30RS0008-01-2020-000065-55 Г/д 2-141/2020
Решение
именем Российской Федерации
5 марта 2020 года с. Икряное Астраханской области
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кульковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеев В.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области (Межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы.
установил:
Алексеев В.А. обратился в суд с иском (в последующим уточнив исковые требования), указав, что вдекабре 2019 года обратился к ответчику за разъяснением пенсионных прав в дальнейшем при достижении пенсионного возраста. Однако при оценки пенсионных прав истца в подсчет страхового стажа пенсионным органом не включен период работы с 07.04.1992 года по 07.01.1999 года в должности рабочего в Крестьянском хозяйстве «ФИО5», в связи с тем, что записи об указанных периодах работы внесены в трудовую книжку с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях. С указанными действиями пенсионного органа не согласен, просит суд обязать ответчика, включить период работы с 07.04.1992 года по 07.01.19999 года в Крестьянском хозяйстве «ФИО5» в должности рабочего.
В судебном заседании истец Алексеев В.А. поддержал исковые требования с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области (Межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы пенсионного отказного дела приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П, в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 упомянутого Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии
Исходя из положений части 1 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Российской Федерации «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
На основании пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из материалов дела следует, что Алексеев В.А. родился <дата изъята> года рождения.
Вдекабре 2019 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области (Межрайонное) за разъяснением пенсионных прав.
Однако при оценки пенсионных прав истца в подсчет страхового стажа пенсионным органом не включен период работы с 07.04.1992 года по 07.01.1999 года в должности рабочего в Крестьянском хозяйстве «ФИО5», в связи с тем, что записи об указанных периодах работы внесены в трудовую книжку с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносом работодателем, что подтверждается сообщением руководителя клиентской Луцева С.Н. от 25.12.2019 года за исх. №21-2\1241
Как следует из трудовой книжки колхозника Алексеев В.А., серии РОС <номер изъят>, заведенной <дата изъята> на основании приказа №1 от 07.04.1992 года он принят в Крестьянское хозяйство «ФИО5» рабочим, приказом №2 от 07.01.1999 года уволен
Документы Крестьянского хозяйства «ФИО5» в архив на хранение не сданы, что подтверждается сообщением начальника архивного отдела администрации МО «Икрянинский район».
Допрошенные в качестве свидетелей АВС, ЧТА, ЧВВ представившие свои трудовые книжки в подтверждение работы в спорные периоды времени в Крестьянском хозяйстве «ФИО5», копии которых приобщены к материалам дела, подтвердили факт работы истца в спорный период времени в названной организации, в связи с чем не доверять показаниям допрошенных свидетелей у суда оснований не имеется.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работник), суд приходит к выводу о том, что факт неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку законодательство не содержит норм, которые бы возлагали обязанность на застрахованных лиц контролировать своевременную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства в подтверждение факта работы в спорные периоды времени, представителем ответчика не представлено, в связи с чем суд полагает исключение оспариваемых периодов из подсчета страхового стажа несостоятельными.
Допущенные нарушения со стороны работодателя в части неправильного оформления трудовой книжки, допущенных в ней исправлений, несущего ответственность за ведение трудовых книжек работников согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20.06.1974 года №162, не должны ограничивать право истца на назначение страховой пенсии по старости в связи с имеющимся стажем работы.
Алексеев В.А. является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Нарушение работодателем Инструкции по заполнению трудовых книжек, не может служить основанием для лишения истца права на включение в трудовой стаж спорного периода работы.
В соответствии со ст.98 и 100 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению ответчиком.
Истцом при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которую суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Алексеев В.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Икрянинском районе Астраханской области (Межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы- удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (Межрайонное) включить в страховой стаж Алексеев В.А. период работы с 07.04.1992 года по 07.01.1999 года в Крестьянском хозяйстве «ФИО5» в должности рабочего.
Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (Межрайонное) в пользу Алексеев В.А. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда вынесено и отпечатано в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца через районный суд, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Александрова
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2020 года.
Судья Е.В. Александрова