Решение по делу № 2-2527/2023 от 02.08.2023

Дело №2-2527/2023

УИД 48RS0003-01-2023-002468-81

Решение

Именем Российской Федерации

16 октября 2023 года г. Липецк

Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Геновой О.В.,

при секретаре Чеботаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к АО «ЭкоПром-Липецк» о взыскании вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к АО «ЭкоПром-Липецк» о взыскании суммы вреда, причиненного почве, как объекту окружающей среды. В обоснование заявленных требований указал, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки в отношении АО «ЭкоПром-Липецк» были установлены признаки нарушения земельного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности общества. В ходе проведенной проверки Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, ОБУ «ЦЭП» 09.06.2023, 15.06.2023 установлено, что АО «ЭкоПром-Липецк» в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности при эксплуатации полигона «Центролит», расположенного на участке с кадастровым номером (площадь 127656 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов для захоронения ТКО) по адресу: <адрес>, допустило порчу земель на земельном участке, прилегающем к территории полигона «Центролит». Осмотром было установлено, что откос полигона в точке с географическими координатами (<данные изъяты>) в результате обвала смещен за пределы рабочей карты полигона, предназначенной для складирования брикетов. В юго-западной части полигона ТБО АО «ЭкоПром-Липецк» выкопана траншея для отведения фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов. В почве, загрязненной фильтратом, находящимся в траншее, наблюдается превышение по содержанию некоторых веществ. Размер вреда, причиненного почвам в результате действий ответчика, составляет 2146570,72 руб. Просит взыскать с АО «ЭкоПром-Липецк» в счет возмещения вреда причиненного почвам как объекту окружающей среды в бюджет администрации г.Липецка денежные средства в размере 2146570,72 руб.

В судебном заседании помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Покидов М.Б. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Также указал, что в настоящее время ответчиком произведена добровольная рекультивация земельного участка, обвал устранен, однако часть земельного участка, где расположена траншея, не вошла в проект рекультивации и не восстановлена почва.

Представитель администрации г.Липецка Васильева Е.В. в судебном заседании поддержала позицию прокурора, просила требования прокурора удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящее время устранены последствия обвала почвы, проведена рекультивация на данном участке. Но по траншее работы не проведены.

Представитель ответчика АО «ЭкоПром-Липецк» - Черешнев А.С. в судебном заседании иск частично признал, не отрицал факта причиненного АО «ЭкоПром-Липецк» вреда почве. Вместе с тем, просил учесть то обстоятельство, что ответчиком понесены затраты по проведению работ по рекультивации и устранению обвала на общую сумму 2 042798 руб. В настоящее время не устранены повреждения почвы в зоне траншеи, но принимаются меры.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.ст. 9 и 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п.3 ст.77).

Согласно пункту 1 статьи 78 этого же Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Судом установлено и следует из материалов дела, что АО «ЭкоПром-Липецк» является региональным оператором в зоне «Центральная», осуществляющим сбор, транспортировку и размещение ТКО, образующихся в процессе жизнедеятельности потребителей данной зоны, на специализированном полигоне «Центролит», включая сортировку и вторичную переработку отходов. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения отходов Липецкой области.

АО «ЭкоПром-Липецк» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с присвоением номера лицензии № (36)-480123-СТОР/П от 22.12.2021 в части сбора, транспортирования, обработки, размещения отходов IV классов опасности, утвержденная Приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 171-ЛП от 22.12.2021.

На основании договора аренды земельного участка №35-10-М от 30.12.2010 с администрацией г.Липецка - АО «ЭкоПром-Липецк» пользуется земельным участком с кадастровым номером , площадью 127656 кв.м, расположенным по адресу: <адрес> для захоронения твердых бытовых отходов.

Полигон захоронения твердых бытовых отходов «Центролит» эксплуатируется АО «ЭкоПром-Липецк» на основании проекта 01.65.00 «Городской полигон захоронения твердых бытовых отходов в виде брикетов на территории бывших отстойников хозфекальных стоков «Центролит» и проектной документации «Городской полигон захоронения твердых бытовых отходов в виде брикетов на территории бывших отстойников хозфекальных стоков «Центролит». Продление срока эксплуатации. (Корректировка существующего проекта)».

09.06.2023, 15.06.2023 Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, ОБУ «ЦЭП» проведена проверка исполнения требований земельного законодательства хозяйственной деятельности АО «ЭкоПром-Липецк» при эксплуатации полигона ТКО «Центролит» на земельном участке с кадастровым номером

В ходе проверки было установлено, что откос полигона в точке с географическими координатами (<данные изъяты>) в результате обвала смещен за пределы рабочей карты полигона, предназначенной для складирования брикетов, в результате чего ответчик допустил порчу земель на арендованном земельном участке. Согласно протоколу испытаний ОБУ «ЦЭП» №27-08 от 26.06.2023 в почве, перекрытой отходами, смещенными в результате обвала откоса полигона наблюдается превышение по содержанию следующих веществ относительно фоновых значений: азот нитритный - в 1,77 раза, нитрат-ион – в 1,49 раз, азот аммония обменный – в 1,4 раза, хлориды – в 4 раза, сульфат-ион – в 2,7 раза, цинк – в 2,454 раза, фосфор – в 3,3836 раза, марганец – в 3,86 раза, кальций – в 1,094 раза.

В юго-западной части полигона ТБО АО «ЭкоПром-Липецк» выкопана траншея для отведения фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов. В почве, загрязненной фильтратом, находящимся в траншее, наблюдается превышение по содержанию веществ относительно фоновых значений: азот нитритный - в 1,428 раза, нитрат-ион – в 1,173 раз, азот аммония – в 1,212 раза, хлориды – в 4,2 раза, сульфат-ион – в 2,5 раза, цинк – в 3,591 раза, фосфор – в 3,761 раза, марганец – в 4,74 раза, что подтверждается протоколом испытаний ОБУ «ЦЭП» №25-08 от 19.06.2023.

Таким образом, указанные факты создают угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Из материалов дела следует, что за нарушение земельного законодательства 07.08.2023 директор завода ТКО АО «ЭкоПром-Липецк» был привлечен к административной ответственности по ч. 2. ст. 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что нарушены экологические и природоохранные требования при обращении с отходами производства и потребления на полигоне, установлены признаки порчи почв при снятии почвенного слоя при рытье водоотводного канала, при перекрытии почвы отвалами отходов и в результате химического загрязнения, что изложено в постановлении №111 о административного наказания.

Также 07.08.2023 директор завода ТКО АО «ЭкоПром-Липецк» был привлечен к административной ответственности по ч. 4. ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. В ходе рассмотрения дела было установлено, что нарушены требования законодательства при размещении отходов производства и потребления в деятельности АО «ЭкоПром-Липецк», что изложено в постановлении №110 о назначении административного наказания.

В соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом РФ 26.01.1995, Минприроды РФ 15.02.1995), которыми установлен порядок выявления деградированных и загрязненных земель в Российской Федерации независимо от формы собственности на землю и ведомственной подчиненности землепользователей, деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемент природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель (п.2.1.1).

Одним из наиболее существенных типов деградации почв и земель с учетом природно-хозяйственной значимости последствий является технологическая (эксплуатационная) деградация (п. 2.1.4.), в том числе нарушения земель и физическая (земледельческая) деградация.

Захламление земель, то есть размещение на поверхности почвы или в толще земли инородных предметов, которые ухудшают качество почв и земель, приводит к загрязнению земель, то есть физической деградации почв изменению конкретных физических свойств механически ненарушенного почвенного профиля.

В соответствии с п.2.1.5. Методических рекомендаций под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.

Согласно п. 2.2.1., 2.24. Методических рекомендаций под степенью деградации почв и земель в целом понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение качества их состава и свойств.

Под нарушением земель понимается механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. (ГОСТ Р 57446-2017).

Согласно ст.74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект предусмотренных ЗК РФ прав собственности на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно ст. 1 ЗК РФ одними из основных принципов земельного законодательства являются: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружакощей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии со статьей 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить различные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Из приведенного следует, что почве как объекту окружающей среды в результате обустройства ответчиком траншеи для отведения фильтрата полигона, а также в результате обвала откоса полигона нанесен вред. В этом случае факт причинения вреда почвам, выраженном в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, деградации и разрушении естественных экологических систем, презюмируется.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2011 №1743-0-0, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу статьи 1 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

Часть 1 статьи 34 названного федерального закона устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 39 названного федерального закона предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, АО «ЭкоПром-Липецк» на земельном участке с кадастровым номером не обеспечило проведение мероприятий по защите земельного участка, произошла порча почв при снятии почвенного слоя при рытье водоотводного канала, при перекрытии почвы отвалами отходов и в результате химического загрязнения.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причинённый им вред.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона, а также учитывая, что в ходе судебного разбирательства судом был установлен факт порчи почвы как объекта охраны окружающей среды в результате обвала откоса полигона, обустройства траншеи для отведения фильтрата полигона на земельном участке с кадастровым номером , суд приходит к выводу, что ответчик АО «ЭкоПром-Липецк» обязан возместитьвред, причиненный окружающей среде.

Согласно Методике исчислениявреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 №238, размервредапри порче почв, причиненного врезультатенарушения требований земельного законодательства Российской Федерации действиями ответчика АО «ЭкоПром-Липецк» составляет 2146570,72 руб.

Согласно ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный окружающей среде, подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде, т.е. в доход администрации г.Липецка.

С учетом вышеизложенного, на основании представленных доказательств, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований о взыскании ущерба в полном объеме.

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняет, что при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

До утверждения названного порядка судам необходимо исходить из того, что при определении размера возмещаемого вреда допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты. При вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды, характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.

Из материалов дела следует, что рекультивация земель, нарушенных навалом ТКО, производилась АО «ЭкоПром-Липецк» в соответствии с проектной документацией 23.11.00-ПРЗ «Рекультивация земель, нарушенных навалом ТКО образовавшимся при обрушении брикетов с откоса свалочного тела при подготовительных работах по рекультивации на городском полигоне захоронения твердых бытовых отходов в виде брикетов на территории бывших отстойников хозфекальных стоков «Центролит», разработанной проектной организацией ООО «СЭНТО».

Ответчиком 21.06.2023 был заключен договор на оказание услуг по рекультивации данного земельного участка с ООО «Классторг». Всего расходы на рекультивации земельного участка по устранению обвала брикетов составили 2 042 798 руб., что документально подтверждено.

ООО «Лаборатория региональной организации содействия экологии» 26.09.2023 после рекультивации производила измерение проб почв на земельном участке, находящемся в аренде у ответчика, полигон ТБО «Центролит». Данные лабораторных исследований, испытаний и измерений проб почв отражены в протоколе №1.09.23/202 и приложении №1 от 26.09.2023, где в заключении указано, что проба почвы по определяемым показателям соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, IV раздел «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Таким образом, установлено, что ответчик произвел работы по рекультивации земель, нарушенных навалом ТКО, образовавшимся при обрушении брикетов с откоса свалочного тела, по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в зоне обвала брикетов. Вред по обвалу откоса полигона заявлен в иске в размере 1979500,56 руб.

Вместе с тем, судом установлено, что в рекультивацию земельного участка с кадастровым номером не вошел участок по восстановлению почвы, где была образована траншея.

Таким образом, размер вреда в результате обустройства ответчиком траншеи для отведения фильтра полигона составляет 167070,16 руб. (Ущ загр = 4х23,23х1,3х (500х2,32)х1+140123,36; УЩcн=23,23х1х(500х2,32)х1=26946,8х1руб. УЩ1= УЩзагр + УЩсн = 140123,36х1+26946х1=167070,16). Расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 №238, (п.4) и не оспаривался ответчиком.

Пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняет, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды).

При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (п.17).

Суд учитывает, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчиком произведены затраты по выполнению определенных планом рекультивации мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в зоне обвала откоса полигона.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что наиболее эффективным способом для восстановления нарушенного состояния окружающей среды будет являться взыскание с ответчика суммы вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды.

Учитывая изложенное, суд полагает удовлетворить требования прокурора о возмещении вреда окружающей среды путем взыскания с АО «ЭкоПром-Липецк» вреда в размере 2146570,72 руб. (1979500,56 руб. (вред, причиненный почвам, в результате обвала откоса полигона) + (167070,16 руб. (вред, в результате обустройства траншеи, для отведения фильтрата полигона)), причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды.

Вместе с тем, учитывая, рекультивацию почвы, поврежденной в результате обвала откоса полигона, и сумму вреда заявленную в иске 1979500,56 руб., то в этой части решение суда не приводить в исполнение, оставив ко взысканию ущерб в размере 167070,16 руб. - вред, причиненный почвам в результате обустройства ответчиком траншеи для отведения фильтра полигона, которая до настоящего времени не восстановлена, не рекультивирована.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к АО «ЭкоПром-Липецк» о взыскании вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, - удовлетворить.

Взыскать с АО «ЭкоПром-Липецк» (ИНН 4825037859) в доход бюджета администрации города Липецка (ИНН 4826001213) денежную сумму в размере 2146570 рублей 72 копейки, в возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Решение суда, в части взыскания денежных средств, в размере 1979500 рублей 56 копеек в исполнение не приводить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Липецка.

Судья

Дело №2-2527/2023

УИД 48RS0003-01-2023-002468-81

Решение

Именем Российской Федерации

16 октября 2023 года г. Липецк

Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Геновой О.В.,

при секретаре Чеботаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к АО «ЭкоПром-Липецк» о взыскании вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к АО «ЭкоПром-Липецк» о взыскании суммы вреда, причиненного почве, как объекту окружающей среды. В обоснование заявленных требований указал, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки в отношении АО «ЭкоПром-Липецк» были установлены признаки нарушения земельного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности общества. В ходе проведенной проверки Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, ОБУ «ЦЭП» 09.06.2023, 15.06.2023 установлено, что АО «ЭкоПром-Липецк» в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности при эксплуатации полигона «Центролит», расположенного на участке с кадастровым номером (площадь 127656 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов для захоронения ТКО) по адресу: <адрес>, допустило порчу земель на земельном участке, прилегающем к территории полигона «Центролит». Осмотром было установлено, что откос полигона в точке с географическими координатами (<данные изъяты>) в результате обвала смещен за пределы рабочей карты полигона, предназначенной для складирования брикетов. В юго-западной части полигона ТБО АО «ЭкоПром-Липецк» выкопана траншея для отведения фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов. В почве, загрязненной фильтратом, находящимся в траншее, наблюдается превышение по содержанию некоторых веществ. Размер вреда, причиненного почвам в результате действий ответчика, составляет 2146570,72 руб. Просит взыскать с АО «ЭкоПром-Липецк» в счет возмещения вреда причиненного почвам как объекту окружающей среды в бюджет администрации г.Липецка денежные средства в размере 2146570,72 руб.

В судебном заседании помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Покидов М.Б. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Также указал, что в настоящее время ответчиком произведена добровольная рекультивация земельного участка, обвал устранен, однако часть земельного участка, где расположена траншея, не вошла в проект рекультивации и не восстановлена почва.

Представитель администрации г.Липецка Васильева Е.В. в судебном заседании поддержала позицию прокурора, просила требования прокурора удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящее время устранены последствия обвала почвы, проведена рекультивация на данном участке. Но по траншее работы не проведены.

Представитель ответчика АО «ЭкоПром-Липецк» - Черешнев А.С. в судебном заседании иск частично признал, не отрицал факта причиненного АО «ЭкоПром-Липецк» вреда почве. Вместе с тем, просил учесть то обстоятельство, что ответчиком понесены затраты по проведению работ по рекультивации и устранению обвала на общую сумму 2 042798 руб. В настоящее время не устранены повреждения почвы в зоне траншеи, но принимаются меры.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.ст. 9 и 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п.3 ст.77).

Согласно пункту 1 статьи 78 этого же Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Судом установлено и следует из материалов дела, что АО «ЭкоПром-Липецк» является региональным оператором в зоне «Центральная», осуществляющим сбор, транспортировку и размещение ТКО, образующихся в процессе жизнедеятельности потребителей данной зоны, на специализированном полигоне «Центролит», включая сортировку и вторичную переработку отходов. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения отходов Липецкой области.

АО «ЭкоПром-Липецк» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с присвоением номера лицензии № (36)-480123-СТОР/П от 22.12.2021 в части сбора, транспортирования, обработки, размещения отходов IV классов опасности, утвержденная Приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 171-ЛП от 22.12.2021.

На основании договора аренды земельного участка №35-10-М от 30.12.2010 с администрацией г.Липецка - АО «ЭкоПром-Липецк» пользуется земельным участком с кадастровым номером , площадью 127656 кв.м, расположенным по адресу: <адрес> для захоронения твердых бытовых отходов.

Полигон захоронения твердых бытовых отходов «Центролит» эксплуатируется АО «ЭкоПром-Липецк» на основании проекта 01.65.00 «Городской полигон захоронения твердых бытовых отходов в виде брикетов на территории бывших отстойников хозфекальных стоков «Центролит» и проектной документации «Городской полигон захоронения твердых бытовых отходов в виде брикетов на территории бывших отстойников хозфекальных стоков «Центролит». Продление срока эксплуатации. (Корректировка существующего проекта)».

09.06.2023, 15.06.2023 Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, ОБУ «ЦЭП» проведена проверка исполнения требований земельного законодательства хозяйственной деятельности АО «ЭкоПром-Липецк» при эксплуатации полигона ТКО «Центролит» на земельном участке с кадастровым номером

В ходе проверки было установлено, что откос полигона в точке с географическими координатами (<данные изъяты>) в результате обвала смещен за пределы рабочей карты полигона, предназначенной для складирования брикетов, в результате чего ответчик допустил порчу земель на арендованном земельном участке. Согласно протоколу испытаний ОБУ «ЦЭП» №27-08 от 26.06.2023 в почве, перекрытой отходами, смещенными в результате обвала откоса полигона наблюдается превышение по содержанию следующих веществ относительно фоновых значений: азот нитритный - в 1,77 раза, нитрат-ион – в 1,49 раз, азот аммония обменный – в 1,4 раза, хлориды – в 4 раза, сульфат-ион – в 2,7 раза, цинк – в 2,454 раза, фосфор – в 3,3836 раза, марганец – в 3,86 раза, кальций – в 1,094 раза.

В юго-западной части полигона ТБО АО «ЭкоПром-Липецк» выкопана траншея для отведения фильтрата полигона захоронения твердых коммунальных отходов. В почве, загрязненной фильтратом, находящимся в траншее, наблюдается превышение по содержанию веществ относительно фоновых значений: азот нитритный - в 1,428 раза, нитрат-ион – в 1,173 раз, азот аммония – в 1,212 раза, хлориды – в 4,2 раза, сульфат-ион – в 2,5 раза, цинк – в 3,591 раза, фосфор – в 3,761 раза, марганец – в 4,74 раза, что подтверждается протоколом испытаний ОБУ «ЦЭП» №25-08 от 19.06.2023.

Таким образом, указанные факты создают угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Из материалов дела следует, что за нарушение земельного законодательства 07.08.2023 директор завода ТКО АО «ЭкоПром-Липецк» был привлечен к административной ответственности по ч. 2. ст. 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что нарушены экологические и природоохранные требования при обращении с отходами производства и потребления на полигоне, установлены признаки порчи почв при снятии почвенного слоя при рытье водоотводного канала, при перекрытии почвы отвалами отходов и в результате химического загрязнения, что изложено в постановлении №111 о административного наказания.

Также 07.08.2023 директор завода ТКО АО «ЭкоПром-Липецк» был привлечен к административной ответственности по ч. 4. ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. В ходе рассмотрения дела было установлено, что нарушены требования законодательства при размещении отходов производства и потребления в деятельности АО «ЭкоПром-Липецк», что изложено в постановлении №110 о назначении административного наказания.

В соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом РФ 26.01.1995, Минприроды РФ 15.02.1995), которыми установлен порядок выявления деградированных и загрязненных земель в Российской Федерации независимо от формы собственности на землю и ведомственной подчиненности землепользователей, деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемент природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель (п.2.1.1).

Одним из наиболее существенных типов деградации почв и земель с учетом природно-хозяйственной значимости последствий является технологическая (эксплуатационная) деградация (п. 2.1.4.), в том числе нарушения земель и физическая (земледельческая) деградация.

Захламление земель, то есть размещение на поверхности почвы или в толще земли инородных предметов, которые ухудшают качество почв и земель, приводит к загрязнению земель, то есть физической деградации почв изменению конкретных физических свойств механически ненарушенного почвенного профиля.

В соответствии с п.2.1.5. Методических рекомендаций под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.

Согласно п. 2.2.1., 2.24. Методических рекомендаций под степенью деградации почв и земель в целом понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение качества их состава и свойств.

Под нарушением земель понимается механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. (ГОСТ Р 57446-2017).

Согласно ст.74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект предусмотренных ЗК РФ прав собственности на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно ст. 1 ЗК РФ одними из основных принципов земельного законодательства являются: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружакощей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии со статьей 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить различные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Из приведенного следует, что почве как объекту окружающей среды в результате обустройства ответчиком траншеи для отведения фильтрата полигона, а также в результате обвала откоса полигона нанесен вред. В этом случае факт причинения вреда почвам, выраженном в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, деградации и разрушении естественных экологических систем, презюмируется.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2011 №1743-0-0, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу статьи 1 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

Часть 1 статьи 34 названного федерального закона устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 39 названного федерального закона предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, АО «ЭкоПром-Липецк» на земельном участке с кадастровым номером не обеспечило проведение мероприятий по защите земельного участка, произошла порча почв при снятии почвенного слоя при рытье водоотводного канала, при перекрытии почвы отвалами отходов и в результате химического загрязнения.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причинённый им вред.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона, а также учитывая, что в ходе судебного разбирательства судом был установлен факт порчи почвы как объекта охраны окружающей среды в результате обвала откоса полигона, обустройства траншеи для отведения фильтрата полигона на земельном участке с кадастровым номером , суд приходит к выводу, что ответчик АО «ЭкоПром-Липецк» обязан возместитьвред, причиненный окружающей среде.

Согласно Методике исчислениявреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 №238, размервредапри порче почв, причиненного врезультатенарушения требований земельного законодательства Российской Федерации действиями ответчика АО «ЭкоПром-Липецк» составляет 2146570,72 руб.

Согласно ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный окружающей среде, подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде, т.е. в доход администрации г.Липецка.

С учетом вышеизложенного, на основании представленных доказательств, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований о взыскании ущерба в полном объеме.

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняет, что при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

До утверждения названного порядка судам необходимо исходить из того, что при определении размера возмещаемого вреда допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты. При вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды, характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.

Из материалов дела следует, что рекультивация земель, нарушенных навалом ТКО, производилась АО «ЭкоПром-Липецк» в соответствии с проектной документацией 23.11.00-ПРЗ «Рекультивация земель, нарушенных навалом ТКО образовавшимся при обрушении брикетов с откоса свалочного тела при подготовительных работах по рекультивации на городском полигоне захоронения твердых бытовых отходов в виде брикетов на территории бывших отстойников хозфекальных стоков «Центролит», разработанной проектной организацией ООО «СЭНТО».

Ответчиком 21.06.2023 был заключен договор на оказание услуг по рекультивации данного земельного участка с ООО «Классторг». Всего расходы на рекультивации земельного участка по устранению обвала брикетов составили 2 042 798 руб., что документально подтверждено.

ООО «Лаборатория региональной организации содействия экологии» 26.09.2023 после рекультивации производила измерение проб почв на земельном участке, находящемся в аренде у ответчика, полигон ТБО «Центролит». Данные лабораторных исследований, испытаний и измерений проб почв отражены в протоколе №1.09.23/202 и приложении №1 от 26.09.2023, где в заключении указано, что проба почвы по определяемым показателям соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, IV раздел «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Таким образом, установлено, что ответчик произвел работы по рекультивации земель, нарушенных навалом ТКО, образовавшимся при обрушении брикетов с откоса свалочного тела, по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в зоне обвала брикетов. Вред по обвалу откоса полигона заявлен в иске в размере 1979500,56 руб.

Вместе с тем, судом установлено, что в рекультивацию земельного участка с кадастровым номером не вошел участок по восстановлению почвы, где была образована траншея.

Таким образом, размер вреда в результате обустройства ответчиком траншеи для отведения фильтра полигона составляет 167070,16 руб. (Ущ загр = 4х23,23х1,3х (500х2,32)х1+140123,36; УЩcн=23,23х1х(500х2,32)х1=26946,8х1руб. УЩ1= УЩзагр + УЩсн = 140123,36х1+26946х1=167070,16). Расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 №238, (п.4) и не оспаривался ответчиком.

Пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняет, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды).

При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (п.17).

Суд учитывает, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчиком произведены затраты по выполнению определенных планом рекультивации мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в зоне обвала откоса полигона.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что наиболее эффективным способом для восстановления нарушенного состояния окружающей среды будет являться взыскание с ответчика суммы вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды.

Учитывая изложенное, суд полагает удовлетворить требования прокурора о возмещении вреда окружающей среды путем взыскания с АО «ЭкоПром-Липецк» вреда в размере 2146570,72 руб. (1979500,56 руб. (вред, причиненный почвам, в результате обвала откоса полигона) + (167070,16 руб. (вред, в результате обустройства траншеи, для отведения фильтрата полигона)), причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды.

Вместе с тем, учитывая, рекультивацию почвы, поврежденной в результате обвала откоса полигона, и сумму вреда заявленную в иске 1979500,56 руб., то в этой части решение суда не приводить в исполнение, оставив ко взысканию ущерб в размере 167070,16 руб. - вред, причиненный почвам в результате обустройства ответчиком траншеи для отведения фильтра полигона, которая до настоящего времени не восстановлена, не рекультивирована.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к АО «ЭкоПром-Липецк» о взыскании вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, - удовлетворить.

Взыскать с АО «ЭкоПром-Липецк» (ИНН 4825037859) в доход бюджета администрации города Липецка (ИНН 4826001213) денежную сумму в размере 2146570 рублей 72 копейки, в возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Решение суда, в части взыскания денежных средств, в размере 1979500 рублей 56 копеек в исполнение не приводить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Липецка.

Судья

2-2527/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор
администрация г. Липецка
Ответчики
АО "ЭкоПром-Липецк"
Другие
Управление экологии и природоохранных ресурсов Липецкой области
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Генова О.В.
Дело на сайте суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2023Предварительное судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее