Решение по делу № 2-1148/2021 от 20.02.2021

Дело № 2-1148/2021 (УИД 76RS0024-01-2019-002912-73)

                                                                                                  мотивированное решение изготовлено

                                                                                                              30.04.2021 года

                                                                РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2021 года                                                                           г.Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ивахненко Л.А.

при секретаре Жидковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля к Савину Сергею Владимировичу об обязании ответчика освободить земельный участок за счет собственных средств,

УСТАНОВИЛ:

Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля обратилась в суд с иском к Савину Сергею Владимировичу об обязании ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР по адресу: <адрес>. путем демонтажа временной пристройки, не являющейся объектом капитального строительства, киоска «Домик Фермера» за счет собственных средств, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 3.1. Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307 истец является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим в соответствующем территориальном районе города, функции контроля за соблюдением правил благоустройства территории города в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с предоставленными полномочиями, истец осуществил контроль за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. В результате проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым НОМЕР, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном <адрес>, установлена временная постройка, не являющаяся объектом капитального строительства - киоск «Домик Фермера». Право временного пользования частью земельного участка на территории дома по адресу: <адрес> целях размещения торгового павильона предоставлено Савину Сергею Владимировичу. Нестационарный торговый объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, с разрешенным использованием для эксплуатации многоквартирного дома. В соответствии с абз.4 под. 2.1.1. Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 запрещается размещать нестационарные торговые объекты, а также объекты сферы услуг в области досуга в нарушение установленного порядка. В соответствии с п. 2.6.4.1. указанных правил размещение нестационарных объектов должно соответствовать градостроительным условиям использования территории, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной безопасности и другим требованиям федерального и регионального законодательства, нормативным правовым актам органов городского самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Пунктом 2.10 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - Правила), установлено, что на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки, кроме гостевых. Согласно пункту 2.6.4.2. Правил благоустройства территории города Ярославля и территории города не допускается размещение нестационарных объектов: на газонах, за исключением размещения путем примыкания к тротуарам, аллеям, дорожкам и тропинкам, имеющим твердые покрытия и элементы сопряжения, в соответствии с планом благоустройства территории; на цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных); на территории дворов жилых зданий, на земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома, земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Заочным решением суда от 26.11.2019 исковые требования удовлетворены.

По заявлению ответчика Савина С.В. заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.

Судом в качестве третьего лица привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, ТСЖ «Московская слобода».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Вышеславова А.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Савин Сергей Владимирович в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом по адресу регистрации в соответствии со сведениями отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Ярославской области (л.д. 14).

В соответствии с ч. 2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Таким образом, ответчик считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства, уважительности причин неявки суду не представил.

Представитель третьего лица, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Коробова К.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - ТСЖ «Московская слобода» по доверенности Трофимова Н.В. в судебном заседании не участвовала, ранее в удовлетворении иска возражала по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск (л.д.70,71)

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд установил следующее.

В силу ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ст. 16 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику.

В силу ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Согласно ст. 39.2. Земельного Кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу: <адрес> занят временной пристройкой, не являющейся объектом капитального строительства, киоском «Домик Фермера». Актом № 84 от 15 июля 2019 года о выявлении самовольно размещенного объекта на территории города Ярославля установлено, что по <адрес> установлен киоск «Домик Фермера» из металла, принадлежащий Савину Сергею Владимировичу (л.д. 7). В ходе судебного разбирательства установлено, что органы местного самоуправления г. Ярославля не принимали решения о предоставлении ответчику земельного участка с кадастровым номером НОМЕР для размещения киоска «Домик Фермера». Нестационарный торговый объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, с разрешенным использованием для эксплуатации многоквартирного дома.

Не оспаривается сторонами, подтверждается архивной копией кадастрового дела в отношении земельного участка с КН НОМЕР, представленной по запросу суда, что данный нестационарный объект расположен в границах земельного участка, являющегося объектом общей собственности владельцев помещений МКД по адресу <адрес>.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного Кодекса РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Согласно ч. 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Как установлено частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возражая против заявленных требований, ответчик, третье лицо ТСЖ «Московская слобода» ссылаются на факт предоставления ТСЖ «Московская слобода» 01.02.2021 в аренду Савину С.В. части земельного участка с КН НОМЕР площадью 8 кв.м. для размещения киоска в целях торговли продовольственными товарами по 31.12.2021 (л.д.45-51).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно пункту 26 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.

Таким образом, земельный участок под многоквартирным домом принадлежит на праве долевой собственности собственникам жилых помещений в многоквартирном доме.

В силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде определений (в том числе применительно к отдельным аспектам жилищных правоотношений), согласно которой пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретизирует гарантии, предусмотренные статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и направлен на защиту прав собственника (определения от 22.12.2015 № 2934- О, от 17.07.2018 № 1734-0 и другие), собственнику помещений в многоквартирном доме, реализуя правомочие, закрепленное данной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения нестационарных торговых объектов. При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.

Как следует из положений пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, принадлежащий в качестве общего имущества на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, предназначен прежде всего для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, в том числе за счет озеленения этого участка. Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению.

Изложенное нашло отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2019 № 3273-0. Действующее законодательство не исключает возможности размещения нестационарного торгового объекта на придомовой территории при соблюдении установленных требований, в том числе градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 N 307 утверждено Положение о территориальной администрации мэрии города Ярославля.

В силу подпунктов 14, 18 и 23 пункта 3.1 Положения Территориальная администрация осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройству территории города в соответствии с действующим законодательством к муниципальными правовыми актами; участвует в работе по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в соответствии с муниципальными правовыми актами принимает меры по реализации и обеспечению соблюдения на территории района нормативно-правовых актов органов государственной власти и городского самоуправления; осуществляет контроль за соблюдением правовых актов муниципалитета и мэрии города организациями и гражданами.

Таким образом, Территориальная администрация осуществляет функции контроля в сфере благоустройства и бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что ответчик разместил свой нестационарный торговый объект в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации многоквартирного дома по <адрес>.

    Основы государственного регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определеныФедеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственногорегулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон оторговой деятельности), в части 3 статьи 3 которого определено, что органы местногосамоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов повопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципальногообразования услугами торговли.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов й стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности).

Правилами благоустройства территории города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 № 306, установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города осуществляется в предоставленных для этих целей местах. Места установки нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков и других объектов торговли и сферы услуг (бытового обслуживания и общественного питания) на городских улицах, бульварах, площадях и иных подобных территориях (за исключением территорий, закрепленных за гражданами или юридическими лицами на вещных или иных правах, территорий, непосредственно прилегающих к стационарным предприятиям общественного питания, при размещении кафе летнего типа) (далее - городские территории) определяются схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой муниципалитетом города. Размещение на городских территориях объектов сферы услуг в области досуга осуществляется в местах, установленных мэрией города (пункт 2.6.2).

Таким образом, в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением на них движимых и недвижимых объектов, осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.

    В пункте 2.6.4.1. Правил благоустройства территории города Ярославля указано,что    размещение      нестационарных      объектов      должно      соответствовать градостроительным условиям использования территории, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной безопасности и другим требованиям федерального и регионального законодательства, нормативным правовым актам органов городского самоуправления и обеспечивать:

    сохранение архитектурного, исторического и эстетического облика города;

    возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (при необходимости);

    удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, возможность беспрепятственного подвоза товара;

    беспрепятственный проезд пожарного и медицинского транспорта, транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) к существующим зданиям, строениям и сооружениям, возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций;

    беспрепятственный доступ покупателей к местам торговли;

    нормативную ширину тротуаров и проездов в местах размещения;

    безопасность покупателей и продавцов;

    соблюдение требований в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города.

Пунктом 2.6.4.2. Правил в редакции, действовавшей до 27.05.2018, запрещалось размещение нестационарных объектов: на газонах, за исключением размещения путем примыкания к тротуарам, аллеям, дорожкам и тропинкам, имеющим твердые покрытия и элементы сопряжения, в соответствии с планом благоустройства территории; на цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных); на территории дворов жилых зданий.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 24.05.2018 N 115 в пункт 2.6.4.2. Правил внесены изменения, согласно которым не допускается размещение нестационарных объектов: на газонах, за исключением размещения путем примыкания к тротуарам, аллеям, дорожкам и тропинкам, имеющим твердые покрытия и элементы сопряжения, в соответствии с планом благоустройства территории; на цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных); на территории дворов жилых зданий, на земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома, земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Указанное положение Правил признано соответствующим закону вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 10.01.2020 по делу N 3а-11/2020.

Согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых здании запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.

В письме Роспотребнадзора от 07.12.2011 "Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации", среди прочего, указано, что понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

Таким образом, размещение НТО на придомовой территории, в том числе и осуществляемое на основании решения собственников помещений МКД, должно соответствовать требованиям нормативно-правовых актов, в данном случае, Правилам благоустройства.

Заключение договора аренды на предоставление части земельного участка, заключенного ответчиком с товариществом собственников жилья, при таких обстоятельствах, не имеет правового значения для дела, поскольку полномочия собственника не могут осуществляться с нарушением требований закона.

Нестационарный торговый объект ответчика размещен в нарушение указа выше требований      СанПиН 2Л. 2.2645-10    и Правил благоустройства территории города Ярославля.

В связи с этим истец вправе требовать устранения такого нарушения.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования подлежатудовлетворению. Учитывая нестационарный характер торгового объекта, суд считаетистребуемый срок для его демонтажа разумным и достаточным.

При рассмотрении заявленных исковых требований суд исходит также из отсутствия у ответчика предусмотренных вышеназванными нормативными актами разрешительных документов на размещение спорного сооружения, при том, что спорный нестационарный торговый объект вообще не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа, доказательств обратного суду не представлено.

Поскольку установка и эксплуатация указанного киоска без разрешительной документации является нарушением прав истца по управлению муниципальной собственностью, в данном случае нарушение таких прав является очевидным и не нуждается в доказывании.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля удовлетворить.

Обязать Савина Сергея Владимировича освободить земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР по адресу: <адрес>. путем демонтажа временной пристройки, не являющейся объектом капитального строительства, киоска «Домик Фермера», за счет собственных средств, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Савина Сергея Владимировича в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                            Л.А. Ивахненко

2-1148/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля
Ответчики
Савин Сергей Владимирович
Другие
ТСЖ "Московская слобода"
КУМИ мэрии г.Ярославля
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Ивахненко Любовь Анатольевна
Дело на сайте суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
20.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.02.2021Передача материалов судье
20.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее