Решение по делу № 2-58/2021 от 25.12.2020

№2-58/2021

УИД 24RS0005-01-2021-000071-71

Категория: 2.209

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новобирилюссы Красноярского края                                     29 июня 2021 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,

при секретаре Волковой Т.М.,

с участием истцов Кузнецовой Т.Д., Мельниковой А.В., Семериковой Л.А., Сугак О.М., Ромашко В.М., Мельникова Н.А., Конькова А.А., Ашлаповой В.П., Волковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-58/2021 по исковому заявлению Кузнецовой Т.Д., Прудниковой Е.И., Селивановой В.И., Мельникова Н.А., Мельниковой Аксаны Викторовны, Ашлаповой В.П., Конькова А.А., Бянкиной А.В., Селиванова С.Н., Сугак О.М., Сугак А.Г., Михайлова А.А., Михайловой А.В., Аромачевой Н.Д., Аромачева А.В., Кухаренко В.А., Кухаренко В.Д., Хайрулина Р.А., Хайрулиной Л.М., Ромашко В.М., Ромашко С.П., Ромашко В.В., Трифоновой Г.С., Поповой Т.М., Волковой М.Н., Волкова А.В., Трифонова В.В., Прудникова Е.А., Прудникова Я.Г., Семериковой Л.А. к Администрации Бирилюсского района Красноярского края, Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края об обязании провести комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Т.Д., Прудникова Е.И., Селиванова В.И., Мельников Н.А., Мельникова А.В., Ашлапова В.П., Коньков А.А., Бянкина А.В., Селиванов С.Н., Сугак О.М., Сугак А. Г., Михайлов А.А., Михайлова А.В., Аромачева Н.Д., Аромачев А.В., Кухаренко В.А., Кухаренко В. Д., Хайрулин Р.А., Хайрулина Л.М., Ромашко В.М., Ромашко С.П., Ромашко В.В., Трифонова Г.С., Попова Т.М., Волкова М.Н., Волков А.В., Трифонов В.В., Прудников Е.А., Прудников Я.Е., Семерикова Л.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Бирилюсского района Красноярского края, Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, в котором просят обязать администрацию исполнить в полном объеме комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания автомобильной дороги по ул. Северная, а именно:

- привести состояние дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017;

- с целью улучшения условий проживания граждан до проведения работ по укладке асфальтобетонного покрытия, на указанном участке автомобильной дороги провести установку дорожно-знаковой информации по ограничению скоростного режима.

Заявленные требования мотивированы тем, ул. Северная является одной из главных улиц с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края, ее протяженность составляет 1 250 м., вдоль нее расположено более 150 жилых домов, три магазина, частные лесоперерабатывающие предприятия, газовый участок, а также она является единственным маршрутом восточной части села к центру, средней общеобразовательной школе, детской школе искусств и другим социально-значимым объектам. Основанная проблема улицы - это запыленность воздуха. Около десяти лет назад улица была отсыпана гравийно-щебеночным материалом, который при большом потоке автомобилей, большегрузных машин превращается в пыль, а пыль гравия и щебня - это пыль неорганическая, которая содержит двуокись кремния до 70%. Мелкодисперсная пыль от проезжающих автомобилей поднимается вверх на высоту 2-4 этажного дома, разносится на десятки/сотни метров по всей округе и долгое время во взвешенном состоянии находится в воздухе в виде дымки, при этом пыль превышает все предельно допустимые концентрации, пешеходы вынуждены пользоваться респираторами, чтобы пройти по дороге. Пыль оседает на одежде, забивается в нос, глаза, волосы, в связи с чем необходимо принимать душ и выбивать одежду, также пыль оседает в домах, расположенных вдоль улицы, въедается в листья растений, растения и ягода, выращиваемые на огородах, становятся опасными для употребления в пищу. Жители улицы вынуждены круглосуточно дышать пылью, ежедневное соприкосновение с ней влечет серьезные последствия для здоровья жителей улицы, так как пыль оседает на слизистой оболочке дыхательных путей, нарушается микроциркуляция и газообмен воздуха, проникает глубоко в альвеолы, где становится плотной, как цемент и не выводится из легких человека. Все это ведет к серьезным заболеваниям, таким как хронический бронхит, пылевой бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких и бронхиальная астма. Истцы неоднократно как устно, так и письменно обращались в администрацию Бирилюсского района по вопросу асфальтирования ул. Северной, однако администрация сообщила, что ремонт дороги будет произведен при субсидировании из краевого бюджета; возможности производить регулярные работы по обеспыливанию дорожного покрытии не имеется, решением данной проблемы в 2021 г. будет отсыпка дорожного полотна асфальтовой крошкой. Также истцы обращались в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, в администрацию Бирилюсского района, Новобирилюсский сельсовет и Бирилюсский районный Совет депутатов, на что получали только лишь «отписки».

В судебном заседании истец Кузнецова Т.Д. пояснила, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме; истец Ромашко В.М. пояснил, что заявленные исковые требования поддерживает, так как на улице пыли очень много, она жить просто не дает, у жителей имеются заболевания верхних дыхательных путей; истец Семерикова Л.А. пояснила, что в настоящий момент началась установка знаков в с. Новобирилюссы, но на ул. Северной знаки так и не установили, как обещали, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме; истец Мельникова А.В. пояснила, что отсыпку начали, пыли стало меньше, но качество работ по отсыпке плохое, иск поддерживает в полном объеме; истец Сугак О.М. пояснила, что на участках, на которых отсыпали дорогу асфальтовой крошкой, пыли стало меньше, но работы проводятся без учета ГОСТА, иск поддержала; истец Мельников Н.А. пояснил, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме; истец Коньков А.А. пояснил, что общую позицию по заявленным исковым требованиям поддерживает; истец Ашлапова В.П. пояснила, что дорогу отсыпали, но не качественно, требования поддерживает; истец Волкова М.Н. пояснила, что асфальтовой крошкой ул. Северную отсыпали, но не всю, знаки не установили, сельсовет обещал до конца июня работу выполнить, работа не выполнена, заявленные требования поддерживает.

Истец Прудникова Е.И. о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении заседания не заявила. В судебных заседаниях 22 апреля 2021 г. и 13 мая 2021 г. пояснила, что жители улицы не только в последнее время обращались с вопросом асфальтирования улицы, обращения происходили на протяжении 10 лет. Она живет 20 лет по ул. Северная и имеет заболевание - аллергию, у нее также был анафилактический шок. Улица Северная является третьей по значимости улиц в селе и она находится в таком состоянии, что ограничительные меры, будут иметь смысла. Пыль в сухое время года поднимается, жители дышат этой пылью. Это единственная дорога, которая ведет к детской школе искусств, к школе, начальной школе, стадиону и детям приходится идти по ней. Она иногда не видит соседний дом из-за пыли, которая поднялась после проезжающего автомобиля. Истец не может повесить белье из-за пыли. Жители улицы очень дружны, умеют организовать и провести досуг. Летом они не могут открыть форточку дома и полноценно дышать свежим воздухом. Это пыль щебня, которая въедается и вредит их здоровью. Исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Селиванов С.Н. о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении заседания не заявил. В судебном заседании 22 апреля 2021 г. пояснил, что работает тренером в ДЮСШ, рядом с улицей находится стадион, где во время сухой или ветреной погоды при проведении занятий им приходится дышать пылью. Исковые требования поддержал.

Истцы Селиванова В.И, Бянкина А.В., Сугак А.Г., Михайлов А.А., Михайлова А.В., Аромачева Н.Д., Аромачев А.В., Кухаренко В.А., Кухаренко В.Д., Хайрулин Р.А., Хайрулина Л.М., Ромашко С.П., Ромашко В.В., Трифонова Г.С., Попова Т.М., Волков А.В., Трифонов В.В., Прудников Е.А., Прудников Я.Е. о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении заседания не заявили.

Ответчик - Администрация Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что возражает против заявленных исковых требований по тем основаниям, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 4 этой же статьи - Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Между администрацией Бирилюсского района Красноярского края и администрацией Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края заключено соглашение о передаче части полномочий 20 декабря 2020 г. на текущий 2021 г., согласно которого полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов не переданы. Согласно статье 14 «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения сельского поселения».

Ответчик - Администрация Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила. В судебном заседании 13 мая 2021 г. глава Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Желонкин А.И. пояснил, что в настоящее время ул. Северная имеет переходный тип покрытия, а именно дорожное покрытие отсыпано щебнем. Работы по содержанию дорожного полотна производятся на регулярной основе в рамках тех погодных условий, которые позволяют. По предварительному исполнению на ближайший месяц запланированы работы по обеспыливанию, то есть отсыпке дорожного полотна асфальтовой крошкой, а также установке дорожно-знаковой информации с ограничением скоростного режима, согласно заключенного муниципального контракта, подрядчик будет обязан установить четыре дорожных знака. Данные работы будут выполнены до 30 июня текущего года. Асфальтирование, то есть замена покрытия, подпадает под категорию капитального ремонта, чтобы произвести который необходима разработка проектно-сметной документации. Предварительно были запрошены четыре коммерческих предложения, на которые был дан только один ответ - сумма работ на разработку проектно-сметной документации составляет 2 600 000 руб. Стоимость окончательных работ на сегодняшний день достоверно не может быть установлена, по предварительным расчетам сумма работ по асфальтированию составляет около 12 000 000 руб. В бюджете сельсовета денежных средств на это не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке, в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного заседания лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет дорожное движение как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, а дорогу - как обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.

Согласно ст. 5 ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В силу ст. 6 Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

Статья 2 Закона определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 16 Закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 10 Устава Бирилюсского района Красноярского края определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 13 Закона).

Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п. 6 ст. 3 Закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11 ст. 3 Закона). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета

Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

То есть, Бюджетный кодекс РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст. ст. 10, 14, 15, 28, 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, истцы проживают по ул. Северная с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края. Истец Кузнецова Т.Д. обращалась в администрацию Бирилюсского района Красноярского края, администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, в Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство транспорта Красноярского края и Министерство экологии и природопользования Красноярского края. Истец Прудникова Е.И. обращалась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Также было обращение в редакцию газеты «Новый путь».

Из ответа Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от 21 октября 2020 г. следует, что работы по изменению типа покрытия автомобильной дороги, в соответствии с классификацией работ, относится к капитальному ремонту. Для выполнения данного вида работ требуется разработка проектной документации с последующим получением положительного заключения государственной экспертизы. Администрацией сельсовета в апреле 2019 г. было направлено обращение в проектную организацию, с просьбой оценить стоимость разработки проектно-сметной документации на выполнение реконструкции проезжей части по ул. Северная. В ответе ООО «Индор-Красноярск» было указано, что стоимость разработки данной документации по состоянию на 1 квартал 2019 г. составляет 2 382 558 руб. Финансовые средства на разработку документации в бюджете Новобирилюсского сельсовета отсутствуют. Учитывая тот факт, что на содержание автомобильных дорог местного значения бюджету Новобирилюсского сельсовета выделяется всего 5% от утвержденного норматива, производить регулярные работы по обеспыливанию дорожного покрытия также не представляется возможным. Для решения указанной в обращении проблемы в 2021 г. планируются работы по отсыпке дорожного полотна по ул. Северная асфальтовой крошкой. Данное мероприятие будет организовано в качестве временной меры до момента полного решения поставленного вопроса, а именно полноценного асфальтирования дорожного полотна по ул. Северная.

В ответе Администрации Бирилюсского района Красноярского края на коллективное обращение указано, что основная проблема ул. Северной - запыленность воздуха от поднимаемой с дороги пыли из-за проезжающего автотранспорта. В связи с чем, со стороны администрации района направлялось обращение в Министерство транспорта Красноярского края о выделении дополнительных средств субсидий для проведения капитального ремонта (асфальтирования) ул. Северной. В ответ получено письмо, что работы по изменению типа покрытия автомобильной дороги, в соответствии с классификацией, относится к капитальному ремонту. По данному виду работ требуется разработка проектной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы. Министерство рекомендовала провести работы по разработке проектно-изыскательной документации и только потом обращаться за дополнительным субсидированием на капитальный ремонт автомобильных дорог. На разработку проектно-изыскательной документации требуется 2 500 000 руб. На устройство покрытия из асфальтобетона дороги по ул. Северная требуется около 11 000 000 руб. Предусмотреть такой размер средств в бюджете невозможно, требуется субсидирование данного мероприятия из краевого бюджета. Сумма субсидий, выделяемых из краевого бюджета бюджету Бирилюсского района на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края составляет в 2021 г. 5 500 000 руб. Доля Новобирилюсского сельсовета составляет 2 700 000 руб. В Министерство транспорта Красноярского края направлено письмо о выделении дополнительных субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края, на которое получен отказ в выделении дополнительных средств, предложено выполнить работы по капитальному ремонту дорожного полотна по ул. Северная в рамках уже выделенных средств.

Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обращение Кузнецовой Т.Д. направило в КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для рассмотрения и принятия мер в соответствии с действующим законодательством, в рамках наделенных полномочий.

Министерство транспорта Красноярского края в письме от 15 октября 2020 г. указало, что автомобильная дорога по ул. Северная в с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края является автомобильной дорогой общего пользования местного назначения. В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учитывая дефицит бюджета муниципального образования, Правительством края ежегодно в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы» предоставляются субсидии краевого бюджета, в том числе бюджету муниципального образования Бирилюсский район на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, Правительством Красноярского края в рамках вышеуказанной программы проводится распределение средств субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление дорожной деятельности в целях решения задач социально-экономического развития территорий за счет средств дорожного фонда Красноярского края. Дополнительно пояснили, что Министерством транспорта направлены обращения в адрес муниципального образования Бирилюсский район и Новобирилюсский сельсовет в целях участия муниципальных образований в распределении средств в рамках программы. Также рекомендовано провести установку дорожно-знаковой информации по ограничению скоростного режима и рассмотреть возможность перенаправления транспортных потоков на иные автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение в населенном пункте.

Из ответа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19 ноября 2020 г. следует, что министерством с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории ГКБУ «ЦРМПиОС» г. Красноярска, проведено рейдовое мероприятие в целях обследования территории на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе рейдового мероприятия осуществлен осмотр территории и произведен отбор проб атмосферного воздуха с подветренной и наветренной сторон ул. Северная с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края, при проведении рейдового мероприятия не усматривается признаков нарушения требований природоохранного законодательства.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю - Территориальный отдел в г. Ачинске в ответе от 27 ноября 2020 г. на обращение пояснил, что ежеквартально осуществляется мониторинг мощности дозы гамма-излучения в с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края. В ходе рассмотрения обращения был направлен запрос в администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, согласно полученного ответа в ходе ремонта проезжей части по ул. Северная с. Новобирилюссы использовался щебень Мазульского карьера, имеющий сертификат соответствия №РОСС RU.СГ64.Н00769 от 8 февраля 2013 г., выданный ОС «Красноярскстройсертификация», поставщик - государственное предприятие Красноярского края «Ачинское ДРСУ». Также было выдано предписание о проведении экспертизы и исследования мощности гамма-излучения вдоль дороги, проходящей по ул. Северная с. Новобирилюссы. Провести измерения концентрации пыли в атмосферном воздухе возможно только в сухую погоду в летний или переходные периоды года.

Согласно протоколов измерений физических факторов ионизирующей природа №51-69 от 19 ноября 2020 г., заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы №14841 от 23 ноября 2020 г., выданных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Ачинске, фактическая измеренная мощность дозы гамма-излучения в контрольных точках вдоль дороги, проходящей по ул. Северная, соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ - 99/2009)», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010)».

Согласно протоколов исследования атмосферного воздуха от 9 ноября 2020 г. №679-А, №780-А по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, с. Новобирилюссы, ул. Северная превышений максимальных разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, установленных ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», не зафиксировано.

Таким образом, судом установлено, что истцы проживают по ул. Северная с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края. Истец Кузнецова Т.Д. обращалась в администрацию Бирилюсского района Красноярского края, администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, в Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство транспорта Красноярского края, Министерство экологии и природопользования Красноярского края. Истец Прудникова Е.И. обращалась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Также было обращение в редакцию газеты «Новый путь».

Согласно протоколов измерений физических факторов ионизирующей природа и исследования атмосферного воздуха фактическая измеренная мощность дозы гамма-излучения соответствует требованиям СанПиН, превышений максимальных разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не зафиксировано.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).

В судебном заседании технический паспорт на дорогу по ул. Северная в с. Новобирилюссы предоставлен не был, поэтому суд считает необходимым указать, что ремонт и содержание автомобильной дороги общего пользования местного значения производится на основании технического паспорта дороги (п. 1.1 ВСН).

Согласно Устава Бирилюсского района, содержание автомобильных дорог общего пользования отнесено к вопросам местного значения.

Объективных и бесспорных доказательств в обоснование своих доводов истцами не представлено.

Предоставленные истцами медицинские справки о наличии хронических заболеваний суд не может рассматривать как допустимое доказательство того, что именно ненадлежащее состояние дороги по ул. Северная привело к указанным заболеваниям истцов, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между наличием какого-либо заболевания у истцов и состоянием дороги.

На неоднократные разъяснения суда о возможности заявления ходатайств о назначении различных судебных экспертиз, которые смогли бы подтвердить либо опровергнуть доводы истцов о причинно-следственной связи между их состоянием здоровья, наличием хронических заболеваний и ненадлежащем содержанием дорожного покрытия по ул. Северная, каких-либо ходатайств от истцов не поступило.

Администрация Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования на эти цели.

Суд не может принудить ответчика об обязании осуществить ремонт дороги по ул. Северная в с. Новобирилюссы, то есть ограничить в правах орган местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную же ст. 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти.

Исходя из изложенного, суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения.

Кроме того, истцы пояснили, что Администрацией Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края поведены работы по отсыпке улицы асфальтовой крошкой, пыли стало меньше, но им не нравится качество выполненных работ. Кроме того, по ул. Северная установили дорожные знаки с ограничением скоростного режима 40 км/час, однако истцы полагают, что необходимо установить дорожные знаки с наименьшим ограничением скорости.

Также, паспорт на данную автомобильную дорогу общего пользования местного значения отсутствует, а поскольку суду не известно (в связи отсутствием паспорта дороги), каким требованиям, характеристикам, согласно ГОСТов, эта дорога должна соответствовать, то отсутствие технического паспорта по ул. Северная является еще одним основанием для отказа в иске об обязании администрации Бирилюсского района Красноярского края и администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края осуществить ремонт дороги.

В связи с тем, что дорога по ул. Северная администрацией Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края содержится в удовлетворительном состоянии, в иске к администрации Бирилюсского района Красноярского края, администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края об обязании провести комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания автомобильной дороги, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Т.Д., Прудниковой Е.И., Селивановой В.И., Мельникова Н.А., Мельниковой А.В., Ашлаповой В.П., Конькова А.А., Бянкиной А.В., Селиванова С.Н., Сугак О.М., Сугак А.Г., Михайлова А.А., Михайловой А.В., Аромачевой Н.Д., Аромачева А.В., Кухаренко В.А., Кухаренко В.Д., Хайрулина Р.А., Хайрулиной Л.М., Ромашко В.М., Ромашко С.П., Ромашко В.В., Трифоновой Г.С., Поповой Т.М., Волковой М.Н., Волкова А.В., Трифонова В.В., Прудникова Е.А., Прудникова Я.Е., Семериковой Л.А. к Администрации Бирилюсского района Красноярского края, Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края об обязании провести комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания автомобильной дороги, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Бирилюсский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 г.

Председательствующий                             Ю.И. Лайшева

2-58/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михайлов Андрей Александрович
Прудникова Елена Ивановна
Прудников Ян Евгеньевич
Ромашко Василий Михайлович
Бянкина Анна Викторовна
Трифонова Галина Сергеевна
Попова Тамара Михайловна
Ромашко Светлана Петровна
Волков Александр Викторович
Коньков Андриян Андриянович
Селиванова Вера Ивановна
Ашлапова Валентина Павловна
Кухаренко Валентина Дмитриевна
Мельникова Аксана Викторовна
Волкова Мария Николаевна
Хайрулин Руслан Александрович
Аромачев Александр Васильевич
Хайрулина Лариса Михайловна
Семерикова Людмила Александровна
Прудников Евгений Анатольевич
Сугак Ольга Михайловна
Сугак Александр Геннадьевич
Трифонов Валерий Вячеславович
Селиванов Сергей Николаевич
Кузнецова Татьяна Дмитриевна
Михайлова Антонина Владимировна
Аромачева Надежда Дмитриевна
Кухаренко Владимир Александрович
Мельников Николай Алексеевич
Ромашко Вячеслав Васильевич
Ответчики
Администрация Бирилюсского района Красноярского края
Другие
Администрация Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Суд
Бирилюсский районный суд Красноярского края
Судья
Лайшева Юлия Игоревна
Дело на странице суда
birilus.krk.sudrf.ru
25.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021Дело оформлено
17.08.2021Дело передано в архив
29.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее