Городской суд г. Дагестанские огни РД
судья Абдуллаев Р. Ф. Материал №9а-27/20
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №33а-2342/2020
21 мая 2020 года г. Махачкала
Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан Гончаров И. А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства частное представление прокурора г. ФИО1 на определение судьи Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым возвращено его административное исковое заявление к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан о признании информации о продаже документов об образовании в городе ФИО1, размещенной в сети Интернет на сайте diplomy-ntg.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и внесении сайта diplomy-ntg.com в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
установил:
Прокурор г. ФИО1 обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан о признании информации о продаже документов об образовании в городе ФИО1, размещенной в сети Интернет на сайте diplomy-ntg.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и внесении сайта diplomy-ntg.com в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Определением судьи Дагогнинского городского суда РД от <дата> постановлено: «Возвратить прокурору г. Дагестанские Огни № административное исковое заявление к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан о признании информации о продаже документов об образовании в городе ФИО1, размещенной в сети Интернет на сайте diplomy-ntg.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и внесении сайта diplomy-ntg.com в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене определения судьи как незаконного и возврате материала в тот же суд, утверждая о нарушении норм материального и процессуального права, несоответствии выводов судьи фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства; обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не установлено.
Исследовав представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив определение судьи, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.
Судья, возвращая прокурору административное исковое заявление, указал, что законодательство об информации предусматривает специальный порядок признания информации запрещенной к распространению, внесение записи в Реестр осуществляется Роскомнадзором при наличии решения уполномоченного органа, получение решения уполномоченного органа для признания информации запрещенной является обязательным, в связи с этим, с целью признания информации запрещенной к распространению, истцу следует обратиться в Роскомнадзор или любой уполномоченный орган.
Прокурор в своем определении, поименованном как апелляционное, указал, что судья в нарушении ч. 4 ст. 265.2 КАС РФ не указал, каким законом предусмотрен предварительный досудебный порядок обращения с административным иском о о признании информации запрещенной к распространению в РФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что этот довод в представлении прокурора нашел свое подтверждение, в связи с чем определение судьи о возврате административного иска является незаконным.
Статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает ограничение доступа к информации, который устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Судья, возвращая прокурору его административное исковое заявление, сослался на Правила ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101.
В соответствии с п. 3 этих Правил формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").
По форме, установленной Роскомнадзором в этот орган могут обратиться любые лица: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организаций, граждане с сообщением о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации.
Роскомнадзор в течение суток после поступления информации направляет запрос с указанием страницы сайта в сети "Интернет" о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации, в электронном виде уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, определенной подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Информация о решении, принятом по запросу, должна быть предоставлена уполномоченным органом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) в течение суток после получения такого запроса.
Таким образом, в определении нет указания на нормы закона, обязывающие прокурора при предъявлении указанного административного иска, соблюсти досудебный порядок разрешения административного спора.
В связи с этим определение судьи является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, а материал направлению в тот же суд со стадии принятия административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Представление прокурора г. ФИО1 удовлетворить.
Определение судьи городского суда города ФИО1 от <дата> отменить.
Административное исковое заявление направить в тот же суд со стадии принятия.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И. А. Гончаров