Дело № 12-24/2023
УИД 42RS 00039-01-2023-000379-31
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
п.г.т. Ижморский 15 декабря 2023г.
Судья Ижморского районного суда Кемеровской области Алтынбаева Н.А.
Рассмотрев жалобу ООО «Ижморская ТСК» на постановление главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных районов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. № 162 от 08.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Ижморская ТСК»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных районов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. № 162 от 08.11.2023 ООО «Ижморская ТСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
21.11.2023 от представителя ООО «Ижморская ТСК» Петиной Е.С. поступила жалоба на указанное постановление, в которой она просит отменить указанное постановление, считая его незаконным.
14.12.2023 от представителя ООО «Ижморская ТСК» Задонского С.О. поступило ходатайство в котором он просит в случае признания оспариваемого постановления правомерным, снизить размер административного штрафа ввиду его значительности для Общества либо заменить административное наказание на предупреждение.
ООО «Ижморская ТСК» извещено надлежащим образом, о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель ООО «Ижморская ТСК» - Задонский С.О., участвующий в судебном заседании посредством ВКС поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Главный государственный инспектор Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных районов по пожарному надзору Вдовушкина Я.В. надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заместитель начальника указанного органа Ш. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы.
Прокурор Фомченко А.А. возражала против удовлетворения жалобы, указав, что установлен ряд нарушений пожарной безопасности, влекущие наступление административной ответственности. Обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 5 того же Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Как прямо предусмотрено в части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, в случае, если положениями данного федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) предъявляются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих норм названного закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных названным законом, техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности, и пожарный риск не превышает допустимых значений.
В отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие строительных норм и правил объектов капитального строительства данные правила подлежат применению в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Статьей 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123-ФЭ) установлено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно 17 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время; организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного. Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
На основании пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее по тексту - Правил) запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
На основании пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, в соответствии с технической документацией изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 43 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Очистка вентиляционных систем взрывопожароопасных и пожароопасных помещений осуществляется взрывопожаробезопасными способами.
В силу п. 48 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В силу пункта 50 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы их фиксации в закрытом положении.
В соответствии с п. 52 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 60 Правил, руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 124 Правил, руководитель организации в соответствии с технологическим регламентом обеспечивает выполнение работ по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с 409 Правил огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям закреплены в Своде правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденном приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171.
Требования пожарной безопасности зданий и сооружений предусмотрены "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
СНиП 2.01.02-85 закреплены Противопожарные нормы.
Кроме того, при проверке Общества было проверено соответствие эксплуатируемых помещений таб. А.1 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования; СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; СП 486.1311500.2020., утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности".
Как следует из материалов дела в ходе проведенной проверки в отношении ООО «Ижморская ТСК» установлено, что 19.10.2023 в 12.00 час. Обществом нарушены требования пожарной безопасности:
по адресу <адрес>, а именно: на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение, что является нарушением п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; ч.4 ст.4, п. 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60, 95, 124, 412 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
Не обеспечена безопасная эвакуация. Металлическая эвакуационная лестница, являющейся путем эвакуации из 2 этажа, не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, что является нарушением части 4 ст. 4, п.2 ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» (п.6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»), абз. а) п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
Отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений здания, что является нарушением п. 1.8 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»; п.7.8 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; статья 137 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 13 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
Не организовано проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением абз. б) п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
Здание и помещение гаража не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания, что является нарушением таблицы А.1 п.1 Приказ МЧС России от 31.07.2020 № 582 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (вместе с «СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»);
Не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (зданий и пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте, что является нарушением п. 12 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; в здании электропровода и кабели эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции, что является нарушением абз. а) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением абз. в) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479;
Котельная №. В котельной электропровода и кабели эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции, что является нарушением абз. а) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В котельной эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением абз. в) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В подсобных помещениях котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания что является нарушением п.11 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п. 9 таблицы А1 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» п. 11 таблицы-1 СП 486.1311500.2020 ч.4 ст. 4, ст. 83, ФЗ № 123 от 22.07.2008;
Огнетушители в помещениях расположены на полу, а в не специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, что является п. 409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
Котельная № (<адрес>): В котельной электропровода и кабели эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции, что является нарушением абз. а) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В котельной эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением абз. в) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В подсобных помещениях котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания что является нарушением п.11 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п. 9 таблицы А1 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» п. 11 таблицы-1 СП 486.1311500.2020 ч.4 ст. 4, ст.83, ФЗ № 123 от 22.07.2008;
Огнетушители в помещениях расположены на полу, а в не специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, что является п. 409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
Проемы в противопожарных перегородках 1 типа (кирпичные стены) не заполнены противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости не ниже, чем EI 30 (электрощитовая), что является нарушением п.5.5.2 СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты»; п.7.4 5.14*, таблица 1, таблица 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ч. 4 ст.4, ФЗ № 123 от 22.07.2008;
Не обеспечена безопасная эвакуация. Металлическая эвакуационная лестница, являющейся путем эвакуации из 2 этажа, не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, что является нарушением части 4 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» (п.6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»), абз. а) п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
Не организовано проведение не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением абз. б) п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
На путях эвакуации отсутствует аварийное освещение, что является нарушением п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; ч. 4 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Котельная № (<адрес>): В котельной электропровода и кабели эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции, что является нарушением абз. а) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В котельной эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением абз. в) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В подсобных помещениях котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания что является нарушением п. 11 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п. 9 таблицы А1 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» п. 11 таблицы-1 СП 486.1311500.2020 ч. 4 ст. 4, ст. 83, ФЗ № 123 от 22.07.2008;
Огнетушители в помещениях расположены на полу, а в не специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, что является п. 409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
В котельных № (<адрес> пгт.Ижморский), <адрес>, котельная №, <адрес>, <адрес>, <адрес> выявлены нарушения: эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением абз. в) п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; В подсобных помещениях котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения здания что является нарушением п. 11 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п. 9 таблицы А1 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» п. 11 таблицы-1 СП 486.1311500.2020 ч. 4 ст. 4, ст. 83, ФЗ № 123 от 22.07.2008.
Факт административного правонарушения и вина ООО «Ижморская ТСК» подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортом о согласовании надзорного мероприятия, уведомлением о согласовании проведении проверки от 20.09.2023, требованием о выделении специалиста, решением о проведении проверки от 06.10.2023, уведомлением о проведении проверки от 06.10.2023, сообщением заместителя начальника Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных районов по пожарному надзору о результатах проведенной проверки в отношении ООО «Ижморская ТСК», постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 25.10.2023.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии ООО «Ижморская ТСК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствами.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у вышеназванного юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства о пожарной безопасности, за нарушение которого ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от Общества меры по их соблюдению.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, сводятся к несогласию с размером наказания.
Доводы заявителя о том, что должностное лицо ссылается на СП 1.13130.2009 и СНиП 21-01-97, СНиП 2.01.02-8, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009 которые являются не действующими, поскольку они утратили силу не обоснованы с учетом части 4 статьи 4, статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Доводы о том, что часть нарушений на настоящий момент устранены, не являются основанием для освобождения Общества от ответственности, поскольку существовали на момент проверки. Доказательства устранения нарушений Обществом не представлены.
Доводы о том, что имущество передано на основании договора концессии и в связи с этим установка пожарной сигнализации возможна только при проведении реконструкции собственником, суд находит не состоятельными по основанию, предусмотренному ч. 1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Доводы о том, что инспектором не указано в чем выражена угроза жизни и здоровью людей при дальнейшей эксплуатации зданий не состоятельны поскольку в оспариваемом постановлении должностным лицом указано, что объектом правонарушения является пожарная безопасность, при несоблюдении требований которой наличие угрозы подразумевается.
Доводы о том, что в материале отсутствуют доказательства правонарушения в виде фото и видео- фиксации не состоятельны, поскольку их наличие не является обязательным.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности обоснованно не установлено, поскольку правонарушение, при установленных обстоятельствах, несет значительную общественную опасность, может повлечь значительные потери материальных ценностей и жертвы среди людей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, учтено наличие смягчающих, отсутствие отягчающих обстоятельств.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Данные положения закона не были учтены должностным лицом при назначении наказания.
ООО «Ижморская ТСК» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории «малое предприятие».
С учетом изложенных выше правовых положений, учитывая статус юридического лица, несоответствия назначенного административного наказания положениям ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. подлежит снижению до 150000 руб.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных районов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. № 162 от 08.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Ижморская ТСК», подлежат изменению путем снижения, назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 150 000 руб. Наказание в виде штрафа в указанном размере будет способствовать целям наказания, является соразмерным допущенным нарушениям.
Таким образом, жалоба подлежит удовлетворению частично путем изменения постановления в части назначенного наказания.
Основания для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Ижморская тепло-сетевая компания», удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных районов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. № 162 от 08.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Ижморская тепло-сетевая компания» изменить, с учетом положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного наказания с 300 000 рублей до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу через Ижморский районный суд или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А. Алтынбаева