69RS0040-02-2020-002941-55
Дело № 33а - 4417 судья Кузьмина Т.В. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Османовой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционной жалобе Ипатовой Виктории Юрьевны на решение Центрального районного суда города Твери от 22 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Требования административного искового заявления Ипатовой Виктории Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Э.В., к Администрации Центрального района в городе Твери о признании незаконным приказа «Об отказе Ипатовой Виктории Юрьевне в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и его отмене, возложении обязанности признать Ипатову Викторию Юрьевну и несовершеннолетнюю Э.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья» оставить без удовлетворения».
Судебная коллегия
установила:
Ипатова В.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Э.В. Э.В.., обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Центрального района в городе Твери о признании незаконным Приказа от 31.03.2020 № 29 «Об отказе Ипатовой Виктории Юрьевне в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и его отмене, признании Ипатовой В.Ю. и ее члена семьи (дочери) нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья».
В обоснование заявленных требований указано, что Ипатова В.Ю. обратилась в администрацию Центрального района в городе Твери с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья», составом семьи 2 человека в целях реализации жилищных прав, а именно участии в государственной программе Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2017 - 2022 годы в целях получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в Тверской области или выплаты для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительство) жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка.
Приказом администрации Центрального района в городе Твери от 31 марта 2020 года № 29 административному истцу отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ: не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Административный истец считает, что отказом административного ответчика в постановке на учет нарушены его жилищные права, свободы и законные интересы, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 10, 51 ЖК РФ в связи с тем, что при рассмотрении заявления Ипатовой В.Ю. неверно применено действующее законодательство, а именно ст.ст. 51, 53 ЖК РФ, ст. 7, 8,10 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 112-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Согласно представленных Ипатовой В.Ю. документов, а также по результатам рассмотрения заявления выявлено, что жилых помещений (их частей), занимаемых по договору социального найма, и (или) принадлежащих Ипатовой В.Ю. и члену ее семьи - дочери Э.В. на праве собственности не имеется. Квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., принадлежит бабушке Ипатовой В.Ю. - Цветковой Л.А. Административный истец с дочерью прав на вышеуказанную квартиру не имеет, зарегистрированы по данному адресу с 01 марта 2011 года. Сам по себе факт регистрации административного истца в квартире не порождает право на эту жилую площадь, так как является административным актом. Указывает, что для регистрации любых лиц по месту жительства в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> необходима воля собственника Цветковой Л.А. Административный ответчик никаким образом не мог своими действиями повлиять на решение собственника о вселении (выселении) лиц в жилое помещение, принадлежащее собственнику, следовательно, не совершал намеренных действий для ухудшения собственных жилищных условий. Для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий необходимо установить, что граждане совершили намеренные действия, ухудшающие собственные жилищные условия. Административным ответчиком для расчёта размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи для целей постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях неверно определено, кто является членами молодой семьи заявителя, на каких условиях семья вселилась и проживает в конкретном жилом помещении - совместно с другими членами семьи или отдельной семьёй. В данном случае состав семьи как лиц, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство, не совпадает с количеством лиц, в настоящее время и ранее зарегистрированных по вышеуказанному адресу. Административный истец в своем заявлении о постановке на учет и приложенных документах декларирует, что по одному адресу проживают несколько семей, ведущих раздельное хозяйство. При проведении комиссионного обследования в акте обследования проверяющие не зафиксировали факт ведения раздельного хозяйства, хотя оспариваемый отказ содержит состав семьи - 2 человека, а его основание содержит необоснованно увеличенный со стороны административного ответчика состава семьи заявителя, включающий собственника квартиры. Семья заявителя имеет отдельные источники дохода, бюджет, проживают в раздельных комнатах и ведут раздельное хозяйство с иными зарегистрированными в квартире лицами. Административный истец в дополнениях к административному иску указывал, что отказом административного ответчика в постановке на учет, в том числе нарушены жилищные права, свободы и законные интересы несовершеннолетней дочери Ипатовой В.Ю. - Э.В. предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 10, 51 ЖК РФ в связи с тем, что при рассмотрении заявления неверно применено действующее законодательство, а именно ст.ст. 21, 53 ЖК РФ, ст. 7, 8, 10 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 112-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Административный истец просил признать незаконным приказ администрации Центрального района в городе Твери от 31 марта 2020 года № 29 «Об отказе Ипатовой Виктории Юрьевне в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; отменить приказ администрации Центрального района в городе Твери от 31 марта 2020 года № 29 «Об отказе Ипатовой Виктории Юрьевне в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», признать Ипатову В.Ю. и члена ее семьи - дочь Э.В.. нуждающимися в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Центрального района в городе Твери поставить Ипатову В.Ю. и члена ее семьи - дочь Э.В.. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья» со дня обращения - 04 февраля 2020 года.
Определением суда от 11 августа 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Цветкова Л.А., Константинов Д.Ю., Константинова Л.Ю.
Определением суда от 08 сентября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Твери.
В судебном заседании административный истец Ипатова В.Ю. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Согласно письменным возражениям на административное исковое заявление представителя административного ответчика - Администрации Центрального района в городе Твери, распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1950-р утвержден Перечень государственных программ РФ, в числе которых «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ответственным исполнителем по программе является Минстрой России. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Молодые семьи могут улучшить жилищные условия в рамках мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 к особенностям. В соответствии с п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно представленным административным истцом документам Ипатова В.Ю. с дочерью Э.В.. зарегистрированы в отдельной двухкомнатной квартире <данные изъяты> в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., дома № <данные изъяты> на улице <данные изъяты>. Всего в квартире зарегистрировано 4 человека: Ипатова В.Ю., дочь - Э.В. мать - Константинова Л.Ю., бабушка - Цветкова Л.А. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Цветковой Л.А., зарегистрированной в квартире с 21 июня 1991 года. Ипатова В.Ю. с дочерью Э.В. зарегистрированы с 01 марта 2011 года, Константинова Л.Ю. - с 17 мая 2019 года. Также в квартире с 12 апреля 2019 года по 15 ноября 2019 года был зарегистрирован Константинов Д.Ю. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи до регистрации Константинова Д.Ю. составляла <данные изъяты>,<данные изъяты> кв.м. Решением Тверской городской Думы от 01 марта 2006 года № 74 (в ред. от 30 марта 2010 года № 108) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. После регистрации Константинова Д.Ю. по вышеуказанному адресу обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила 12,9 кв.м., что свидетельствует о нуждаемости в жилых помещениях. В связи с тем, что предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок на момент обращения Ипатовой В.Ю. с заявлением о принятии в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не истек, администрацией Центрального района в городе Твери от <данные изъяты> Ипатовой В.Ю. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок исчисляется в данном случае с момента регистрации Константинова Д.Ю.- 12 апреля 2019 года и истекает 11 апреля 2024 года. Ответчик не оспаривает наличие у административных истцов нуждаемости по п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как у членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако, нуждаемость возникла с момента регистрации в квартире Константинова Д.Ю., в связи с чем административным ответчиком применяются положения ст. 53 и ч. 1 п. 3 ст. 54 ЖК РФ. Что касается доводов административного иска об отсутствии намерений в ухудшении жилищных условий, то в данном случае администрация района не наделена полномочиями делать выводы о наличии либо отсутствии у заявителей каких-либо намерений. Администрация района принимает во внимание наличие действий по регистрации члена семьи, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В противном случае со стороны административного ответчика может иметь место злоупотребление правом, и, как следствие, необоснованное расходование бюджетных средств. Требование обязать администрацию района поставить Ипатову В.Ю. и члена ее семьи - дочь Э.В. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья» со дня обращения не основано на законе. Администрация Центрального района в городе Твери ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что соответствует положениям федерального законодательства и не противоречит Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Иного учета, а именно учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья» администрация Центрального района в городе Твери не ведет. Полагает, что приказ от 31 марта 2020 года № 29 «Об отказе Ипатовой Виктории Юрьевне, <данные изъяты> составом семьи 2 человека, в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» является законным и обоснованным и по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, отмене не подлежит.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации города Твери Антонова Н.А. возражала против удовлетворения требований в полном объеме.
В судебном заседании заинтересованные лица - Константинов Д.Ю., Константинова Л.Ю. поддержали административные исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям, просили заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание заинтересованное лицо Цветкова Л.А. не явилась, согласно представленному заявлению является единственным собственником квартиры по адресу: <данные изъяты> Цветкова Л.А. добровольно дала согласие и зарегистрировала своих внуков Ипатову В.Ю., Константинова Д.Ю., дочь Константинову Л.Ю. в принадлежащей ей квартире. Прав собственности на квартиру Цветковой Л.А. указанные лица не имеют. Считает, что требования, заявленные ее внучкой, законные и обоснованные. Просила заявленные требования Ипатовой В.Ю. удовлетворить.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Ипатовой В.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований, ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Повторяя доводы административного искового заявления указано, что судом неверно применены положения ст.ст. 51, 53 ЖК РФ, Закона Тверской области от 27.09.2005 № 112-ЗО. Имеющим значение обстоятельством для дела является отсутствие у семьи административного истца, состоящей из 2-х человек, жилых помещений, их частей в собственности, социальном найме. Этим доводам не дана надлежащая оценка. Административным истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий, не допущено. Суд, в силу ст. 178 КАС РФ, мог исключить формулировку заявленных требований к административному ответчику по категории «молодая семья», исходя из смыла административного искового заявления.
В письменных возражениях представителя Центрального района в г.Твери критикуются доводы апелляционной жалобы, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, ввиду его законности и обоснованности, повторяется позиция, отраженная в письменных возражениях на административное исковое заявление в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представителя Центрального района в г.Твери Герасимец Н.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя административного ответчика, оценив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации).
Анализ вышеприведенных положений правовых норм свидетельствует о том, что нарушение закона, а также прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении являются обязательными основаниями для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судебной коллегией не установлена.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01 марта 2011 года Ипатова В.Ю. и ее несовершеннолетняя дочь - Э.В.. зарегистрированы по адресу: <данные изъяты> Как следует из пояснений Цветковой Л.А., Ипатова В.Ю. зарегистрирована с ее согласия
Из выписки из ЕГРН следует, жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве собственности Цветковой Л.А.
Из выписок из ЕГРН, полученных по запросу суда следует, что у административного истца - Ипатовой В.Ю. и ее дочери Э.В.. жилых помещений в собственности не имеется.
Как следует из ответа на запрос Центрального отдела полиции УМВД России по Тверской области от 27 августа 2020 года в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> зарегистрировано 4 человека: Ипатова В.Ю., Э.В.. - зарегистрированы с 01 марта 2011 года по настоящее время, Константинова Л.Ю. - зарегистрирована с 17 мая 2019 года по настоящее время, Цветкова Л.А. - зарегистрирована с 21 июня 1991 года по настоящее время. С 12 апреля 2019 года по 15 ноября 2019 года в квартире был зарегистрирован Константинов Д.Ю.
04 февраля 2020 года Ипатова В.Ю. обратилась в Администрацию Центрального района г. Твери с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью помещения на одного члена семьи менее учетной нормы для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» в составе семьи из двух человек: заявителя - Ипатовой В.Ю. и ее дочери Э.В.
31 марта 2020 года Администрацией Центрального района в г. Твери вынесен приказ № 29 «Об отказе Ипатовой Виктории Юрьевне в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которым Ипатовой В.Ю., <данные изъяты> года рождения, составом семьи два человека, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <данные изъяты> отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
01 апреля 2020 года Ипатовой В.Ю. направлено уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, указал, что решение административного ответчика законно и обоснованно, принято в соответствии с действующим законодательством. С учетом предоставленных заявителем сведений и документов у ответчика имелись основания для отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Действия ответчика не нарушают принятый административный регламент.
Оспариваемый приказ принят Администрацией Центрального района в г. Твери в пределах своей компетенции, порядок принятия решения не нарушен.
Не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия оснований не усматривает.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции верно применил нормы действующего законодательства, а именно положения ст.ст. 51, 52, 53, 54 ЖК РФ, ст. 5, 7, 8, 9, 10 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 112-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Решения Тверской городской Думы от 01 марта 2006 года № 74, Постановления Администрации города Твери от 29 августа 2014 года № 1035 «О Положении об администрации Центрального района в городе Твери»; Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного Постановлением Администрации города Твери от 11 апреля 2012 года № 735,
Суд не вправе подменять своим решением решение органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения по указанному вопросу, возлагая обязанность по окончательному решению вопроса об удовлетворении заявления административного истца, представленного в администрацию района, в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат, что выходит за пределы судебного контроля.
Судом апелляционной инстанции не установлено отсутствие у Администрации полномочий на принятие оспариваемого отказа либо нарушение процедуры или иного несоответствия отказа в принятии административного истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, действующим на дату принятия оспариваемого решения.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, в силу п. 2 решения Тверской городской Думы от 01.03.2006№ 74 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на одного человека установлена в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения.
У Ипатовой В.Ю. на момент обращения с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возникли обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости в жилом помещении, поскольку приходящаяся на ее долю площадь квартиры составляла менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Тверской городской Думы от 01.03.2006 № 7.
Вместе с тем, такие обстоятельства возникли с 12 апреля 2019 года, т.е. с момента регистрации Константинова Д.Ю. в жилом помещении.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и - родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Ипатова В.Ю., Э.В. Константинов Д.Ю., а в последствии Константинова Л.Ю., зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., как члены семьи Цветковой Л.А. (бабушка по отношению к административному истцу) (л.д. 73, 85, 86, 97).
Сведений о том, что указанные лица регистрировались по рассматриваемому адресу места жительства не в качестве членов своей семьи, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что со стороны истца не имели место умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку как на момент обращения с соответствующим заявлением обеспеченность Ипатовой В.Ю. жилой площадью составляла менее 14 кв. м., и такая обеспеченность возникла с 12 апреля 2019 года, т.е. с момента регистрации Константинова Д.Ю. в жилом помещении. Если, по мнению административного истца не учитывать указанный факт регистрации Константинова Д.Ю. по месту жительства в рассматриваемой квартире, то последующая регистрация матери административного истца с 17 мая 2019 года ещё более отдаляет срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, что не в интересах самого истца.
Основания для учета исключительно жилищных условий Ипатовой В.Ю. в составе семьи из двух человек, судебной коллегией не установлены.
Довод об отсутствии права собственности у административного истца на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты> также членов семьи, кроме самого собственника – Цветковой Л.А. правового значения не имеет, на законность постановленного решения суда не влияет.
Ссылка апеллянта на необходимость исключения из резолютивной части решения суда указание на факт обращения административного истца с заявлением по категории «Молодая семья», отмену или изменение обжалуемого судебного акта не влечет, поскольку административным ответчиком заявление административного истца рассмотрено по общим основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, без учета категории «Молодая семья», что отражено в описательно-мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы во внимание приняты быть не могут, по сути, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции; несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; правовые основания для иной, отличной от суда, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ипатовой Виктории Юрьевны без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи