Дело № 2-377/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный
суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Староверовой А.И.,
при секретаре судебного заседания Перепелица С.В.,
с участием истца Зориной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зориной Любови Петровны к Кредитному потребительскому кооперативу «Фонд Скорой Финансовой Помощи», руководителю ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» Бобковой Г.А., ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» о защите прав потребителей и взыскании денежных средств, (третье лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу Севастополю),
УСТАНОВИЛ:
Зорина Л.П. обратилась в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Фонд Скорой Финансовой Помощи», руководителю ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» Бобковой Г.А., ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» о защите прав потребителей и взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Зориной Л.П. и Кредитным потребительским кооперативом «Фонд Скорой Финансовой Помощи» был заключен договор № «О передаче личных сбережений» в сумме 368000,00 рублей на срок 12 месяцев, согласно которому за пользование сбережениями ответчик должен был начислять компенсацию в размере 15,25% годовых, а так же договор № «О передаче первого взноса в порядке исполнения минимальных квот долевого участия», согласно которому истица передала личные сбережения в сумме 30000,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено заявление о расторжении договора и выплате истцу сбережений и начисленных процентов. ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия договоров в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истица направила ответчику претензию, в которой указала, что ответчиком не исполнены условия договора. На момент подачи претензии ответчик выплатил истцу ДД.ММ.ГГГГ 30000,00 рублей и ДД.ММ.ГГГГ 100000,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истица повторно направила ответчику претензию, которая ответчиком проигнорирована. С учетом изложенного, уточнив исковые требования, истица просит суд взыскать с ответчика задолженность по передаче личных сбережений по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 270000 рублей и проценты за пользование личными сбережениями по договору по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 75806,00 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Истец в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи», представитель ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» и ее руководитель Бобкова Г.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены заблаговременно и надлежащим образом. От руководителя ликвидационной комиссии поступил отзыв на иск с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Из отзыва также следует, что расчет суммы задолженности ответчик не оспаривает и просит рассмотреть дело по имеющимся в деле документам. (л.д. 25)
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу Севастополю в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена заблаговременно и надлежащим образом. Предоставила суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, при принятии решения полагается на усмотрение суда.
С учетом положений ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело с участием истца, в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Суд, изучив исковое заявление, выслушав истца, исследовав материалы дела, и, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива.
Кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (пп. 2 п. 1 ст. 4).
Согласно ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.
Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), принятым общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) должно содержать единые для всех членов кредитного кооператива (пайщиков) условия о размере и порядке платы за использование денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений.
Договор передачи личных сбережений независимо от его суммы заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор является ничтожным. Договор передачи личных сбережений должен содержать условия о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата.
В силу ч. 2 ст. 30 указанного Федерального закона, по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 ст. 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Зориной Л.П. и Кредитным потребительским кооперативом «Фонд Скорой Финансовой Помощи» был заключен договор № «О передаче личных сбережений» в сумме 368 000 рублей на срок 12 месяцев. (л.д. 7).
В соответствии с п. 1.1 договора о передаче личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу пайщик передает, а кооператив принимает личные сбережения в размере 368000,00 рублей.
Согласно п. 2.3 данного договора за пользование сбережениями ответчик должен был начислять компенсацию в размере 15,25% годовых.
Так же ДД.ММ.ГГГГ между Зориной Л.П. и Кредитным потребительским кооперативом «Фонд Скорой Финансовой Помощи» был заключен договор № «О передаче первого взноса в порядке исполнения минимальных квот долевого участия», согласно которому истица передала личные сбережения в сумме 30000,00 рублей (л.д. 8).
Факт передачи истцом ответчику денежных средств по договору о передаче личных сбережений кредитному потребительскому кооперативу в размере 368000рублей и о передаче паевого взноса в размере 32 000 рублей подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру от 09.06.2017г. (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено заявление о досрочном расторжении договора и выплате истцу сбережений и начисленных процентов (п. 3.2 договора). (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ срок действия договоров истек, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истица направила ответчику претензию, в которой указала, что ответчиком не исполнены условия договора (л.д. 10).
На момент подачи претензии ответчик выплатил истцу ДД.ММ.ГГГГ 30 000 рублей и ДД.ММ.ГГГГ 100 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истица повторно направила ответчику претензию, которая была проигнорирована (л.д. 13).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашли свое подтверждение факт заключения между сторонами указанных договоров, факт передачи истцом личных сбережений кооперативу в размере 368 000,00 рублей и передача суммы паевого взноса в размере 32 000,00 рублей, факт неисполнения ответчиком предусмотренной договором обязанности по возвращению истцу переданных денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что руководитель ликвидационной комиссии в представленном отзыве на иск возражений относительно заявленных требований не высказал и расчет, представленный истцом, не оспорил, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании суммы основного долга в размере 270 000 рублей и процентов в размере 75 806 рублей, а всего в размере 345 806 рублей.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку положения ст. ст. 151, 1099-1100 ГК РФ не предусматривают возможность компенсации морального вреда за нарушение имущественных прав в данном случае.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зориной Любови Петровны к Кредитному потребительскому кооперативу «Фонд Скорой Финансовой Помощи», руководителю ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» Бобковой Г.А., ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» о защите прав потребителей и взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «Фонд Скорой Финансовой Помощи» юридический адрес: 167009, РК, <адрес>, ИНН 1121089078/КПП110101001, ОГРН 1111101006444, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ в пользу Зориной Любови Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> БССР, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> сумму основного долга и проценты по договор № о передаче личных сбережений от 9.06.2017г. и № о передаче паевого взноса в порядке исполнения минимальных квот долевого участия от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 345 806 (триста сорок пять тысяч восемьсот шесть) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ