Решение по делу № 33-6974/2023 от 29.06.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-6974/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Холкина А.И.

УИД 91RS0003-01-2022-005910-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Морозко О.Р.

судей Любобратцевой Н.И.,

Курской А.Г.

при секретаре Подвезной Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Дегтярева Николая Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о понуждении выполнить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 14 марта 2023 года.

УСТАНОВИЛА:

Истец Дегтярев Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии с учетом архивных справок от 05.10.2022 №70, №71, №72, выданных администрацией Целинного сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, с 11.10.2022.

В обоснование требований Дегтярев Н.В. указал на то, что 11.10.2022 он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом данных о заработке, содержащихся в указанных справках, однако ему было отказано в таком перерасчете ввиду того, что в них не отражено наименование денежных единиц, в которых начислялась заработная плата.

Определением Джанкойского районного суда Республики Крым от19.01.2023 допущена замена ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 14 марта 2023 года исковые требования Дегтярева Н.В. удовлетворены частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести с 01.11.2022 перерасчет пенсии Дегтярева Н.В. с учетом архивных справок от 05.10.2022 №70, №71, №72, выданных администрацией Целинного сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, за период работы с августа 1977 года по декабрь 1983 года, с января 1984 года по декабрь 1990 года, с января 1991 года по декабрь 1997 года в племовцесовхозе «Перекопский», КСП «Перекопский», СООО «Перекопский», СПК «Русский», исходя из того, что заработная плата с 01.08.1977 по 30.03.1992 указана в рублях, за период с 01.04.1992 по 11.11.1992 – в купонах, с 12.11.1992 по 01.09.1996 – в карбованцах, за период с 02.09.1996 по 31.12.1997 – в гривнах. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Доводы апелляционной жалобы повторяют изложенную в оспариваемом решении и возражении на иск позицию ответчика. Указывает на то, что указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» установлена форма справки о заработной плате, в которой предусматривается, что сведения о суммах заработной платы отражаются с обязательным указанием денежных единиц.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Дегтярев Н.В. до 31.12.2014 являлся получателем пенсии в Управлении Пенсионного фонда Украины в Джанкойском районе Республики Крым. Согласно данных паспорта зарегистрирован на территории Республики Крым с 2004 года, в связи с чем 07.05.2014 ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации как лицу, постоянно проживавшему на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014.

В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 года Республика Крым принята в Российскую Федерацию. Согласно ст. 6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью шестой ст. 11 этого Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

В целях интеграции Республики Крым в правовое поле и систему пенсионирования Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ст. 1).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий. Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года №192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, пенсионным органом Российской Федерации истцу была продолжена выплата пенсии с 01.01.2015.

Так, с 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

11.10.2022 Дегтярев Н.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив архивные справки № 70,71,72 от 05.10.2022, выданные администрацией Целинного сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, за период работы с августа 1977 года по декабрь 1983 года, с января 1984 года по декабрь 1990 года, с января 1991 года по декабрь 1997 года в племовцесовхозе «Перекопский», КСП «Перекопский», СООО «Перекопский», СПК «Русский» Джанкойского района.

Письмом ответчика №142283/03.4.19 от 15.11.2022 истец был уведомлен об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом указанных архивных справок, в связи с отсутствием в них указания денежной единицы, в которой выплачивалась заработная плата.

В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из записей в трудовой книжке без номера и серии от 10.05.1972 года установлено, что Дегтярев Н.В. в период с 10.08.1977 года по 10.01.2001 года работал в племовцесовхозе «Перекопский», КСП «Перекопский», СООО «Перекопский» (л.д.32-33).

Указанный период учтен ответчиком в страховой стаж при назначении пенсии Дегтяреву Н.В.

Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У и от 20.08.1992 № 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.

Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации № 1-68-У от 20 августа 1992 года «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.

Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.

В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.

24 августа 1991 года после распада СССР Украина провозгласила себя независимым государством.

До апреля 1992 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 01 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центральным банком Российской Федерации, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.

На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.

Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.

Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.

Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.

Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик имел возможность сам определить денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата за периоды, указанные в справках.

Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования истца и возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчёт пенсии истца с учетом архивных справок № 70,71,72 от 05.10.2022, выданных администрацией Целинного сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, за период работы с августа 1977 года по декабрь 1983 года, с января 1984 года по декабрь 1990 года, с января 1991 года по декабрь 1997 года в племовцесовхозе «Перекопский», КСП «Перекопский», СООО «Перекопский» Джанкойского района.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, и осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии, то есть с 01.11.2022.

Поскольку к заявлению о перерасчете страховой пенсии были приложены все необходимые документы, в том числе выданные администрацией Целинного сельского поселения Джанкойского района Республики Крым архивные справки о заработной плате № 70,71,72 от 05.10.2022, размер пенсии должен был быть определен с учетом сведений, указанных в данных справках.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию пенсионного органа в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 14 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                  О.Р. Морозко

Судьи                          Н.И. Любобратцева

                                  А.Г. Курская

            

33-6974/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Дегтярев Николай Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Морозко Ольга Романовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
29.06.2023Передача дела судье
24.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Передано в экспедицию
24.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее