№ 2-2061/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 24 сентября 2015 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего по делу судьи Перевалова А.М., при секретаре Никифоровой О.А., с участием административного истца Васеневой Е.П., ее представителя адвоката Тарасовой Л.Н. по ордеру, представителя административного ответчика – администрации Осинского муниципального района Пермского края – Шестаковой Е.А. по доверенности, представителей заинтересованного лица – Толмачева Ю.П. - Чураковой С.Н., Толмачевой О.В. на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васеневой Е.П. к администрации Осинского муниципального района Пермского края о признании незаконным постановления администрации Осинского муниципального района Пермского края от 14.04.2014 № 391 и о других требованиях,
УСТАНОВИЛ:
Васенева Е.П. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Осинского муниципального района Пермского края (далее – административный ответчик, администрация) о признании незаконными действий административного ответчика по предоставлению в аренду без проведения торгов Толмачеву Ю.П. земельного участка с кадастровым номером №, препятствующим в реализации прав истца на получение этого земельного участка в аренду на условиях аукциона, о признании незаконными постановления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, а также действий ответчика по заключению с Толмачевым Ю.П. аренды земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов и нарушающими права истца на получение земельного участка в аренду на условиях аукциона. В обоснование требований истец указал, что является собственником шести земельных участков под дачное строительство, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации Осинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № между административным ответчиком и ТОлмачевым Ю.П. (далее – Толмачев Ю.П., заинтересованное лицо) был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира д. Пьянкова, кадастровый номер №, общей площадью 7000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - земельные участки для ведения садоводства (далее - спорный земельный участок). Спорный земельный участок был предоставлен Толмачеву Ю.П. без проведения торгов. Заключению договора аренды предшествовало опубликование сообщения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду без торгов на десять лет Толмачеву Ю П. в газете «Осинское Прикамье» № 22 от 22.03.2014.
Истец считает, что в нарушение статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение администрацией о предоставлении земельного участка в аренду было принято без проведения торгов, а договор аренды был заключен до истечения 30-дневного срока, предусмотренного законом, истец считает данные действия ответчика незаконными и нарушающими его права наряду с другими участниками оборота претендовать на данный земельный участок в установленном законом порядке на условиях аукциона. На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным постановление ответчика от 14.04.2014 № 391, признать незаконными действия ответчика по заключению с Толмачевым Ю.П. договора аренды спорного земельного без торгов и по предоставлению Толмачеву Ю.П. в аренду без проведения торгов спорного земельного участка (л.д. 3-4).
В уточненном заявлении от 17.09.2015 административный истец в дополнение к указанным ранее доводам указал следующее, при разрешении вопроса возможности предоставления спорного земельного участка Толмачеву Ю.П. «для ведения садоводства», предполагающее, в том числе возможность возведения объектов капитального строительства, ответчику следовало проверить изначальное назначение данного земельного участка, поскольку данный земельный участок относился к землям сельскохозяйственных угодий, что исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства. Изменение вида разрешенного использования для земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию. Таким образом, предоставление спорного земельного участка с изменением вида разрешенного использования на другой вид не соответствует закону. Кроме того, ответчик, в ведении которого находился спорный земельный участок, обязан был принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, при этом рассмотрению подлежали все заявки, поступившие до определенного срока, не должно допускаться установление приоритетов и особых условий для отдельных категории граждан. Ответчик обязан был подготовить информацию о земельном участке и заблаговременно опубликовать данную информацию. Заявленные ранее административные исковые требования оставлены административным истцом без изменений.
В судебном заседании административный истец и его представитель настаивают на заявленных требованиях по доводам административного иска.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 19), в котором пояснил, что администрацией полностью соблюден порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в соответствии действующим законодательством.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании требования административного истца не признали, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (в конце тома), в котором поясняли, что в решении Осинского районного суда Пермского края от 26.05.2015, вступившем в законную силу, суд дал правовую оценку действиям и постановлению администрации от 14.04.2014 № 391, по предоставлению спорного земельного участка Толмачеву Ю.П. для садоводства в аренду без торгов, по заключению договора аренды.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАСРФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Осинского районного суда Пермского края от 26.05.2015, вступившим в законную силу, отказано в иске Просвирниной Е.В. о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов Толмачеву Ю.П., <адрес> а также исковые требования Просвирниной Е.В., Васеневой Е.П. о признании недействительным договора № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, общей площадью 7000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - земельные участки для ведения садоводства, заключенного между администрацией Осинского муниципального района Пермского края и Толмачеву Ю.П., и аннулировании государственной регистрации договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 149-156 и в конце дела). Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения (в конце дела).
Указанным решением, имеющим в силу части 2 статьи 64 КАС РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлены следующие обстоятельства: истец является собственником земельных участков с кадастровым номерами <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо Толмачев Ю.П., в лице представителя Чураковой С.Н., действующей на основании доверенности, обратился в администрацию Пальского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему земельного участка для садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>, и выдачи схемы расположения земельного участка. Выполнение кадастровых работ по формированию земельного участка будет производится за счет заинтересованного лица.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Пальского сельского поселения обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района с просьбой выполнить межевание на вновь формируемый спорный земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевой использование - земельный участок для садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района обратился к главе администрации Пальского сельского поселения по вопросу предоставления заключения о возможном (невозможном) формировании земельного участка, общей площадью 7000 кв.м. и предоставлении его в аренду без торгов Толмачеву Ю.П. согласно Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района, утвержденному решением Земского Собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 № 178.
Из письма администрации Пальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация считает возможным формирование земельного участка, общей площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, предполагаемая цель использования земельного участка - для садоводства, вид права - аренда без торгов, Толмачеву Ю.П.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района обратился в межевую компанию с просьбой сформировать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, провести кадастровые работы и подготовить межевой план по спорному земельному участку, для ведения садоводства, за счет заинтересованного лица Толмачева Ю.П.
ДД.ММ.ГГГГ Чуракова С.Н., действующая на основании доверенности от Толмачева Ю.П. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, общей площадью 7000 кв.м., по адресу: <адрес> в аренду на 10 лет. Заявление зарегистрировано в Комитете имущественных отношений администрации Осинского муниципального района Пермского края 14.03.2014.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района обращается к руководителю аппарата администрации Осинского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ - к директору ООО «Прикамье», с просьбой опубликовать на официальном сайте Осинского муниципального района в сети Интернет информационное сообщение следующего содержания: «Комитет имущественный отношений сообщает о предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка № квадратных метров, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - земельные участки для ведения садоводства. Земельный участок будет предоставлен в аренду без торгов на десять лет Толмачеву Ю.П. Также данная информация размещена на официальном сайте Осинского муниципального района в сети Интернет».
ДД.ММ.ГГГГ в Общественной газете Осинского района «Осинское Прикамье» № 22 опубликовано сообщение содержания, аналогичного вышеприведенному.
Постановлением администрации Осинского муниципального района Пермского края № 391 от 14.04.2014 Толмачеву Ю.П. предоставлен в аренду без торгов на десять лет спорный земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - земельные участки для ведения садоводства.
Земельному отделу комитета имущественных отношений администрации Осинского муниципального района постановлено обеспечить заключение с Толмачевым Ю.П. договора аренды земельного участка, администрации Пальского сельского поселения рекомендовано обеспечить контроль за целевым использованием земельного участка, Толмачеву Ю.П. постановлено обеспечить заключение договора аренды земельного участка и осуществить его государственную регистрацию.
На основании вышеуказанного постановления между администрацией (арендодатель) и заинтересованным лицом Толмачевым Ю.П. (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № аренды спорного земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - земельные участки для ведения садоводства, договор заключен на десять лет с ДД.ММ.ГГГГ по 14.04.2024, договор подписан сторонами, зарегистрирован в Управлении Росреестра по Пермскому краю 09.07.2014. Земельный участок передан Толмачеву Ю.П. по акту приема-передачи 15.04.2014.
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок имеет ограничение (обременение) права арендой, лицо в пользу которого установлено обременение, Толмачев Ю.П. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 44. Смежные земельные участки №
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (в редакции закона, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления) регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной форме заявления в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления …, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
На основании пункта 5 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, статьей 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов (в отличие от статьи 30 ЗК РФ) при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, осуществившему вместо собственника земельного участка кадастровые работы и кадастровый учет земельного участка за свой счет (аналогичная правовая позиция изложена и в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2014 № 44-КГ14-4 по заявлению Пастарнак Т.Д.).
Как ранее было установлено судом, заявительный порядок приобретения прав на земельный участок в порядке ст. 34 ЗК РФ заинтересованным лицом Толмачевым Ю.П полностью соблюден.
Следовательно, спорный земельный участок был предоставлен административным ответчиком Толмачеву Ю.П. в порядке ст. 34 ЗК РФ, действовавшей на тот период времени, как участок для целей, не связанных со строительством, с соблюдением порядка его предоставления, предусмотренного данной статьей и решением Земского собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 № 178, утвердившим Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не ограничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района (далее – Порядок).
Доводы административного истца о том, ответчиком была нарушена процедура, предусмотренная статьей 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) основаны на ошибочном толковании закона, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1 этого Закона его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения … садоводства. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику в аренду до истечения 30 дней после публикации в средствах массовой информации, чем были нарушены его права и иных лиц на возможность претендовать на спорный земельный участок, несостоятельны. Эти доводы основаны на ошибочной посылке о возможности применения порядка, предусмотренного пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ранее действовавшей редакции), который, как указано в статье 1 Закона, к спорным правоотношениям не применяется (участок предоставлен для садоводства).
Кроме того, положениями ст. 34 ЗК РФ, и Порядка не предусмотрена процедура проведения торгов при предоставлении гражданам земельных участков, не связанных со строительством. Предусмотренная пунктом 2.7 Порядка, необходимость размещения в средствах массовой информации сведений о планируемом предоставлении спорного земельного участка носит чисто информационный характер, не связанный с поиском иных заявок на предоставление земельного участка (л.д. 47).
Помимо этого, сам административный истец не подавал заявлений администрации о предоставлении ему спорного земельного участка, что также свидетельствует об отсутствии нарушений его прав (даже если исходить из ошибочной посылки иска о необходимости соблюдения 30-дневного срока между публикацией и предоставлением земельного участка в аренду).
Не влияют на законность оспариваемых действий и решений административного ответчика доводы административного истца и его представителя о необходимости проверки администрацией при разрешении вопроса возможности предоставления спорного земельного участка Толмачеву Ю.П. «для ведения садоводства», ранее относившегося к землям сельскохозяйственных угодий, что исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства. Изменение вида разрешенного использования для земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию. Таким образом, предоставление спорного земельного участка с изменением вида разрешенного использования на другой вид не соответствует закону.
Предмет (требования) административного иска сформулирован административным истцом как признание незаконными, препятствующими реализации прав административного истца действий и постановления административного ответчика по предоставлению спорного земельного участка Толмачеву Ю.П. без проведения торгов (аукциона). Поскольку суд связан предметом административного иска ( часть 1 статьи 178 КАС РФ), значимыми по делу обстоятельствами являются обстоятельства, связанные с проверкой процедуры предоставления Толмачеву Ю.П. спорного земельного участка без проведения торгов. Именно эти обстоятельства являлись, по мнению административного истца, нарушающими его права (как указано в предмете административного иска). В связи с чем проверка законности изменения вида разрешенного использования не является в соответствии с заявленными требованиями необходимым. Проверка обстоятельств, связанных с возможным изменением вида разрешенного использования, не является значимым для правильного рассмотрения дела, поскольку установление этих обстоятельств (их отсутствия) не нарушает прав административного истца на предоставление спорного земельного участка в аренду на торгах.
Поскольку права административного истца оспариваемыми действиями и постановлением не нарушаются, и в проверяемой части соответствуют закону, суд на основании взаимосвязанных положений частей 8 и 9 статьи 226 КАС РФ и части 2 статьи 227 КАС РФ отказывает в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.:
- ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14.04.2014 № 391, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (30 ░░░░░░░░ 2015 ░.).
░░░░░ – ░░░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░░