Дело № 2-231/2021 год
УИД 55RS0017-01-2021-000396-13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Крутинка Омской области 15 июня 2021 года
Крутинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Турковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности прокурора Крутинского района к МБОУ «Шипуновская СОШ» о возложении обязанности разработать и утвердить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Крутинского района обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района в марте 2021 года проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой выявлены нарушения в указанной сфере. В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства в сфере ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательном учреждении номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не утверждены, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций отсутствуют. По данному факту прокуратурой района внесено представление. По результатам контрольной проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении прокурора до настоящего времени не устранены. Просил суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шипуновская средняя общеобразовательная школа» разработать и утвердить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном размере.
Представитель истца помощник прокурора Крутинского района Мезер А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Согласно п. 2 ч. 6 названной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Учитывая, что наиболее распространенным видом террористической деятельности в настоящее время является организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта, под которым в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, одним из приоритетных направлений в сфере противодействия терроризму должно быть создание условий, при которых последствия террористического акта будут минимизированы.
Одним из аспектов создания условий для минимизации последствий террористической деятельности является выполнение профилактических мер, способствующих предупреждению террористических действий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокурором района проверки выявлено, что вопреки указанным требованиям федерального законодательства в сфере ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательном учреждении номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не утверждены, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций отсутствуют.
По данному факту прокуратурой района внесено представление.
На момент рассмотрения дела нарушения не устранены, указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации деятельности образовательного учреждения в части предупреждения чрезвычайных ситуаций, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся. Непринятие заблаговременных мер, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, свидетельствует о бездействии образовательного учреждения в части предупреждения террористической деятельности.
Поскольку представление прокурора не исполнено, заявленные требования подлежат удовлетворению.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Шипуновская СОШ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Крутинского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБОУ «Шипуновская СОШ» разработать и утвердить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Взыскать с МБОУ «Шипуновская СОШ» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход бюджета Крутинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Иванова
Мотивированное решение суда подписано 15.06.2021.
Судья: Н.А. Иванова