Дело № 33-4297/2023 (№ 13-138/2023)
Судья Манько А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Смирнова М.А. при секретаре Калмыковой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 20 апреля 2023 года дело по иску прокурора Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края, Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологи Пермского края, Министерству общественной безопасности Пермского края, Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности принять меры по охране водных объектов путем предотвращения их загрязнения, принять меры по ликвидации последствий указанных явлений, принять меры по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, путем предотвращения загрязнения водных объектов,
по частной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологи Пермского края на определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 февраля 2023 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Оценив доводы частной жалобы, изучив материалы дела, судья апелляционной инстанции
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года по гражданскому делу № **/2013 на три года.
В обоснование заявленных требований указало, что 26 февраля 2013 года судом принято решение по делу № **/2013, которым удовлетворены заявленные требования прокурора Пермского края о возложении на Правительство Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанности принять меры по охране водных объектов – рек Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, косьва, Большая Гремячная, Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел, возложена обязанность принять меры по ликвидации последствий загрязнения их изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна. Определением Ленинского районного суда г. Перми Правительству Пермского края, Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края предоставлена отсрочка исполнения указанного решения - до 26.02.2023 года. За период отсрочки Правительством Пермского края и Министерством предприняты меры по исполнению решения суда.С 2016 года Министерство ведет межведомственную работу с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по организации работ, направленных на ликвидацию изливов шахтных вод.Итогом проводимой работы стало формирование позиции Правительства Российской Федерации относительно механизма выполнения работ по ликвидации отработанных угольных месторождений и их участков, которая заключается в том, что субъектам Российской Федерации, в том числе Пермскому краю, было предложено рассматривать указанные объекты как объекты накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС). Министерством организована работа по включению отработанных участков угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Обязанность по ликвидации ОНВОС, если они расположены на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, возложена на Минприроды Российской Федерации. Между тем, Минприроды Российской Федерации работы по ликвидации ОНВОС не начаты.Министерством подготовлены и направлены предложения по мероприятиям для включения в национальный проект «Сохранение уникальных водных объектов». В состав данного проекта предложено включить мероприятия по ликвидации экологических последствий ведения горных работ в Кизеловском угольном бассейне путем ликвидации изливов кислых шахтных вод с последующей их нейтрализацией, ликвидации стоков с породных отвалов, оздоровления рек Кизеловского угольного бассейна. По экспертным оценкам расходы на ликвидацию последствий составляют на период до 2024 года 5,1 млрд. рублей. Мероприятие не поддержано профильным департаментом государственной политики и регулирования в области водных ресурсов, предложено обратиться за решением вопроса в Минэнерго Российской Федерации. Письмом от 17.09.2020г. № 30-01-12.3.-исх-9 Министерством предложено обсудить вопрос ликвидации отработанных угольных месторождений (отработанных участков угольных месторождений) в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» как объектов накопленного вреда окружающей среде на ближайшем заседании межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по ликвидации экологических последствий закрытия шахт Кизеловского угольного бассейна, созданной в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.08.2020г. № 560.
21.10.2020 Минэнерго России проведено заседание рабочей группы по анализу состояния экологической безопасности в угольной промышленности и подготовке предложений по ее улучшению, в ходе которого рассмотрены, в том числе экологические проблемы Кизеловского угольного бассейна. Федеральной службой по надзору в сфере природопользованию в ходе заседания высказана позиция о необходимости принятия Минэнерго России более действенных мер по ликвидации экологических проблем угольных месторождений.
За счет средств бюджета Пермского края ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» проведена научно-исследовательская работа по минимизации и ликвидации воздействия шахтных вод КУБа на водные объекты Пермского края. По итогам исследований разработан проект комплекса мероприятий, в результате исполнения которого предполагалось уменьшить либо полностью прекратить излив загрязненных вод из заброшенных шахт. Министерство обеспечить финансирование данных мероприятий не может, так как фактически они являются этапами ликвидации шахт, финансирование которой обеспечивает Минэнерго РФ.
Письмом от 26.07.2022 № 01-67-5455 Правительство Пермского края обратилось в Минэнерго Российской Федерации с просьбой предусмотреть в рамках формирования федерального бюджета средства на 2023-2025 годы для реализации мероприятий по ликвидации изливов кислых шахтных вод Кизеловского угольного бассейна и подтвердило готовность рассмотреть любые возможные варианты ликвидации изливов и дальнейшей экологической реабилитации территории КУБа. Федеральными органами исполнительной власти были даны противоречивые ответы, в связи с чем Правительство Пермского края вынуждено определять иные формы и подходы к взаимодействию с Минэнерго Российской Федерации и Минприроды Российской Федерации. Одним из вариантов взаимодействия могут стать мероприятия, осуществляемые в рамках исполнения решения Свердловского районного суда г. Перми от 16 сентября 2022 года по делу 2-9484/2021, в связи с чем станет возможным инициирование Министерством выделения субвенции на реализацию переданных на региональный уровень полномочий и обеспечение охраны водных объектов, и их очистка согласно статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации. Исходя из обстоятельств дела, указанных выше, Министерство столкнулось с такого рода обстоятельствами: получение финансирования, благодаря которому должно быть исполнено решение Ленинского районного суда от 26 февраля 2013 года, поставлено в зависимость от ликвидации изливов шахт, которое Министерство осуществить не может ввиду отсутствия полномочий. Межведомственное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, конкретных результатов не продемонстрировало. В связи с тем, что для проведения вышеизложенных мероприятий по исполнению решения суда требуются значительные временные затраты, с учетом срока исполнения решения Свердловского районного суда от 16 сентября 2022 года по делу 2-9484/2021, необходима отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда от 26 февраля 2013 года. Учитывая объективную невозможность реализации мероприятий, направленных на исполнение решения, в более ранний срок, Министерство полагает наиболее оптимальным для отсрочки исполнения решения суда срок в три года.
Обжалуемым определением Ленинского районного суда города Перми от 13 февраля 2023 года отказано Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Не согласившись с указанным определением, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с частной жалобой, в которой просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов частной жалобы заявитель указал, что не согласен с постановленным судом определения, поскольку, по его мнению, оно является незаконным и необоснованным, не соответствующим обстоятельствам дела. Отказывая в удовлетворении заявления, судья не учел фактические обстоятельства дела, а именно, что причиной, существенно затрудняющей исполнение решения суда, являются изливы из заброшенных шахт ОАО «Кизелуголь». Наличие изливов было установлено решением Ленинского районного суда от 26.02.2013г., подтверждено апелляционным определением Пермского краевого суда от 21.02.2023г. по делу № 33-284/2023, которым на Министерство энергетики Российской Федерации и ФГБУ ГУРШ возложена обязанность устранить негативное воздействие кислых шахтных вод на окружающую среду, в том, числе и на водные объекты Кизеловского угольного бассейна. Изливы не исчезли, возникают произвольно, постоянно подпитывают подземными водами, поверхностными осадками продолжают попадать на поверхность из заброшенных шахт, т.е. загрязнение рек будет продолжаться, что делает безрезультатной работу по их очистке. По этой причине Федеральное агентство водных ресурсов отказалось выделять субвенции Пермскому краю на очистку реки Кизел. Ссылается на письмо контрольно-счетной палаты Пермского края, из которого следует, что за счет бюджета Пермского края финансировать работы по устранению изливов не представляется возможным, так как нарушается принцип целевого использования бюджетных средств. Судом сделан необоснованный вывод о неразумности срока исполнения решения суда.
В возражениях на частную жалобу Министерство энергетики Российской Федерации, прокуратура Пермского края полагают обжалуемое определение законным, просят в удовлетворении частной жалобы отказать.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года исковые требования прокурора Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены в части. На Правительство Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края возложена обязанность принять меры по охране водных объектов – рек Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, Косьва, Большая Гремячная, Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел, путем предотвращения их загрязнения изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна; возложена обязанность принять меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 июня 2013 года апелляционная жалоба Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года оставлена без удовлетворения.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 6 апреля 2015 года Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края предоставлена рассрочка исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года до 1 января 2017 года.
В последующем, определением Ленинского районного суда г. Перми от 22 декабря 2016 года Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края вновь предоставлена отсрочка исполнения решения на один год. 26 января 2018 года определением Ленинского районного суда г.Перми Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края вновь предоставлена отсрочка исполнения решения сроком на один год. 04 февраля 2019 года определением Ленинского районного суда г.Перми Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения сроком на два года. 26 февраля 2021 года определением Ленинского районного суда г. Перми Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения сроком на два года.
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года до настоящего времени не исполнено. Однако в ходе исполнения судебного акта ответчиком осуществлены действия:
- ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» проведена научно-исследовательская работа по минимизации и ликвидации воздействий кислых шахтных вод Кизеловского уголовного бассейна на водные объекты Пермского края; направлены предложения по мероприятиям для включения в национальный проект «Сохранение уникальных водных объектов»; проведены совещания при заместителе Министра энергетики РФ; разработан проект мероприятий по минимизации и ликвидации изливов кислых шахтных вод КУБ; проведены рабочие совещания, подготовлены технические задания, запрошены ценовые предложения о стоимости проектных работ;
- подготовлены материалы для включения в проект Закона Пермского края «О бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 года» финансовых средств на разработку проектно-сметной документации, определены источники финансирования; согласно письму 26 июля 2022 года губернатор Пермского края в адрес Министерства энергетики Российской Федерации направил письмо № 01-67-5455 с просьбой предусмотреть в рамках формирования федерального бюджета средства на 2023-2025 годы на реализацию практических мероприятий по ликвидации изливов кислых шахтных вод Кизиловского угольного бассейна; из письма Министерства энергетики Российской Федерации от 15 августа 2022 года № СМ-11420/12 следует, что поручением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2015 года № АХ-П9-6487 ответственным исполнителем по представлению предложений о выделении бюджету Пермского края средств федерального бюджета для строительства очистных сооружений кислых шахтных вод определено Минприроды Российской Федерации; согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 октября 2022 года № 08-11-29/40509, вопросы по осуществлению мероприятий по ликвидации изливов вод из брошенных шахт КУБа в Пермском крае отнесены к компетенции Минэнерго Российской Федерации.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 16 сентября 2022 года на Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ ГУРШ возложена обязанности по проведению обследования территории КУБа, разработки проектно-сметной документации, обеспечении строительства очистных сооружений, ликвидации объектов, включенных в ГРОНВОС, обеспечении экологической реабилитации рек.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2023 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 16 сентября 2022 года отменено частично. На ФГБУ «ГУРШ» возложена обязанность по организации осуществления работ, связанных с ликвидацией экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, в виде негативного воздействия на окружающую среду изливов шахтных вод путем выполнения мероприятий в объеме и на объектах ведения горных работ, содержащихся в отчете Естественнонаучного института ФГБОУВО «Пермского государственного национального исследовательского университета» № УДК 502.37 от 28 февраля 2019 года, в срок до 01 января 2029 года. На Минэнерго Российской Федерации возложена обязанность по финансированию мероприятий, проводимых ФГБУ «ГУРШ» в установленный судом срок по ликвидации экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, за счет средств федерального бюджета.
Разрешая заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что заявителем принимаются меры по исполнению решения суда, однако отсутствие или недостаточность финансирования мероприятий не является основанием для предоставления отсрочки, исполнение решения суда от 2013 года, исполнение решения суда не может быть поставлено от исполнения решения суда от 2022 года, не исполнение решения длительное время не обеспечивает баланс прав и интересов взыскателей и должников.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.
Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.
Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года на Правительство Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края возложена обязанность принять меры по охране водных объектов путем предотвращения их загрязнения изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна; возложена обязанность принять меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Из установленных судебной коллегией Пермского краевого суда при рассмотрении гражданского дела № 33-284/2023 обстоятельств следует, что ликвидация шахт Кизеловского угольного бассейна не завершена надлежащим образом, Минэнерго России не проведены ряд мероприятий по ликвидации шахт, объектов угольной промышленности не приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, что приводит к выходу загрязненной воды из незаконсервированных шахт на поверхность земли и в последующем в водные объекты, находящиеся на территории Кизеловского угольного бассейна. Судом установлено, что именно неправомерное длительное бездействие государственного органа Минэнерго России привело к экологической проблеме в данном регионе.
Исходя из технологического процесса – ликвидация последствий загрязнения водных ресурсов, как следует из материалов дела, исполнение решения Ленинского районного суда г. Перми возможно после исполнения Министерством энергетики Российской Федерации и ФГБУ по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГРУШ» обязанности по выполнению ряда мероприятий, возложенной на них апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2023 года по делу № 33-284/2023, которые исключат негативное влияние шахт на окружающую среду и ограничат загрязнение кислыми шахтными водами водные объекты на территории Кизеловского угольного бассейна. Проведение мероприятий по ликвидации загрязнений водных объектов в настоящее время не будет эффективным в виду постоянных изливов кислых шахтных вод без очистки.
Таким образом, возможность исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года поставлена в зависимость от ликвидации изливов шахт, которое Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края осуществить не может ввиду отсутствия полномочий, как это установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2023 года по делу № 33-284/2023.
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 26 февраля 2013 года, судом первой инстанции не учтено, что при исполнении такого рода судебных решений возможны длительные сроки, которые возможно считать разумными. При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции в указанной части являются неверными.
При этом следует отметить, что Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края совершает действия по урегулированию данной ситуации, в том числе направило письмо от 26 июля 2022 года № 01-67-5455 в адрес Минэнерго Российской Федерации с просьбой предусмотреть в рамках формирования федерального бюджета средства на 2023 - 2025 годы для реализации мероприятий по ликвидации изливов кислых шахтных вод Кизеловского угольного бассейна и подтвердило готовность рассмотреть любые возможные варианты ликвидации изливов и дальнейшей экологической реабилитации территории Кизеловского угольного бассейна.
Таким образом, принимая во внимание, что заявитель в силу объективных причин лишен возможности исполнить решение суда в установленный срок, в том числе, с учетом ранее предоставленных отсрочек исполнения решения суда, учитывая предмет исполнения решения суда, а также установленные апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 февраля 2023 года по делу № 33-284/2023 обстоятельства, судья апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности предоставлении отсрочки исполнения решения суда на испрашиваемый срок - на три года (до 20 апреля 2026 года).
С учетом фактических обстоятельств дела, испрашиваемая отсрочка исполнения судебного акта будет обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
На основании вышеизложенного определение судьи подлежит отмене и разрешению вопроса по существу в виде предоставления испрашиваемой отсрочки.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Ленинского районного суда города Перми от 13 февраля 2023 года отменить. Разрешить вопрос по существу.
Предоставить Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края отсрочку исполнения решения Ленинского районного суда города Перми от 26 февраля 2013 года по гражданскому делу № **/2013 по иску прокурора Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края, Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Министерству общественной безопасности Пермского края, Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности принять меры по охране водных объектов путем предотвращения их загрязнения, принять меры по ликвидации последствий указанных явлений, принять меры по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, путем предотвращения загрязнения водных объектов, сроком до 20 апреля 2026 года.
Судья: подпись