный период 2016-2017г.г., а также проведена проверка готовности ООО «Тепловодоснабжение» к отопительному периоду, по результатам которой выдан паспорт готовности к отопительному периоду.

Представитель ответчика ООО «Тепловодоснабжение» Сазонов С.В. в судебном заседании с доводами административного иска согласился, пояснил, что на день рассмотрения дела в суде общий запас топлива для предоставления услуг теплоснабжения по всем котельным составил 145 тонн, что ниже установленного норматива запаса топлива, неснижаемый нормативный запас топлива на котельных отсутствует, топливо подвозится ежедневно автомобильным транспортом. Сформировать 45-суточный запас не представляется возможным из-за финансовых трудностей.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО1А., исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу п.1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов, что согласуется с положениями п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

    Как усматривается из материалов дела по результатам проведенного открытого конкурса на основании распоряжения ГУ по экономическому развитию и имущественным отношениями администрации Михайловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50) между администрацией Михайловского района Алтайского края и ООО «Тепловодоснабжение» заключены договоры аренды имущественного комплекса для оказания услуг в сфере теплоснабжения в р.п. Малиновое Озеро и с. Ракиты Михайловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГл.д.53-60).

    Согласно Уставу ООО «Тепловодоснабжение» к видам деятельности общества относится, в том числе организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведение, заключение договоров с поставщиками и потребителями на оказание жилищно-коммунальных услуг, организацию учета их объемов, контроль качества предоставленных услуг, применение к поставщикам и потребителям услуг (л.д. 35,36).

    Также администрацией Михайловского района Алтайского края заключен муниципальный контракт №Ф. от ДД.ММ.ГГГГ. с АО «Алтайская топливная компания» для обеспечения поставки угля для нужд муниципального образования Михайловский район Алтайского края в объеме потребности бюджетной сферы на отопительный период 2016-2017г.г. (л.д. 61-67).

    Как следует из представленной в материалы дела справки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. объем топлива, находящегося в котельных ООО «Тепловодоснабжение» составил 60 тонн (л.д. 47), на день рассмотрения дела 145тонн, что установлено из пояснений представителя ответчика Сазонова С.В. в судебном заседании, что ниже установленного неснижаемого запаса топлива.

В силу пунктов 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. №115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Из приведенных положений законов и Приказа Минэнерго России от 24.03.2003г. №115 следует, что обязанность по своевременному обеспечению создания нормативных запасов топлива возникает у энергоснабжающей организации, а не у органов местного самоуправления.

Администрация Михайловского района Алтайского края, как орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия, вытекающие из вышеуказанных законов, выполнила свои функции по предоставлению теплоснабжения населению на территории муниципального района посредством передачи в аренду имущественного комплекса для эксплуатации и провела проверку готовности котельных ООО «Тепловодоснабжение» к работе в осенне-зимний период 2016-2017г.г., что подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-76) и выданными на их основании паспортами готовности (л.д.68,77).

При этом доказательств того, что теплоснабжающая организация ООО «Тепловодоснабжение» не исполняет своих обязательств по теплоснабжению жителей с. Ракиты и р.п. Малиновое Озеро Михайловского района Алтайского края либо отказалась от исполнения своих обязательств, либо на территории указанных поселений введен режим чрезвычайной ситуации, материалы дела не содержат. ООО «Тепловодоснабжение» осуществляет свою хозяйственную деятельность, банкротом не является, получает доход от населения и организаций за оказанные услуги, обязанность по созданию запаса топлива ими не утрачена.

В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что отопительный сезон начат своевременно, в соответствии с распоряжением Администрации Михайловского района № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 108) с ДД.ММ.ГГГГ., жалоб от граждан на некачественное оказание услуг теплоснабжения, не поступало, за исключением случая, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ. о незначительном отклонении температурного режима от нормы (л.д. 107).

Кроме того, как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109), из показаний свидетеля ФИО1, зам.главы Администрации Михайловского района, в обязанности которого входит разработка и осуществление мероприятий по устойчивой работе по обеспечению населения тепловодоснабжением, Администрацией Михайловского района предприняты меры к заключению контрактов на поставку резервного угля, что вызвано отсутствием подвижного состава по доставке топлива, в ноябре, декабре 2016г. ООО «Тепловодснабжение» поставлено 776,5 тонн резервного угля.

В связи с чем, требования прокурора к администрации Михайловского района Алтайского края удовлетворению не подлежат.

    Вместе с тем, рассматривая требования административного истца к ООО «Тепловодоснабжение» суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку отсутствие, в том числе неснижаемого нормативного запаса топлива не позволяет предприятию обеспечить бесперебойную работу котельной и поддерживать в жилых помещениях, а также объектах социальной сферы, температуру, соответствующую требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст (пункты 3.1, 4.1, 4.16.2), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей коммунальной услуги теплоснабжения.

Согласно п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012г. №377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ. (п.п. 3,4 Порядка).

В силу п. 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 11.10.2016г. №507 «Об утверждении нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО «Тепловодоснабжение»» на 2016-2017г.г. определен общий нормативный запас топлива в объеме 1494,7 тонн, неснижаемый нормативный запас топлива 208,2 тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива 1286,5 тонн (оборот л.д. 5).

Согласно п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 потребитель вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Часть 5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 3, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011г. №354 содержит требование о том, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно.

    22.09.2016г. ООО «Тепловодоснабжение» заключило договор поставки угля с ООО «ГОРТОП» с общим объемом поставки 4500 тонн угля с условием самовывоза автомобильным транспортом (л.д. 30-31). 12 декабря 2016г. заключен договор поставки угля в количестве 500 тонн с ООО «Беловоуглесбыт». Из представленных актов приемки и товарных накладных усматривается, что топливо поставляется.

    Вместе с тем, ООО «Тепловодоснабжение» не обеспечило установленного приказом управления по жилищно-коммунальному хозяйству Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края нормативного запаса топлива семисуточный неснижаемый запас топлива в размере 208,2 тонн, эксплуатационный запас <данные изъяты> руб., общий запас топлива 1494,7 тонн. Как следует из информации ответчика (л.д. 109), объемы поставляемого топлива ниже установленных нормативов, неснижаемый запас топлива необходимый в случае непредвиденных обстоятельств не обеспечен.

Таким образом, отсутствие основного нормативного запаса топлива, в том числе неснижаемого запаса топлива и эксплуатационного запаса в ООО «Тепловодоснабжение» создает угрозу нарушения прав, интересов и жизнеобеспечения жителей с. Ракиты и р.п. Малиновое Озеро Михайловского района Алтайского края, может повлечь нарушение требований ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, привести к непредоставлению коммунальной услуги по отоплению в период отопительного сезона, и, как следствие к росту социальной напряженности среди населения и тяжким последствиям. Доказательств, подтверждающих принятия ответчиком ООО «Тепловодснабжение» всех возможных мер для обеспечения котельных нормативным запасом топлива не представлено.

В силу части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

В административном исковом заявлении содержится просьба об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Однако, учитывая, что поставка топлива на котельные осуществляется с периодичностью не допускающей срыва отопительного сезона, доказательств, свидетельствующих об ограничении или об остановке подачи тепла потребителям не представлено, в связи с чем суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии со ст. 114 КАС с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой прокурор Михайловского района, в силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК, при подаче искового заявления освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Михайловского района удовлетворить частично.

Обязать ООО «Тепловодоснабжение» обеспечить нормативный запас угля (общий норматив запас угля) в отопительный период 2016-2017гг. в объеме, утвержденном приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 14.10.2016г. №507.

Взыскать с ООО «Тепловодоснабжение» в доход муниципального образования
«Михайловский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении требований к администрации Михайловского района Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в мотивированном виде, через Михайловский районный суд Алтайского края.

Судья О.В. Махрачева

2а-440/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Грефенштейн Т.П.
Ответчики
Администрация Михайловского района
ООО "Тепловодоснабжение"
Другие
Акинжанов Д.С.
Сазонов С.В.
Суд
Михайловский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
mihalovsky.alt.sudrf.ru
28.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
29.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2016[Адм.] Судебное заседание
08.12.2016[Адм.] Судебное заседание
14.12.2016[Адм.] Судебное заседание
19.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее