Решение по делу № 3а-574/2021 от 02.07.2021

УИД 24OS0-52

3а-574/2021

121а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стрелецкого Андрея Владимировича к Правительству Красноярского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Красноярскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Стрелецкий А.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Красноярского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Красноярскому краю, в котором просил суд, с учетом уточнения исковых требований, восстановить срок на подачу административного искового заявления, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 151700 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Миндерла. Участок находится примерно в4.9 км метрах по направлению на северо-восток от ориентира. в размере его рыночной стоимости – 5248 820 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013.

Требования мотивированы тем, что согласно выписке из ЕГРП кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 10805 591 руб., тогда как согласно отчету ООО «ГК Центр экспертизы и оценки» от 16.03.2021 № 1603-О/21, рыночная стоимость земельного участка составляет 4000 000 рублей, после внесенных в отчет поправок по замечаниям административного ответчика - Правительства Красноярского края, рыночная стоимость земельного участка составила 5248 820 рублей. Установлением кадастровой стоимости выше рыночной нарушаются права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Стрелецкого А.В. – Белозерова Ю.А. поддержала требования административного искового заявления с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель Правительства Красноярского края – Березнюк Г.М. против удовлетворения заявленных требований возражала, настаивала на доводах, изложенных в возражениях на административное исковое заявление.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, от Управления Росреестра по Красноярскому краю поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические лица могут обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).

Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.

Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Между тем в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Как отмечено в п. 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), права административного истца могут быть затронуты, в связи с необходимостью уплаты земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером , площадью 151700 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 07.10.2009 (л.д. 13).

Согласно выписке из ЕГРН от 02.06.2021, по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 10805 591 рублей (л.д.20).

Оспаривая кадастровую стоимость, вышеуказанного земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 16.03.2021 № 1603-О/21, выполненный ООО «ГК Центр экспертизы и оценки», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2013 составляет 4 000 000 рублей.

В связи с возражениями Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, а также представленной к этим возражениям рецензией на отчет о выявленных ошибках, повлиявших на стоимость земельного участка, ходатайством о назначении по делу судебной экспертизы, административный истец обратился к оценщику ООО «ГК Центр экспертизы и оценки», для исправления отчета. В исправленном отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2013 составила 5248820 рублей.

Исправленный отчет послужил основанием для уточнения иска административным истцом. Исправленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка увеличил его рыночную стоимость по сравнению с первоначальными требованиями.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение исправленный отчет № 1603-О/21, выполненный ООО «ГК Центр экспертизы и оценки», о рыночной стоимости земельного участка. Суд принимает исправленный отчет в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 5248820 рублей по состоянию на 01.01.2013.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился с пропуском установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.

Так как, до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.

Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.

С учетом изложенного, по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена равной его рыночной стоимости в размере 5248820 рублей.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков следует считать 02.07.2021 – дату обращения в суд с административным иском.

руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

восстановить Стрелецкому Андрею Владимировичу срок на подачу административного искового заявления.

Административное исковое заявление Стрелецкого Андрея Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 151700 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. <адрес> в размере его рыночной стоимости – 5248 820 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 02.07.2021.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Дата изготовления решения в окончательной форме: 09.09.2021.

3а-574/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Стрелецкий Андрей Владимирович
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Другие
Белозерова Юлия Александровна
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Славкин Михаил Михайлович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Дело оформлено
26.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее