Решение по делу № 33-2811/2024 от 03.10.2024

№ 33-2811/2024 судья Рябинкина Е.В.

№ 2 –1864/2024

УИД 62RS0004-01-2024-001581-27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 октября 2024 года                    г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Царьковой Т.А.,

при секретаре Парневой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Андрияшиной Татьяны Александровны на решение Советского районного суда г.Рязани от 16 августа 2024 года по иску Андрияшиной Татьяны Александровны к Губернатору Рязанской области, Правительству Рязанской области о признании права на установление пенсии за выслугу лет.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Царьковой Т.А.,объяснения истца Андрияшиной Т.А., представителей ответчиков Фомина В.В., Кузнецова И.К., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Андрияшина Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Губернатору Рязанской области, Правительству Рязанской области о признании права на установление пенсии за выслугу лет.

Заявленные требования обосновала тем, что проходила государственную гражданскую службу в Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области с 11.07.2008 года по 11.01.2024 года, общий стаж государственной гражданской службы составляет более 25 лет.

11.01.2024 года Андрияшина Т.А. уволилась по собственному желанию, в связи с чем, полагала, что с даты увольнения ей положена пенсия за выслугу лет.

Однако ее заявление о назначении пенсии за выслугу лет, поданное 11.01.2024 года, удовлетворено не было. Отказ аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области в назначении пенсии за выслугу лет от 06.03.2024 года Андрияшина Т.А. считает необоснованным и нарушающим ее права на получение пенсии за выслугу лет.

Просила суд признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет с 11.01.2024 года; обязать Правительство Рязанской области выплачивать пенсию за выслугу лет с 11.01.2024 года.

01.07.2024 года определением Советского районного суда г. Рязани к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Губернатор Рязанской области Малков П.В.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 16.08.2024 года в удовлетворении исковых требований Андрияшиной Т.А. отказано.

С решением суда не согласился истец Андрияшина Т.А., которая в принесенной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что суд, приходя к выводу об отсутствии у нее необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной службы, неправильно применил нормы материального права и истолковал нормы законодательства, а именно п.п.9 ч.1 ст. 15 Закона Рязанской области № 46-ОЗ от 01.06.2005 «О государственной гражданской службе Рязанской области» и ч.2 ст. 3 Закона Рязанской области № 108-ОЗ от 13.09.2006 г. «О пенсии за выслугу лет».

Кроме того, не согласна с формулировкой резолютивной части решения, в которой указано об отсутствии у нее права на установление пенсии за выслугу лет, поскольку право на указанную пенсию стороной ответчика не оспаривалось, спорным являлась лишь дата признания такого права - с 11.01.2024 года.

На апелляционную жалобу поступили письменные возражения от представителя ответчика Правительства Рязанской области Кузнецова И.К., в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец Андрияшина Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представители ответчиков Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области Фомин В.В., Кузнецов И.К. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Андрияшина Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области с 11.07.2008 года по 11.01.2024 года в должностях: заместителя министра имущественных и земельных отношений Рязанской области с 11.07.2008 года по 03.05.2018 года; первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Рязанской области с 04.05.2018 года по 11.01.2024 года.

При этом общий стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет Андрияшиной Т.А. составляет 29 лет 4 месяца 16 дней.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о периодах замещения должностей, включаемых в стаж для назначения пенсии за выслугу лет Андрияшиной Т.А., а также копией трудовой книжки Андрияшиной Т.А. и сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Одновременно судом установлено, что 11.01.2024 года Андрияшиной Т.А. подано заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области о назначении пенсии за выслугу лет.

26.01.2024 года истец Андрияшина Т.А. получила отказ с указанием на необходимость обращения к Губернатору Рязанской области.

05.02.2024 года Андрияшина Т.А. подала указанное заявление в кадровую службу Правительства Рязанской области.

06.03.2024 года Правительством Рязанской области подготовлен и направлен отказ истцу в назначении пенсии за выслугу лет, обоснованный положениями ч.5 ст.9 Закона Рязанской области №108-ОЗ.

Также в судебном заседании установлено, что Андрияшина Т.А. получателем пенсии (иных выплат) по линии органов СФР, МВД России не является, такая пенсия ей не назначалась и не выплачивалась.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что у истца не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием на указанную дату права на пенсию по старости или инвалидности, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии необходимых условий для назначения истцу пенсии за выслугу лет.

В решении суда приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 15Закона Рязанской области N 46-ОЗ от 01.06.2005 г. "О государственной гражданской службе Рязанской области", статей 3 и 8 Закона Рязанской области от 13.09.2006 N 108-ОЗ "О пенсии за выслугу лет", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их правильными и обоснованными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Федеральным законом от 03.05.2011 г. N 94-ФЗ был введен пункт 1.1 статьи 7, в соответствии с которым федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

Вводя пункт 1.1 статьи 7 названного Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.04.2015 г. N 793-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. М.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляя федеральным государственным гражданским служащим право на пенсию за выслугу лет, законодатель в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определил ее как ежемесячную государственную денежную выплату, устанавливаемую в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абзац второй статьи 2), и предусмотрел, что, по общему правилу, она назначается при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по ряду оснований, закрепленных в положениях Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев (пункт 1 статьи 7).

В соответствии с позицией Конституционного суда, такое правовое регулирование, как введение пункта 1.1 к названному закону, направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и не препятствует ему по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.

При этом закрепленное в пункте 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" правило в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.

Таким образом, одним из основных условий назначения федеральному государственному гражданскому служащему пенсии за выслугу лет является наличие у него страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности).

Аналогичные положения, определяющие государственные гарантии гражданских служащих Рязанской области установлены Законом Рязанской области N 46-ОЗ от 01.06.2005 г. "О государственной гражданской службе Рязанской области".

Пунктом 9 ст. 15 Закона области "О государственной гражданской службе Рязанской области" определено, что наряду с основными государственными гарантиями, предусмотренными Федеральным законом, гражданским служащим Рязанской области предоставляется право на пенсию за выслугу лет гражданским служащим Рязанской области, вышедшим на пенсию.

Порядок и условия выплаты пенсий за выслугу лет определяются Законом Рязанской области от 13.09.2006 N 108-ОЗ "О пенсии за выслугу лет".

В соответствии со статьей 3 Закона Рязанской области от 13.09.2006 №108-ОЗ «О пенсии за выслугу лет» лица, замещавшие должности гражданской службы Рязанской области, при наличии у них стажа гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с государственной гражданской службы по снованию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 8 упомянутого закона пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается не ранее чем со дня увольнения с должности и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной Федеральным законом от 12.12.2023 №565 -ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу вышеприведенных норм закона пенсия за выслугу лет не является самостоятельным видом пенсии и фактически устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Установив, что истец не достиг пенсионного возраста и не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), районный суд пришел к правомерному выводу о том, что условия, при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в данном случае отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом первой инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, жалоба не содержит.

Доводы истца Андрияшиной Т.А. о наличии оснований для назначения ей пенсии за выслугу лет вне зависимости от права на страховую пенсию по старости (инвалидности) являлись предметом судебной оценки и были правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи.

Несогласие Андрияшиной Т.А. с формулировкой резолютивной части решения об отсутствии у нее права на установление пенсии за выслугу лет, судебной коллегией отклоняется, поскольку суд, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, отказал истцу в признании права на пенсию за выслугу лет именно с заявленной истцом даты - 11.01.2024 года, что прямо следует из мотивировочной части решения.

По существу позиция апеллятора основана на неверном толковании норм материального права применительно к субъективно оцененным фактическим обстоятельствам, а также имеет безосновательную направленность на иную оценку собранных по делу доказательств и на переоценку выводов суда.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г.Рязани от 16 августа 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Андрияшиной Татьяны Александровны - без удовлетворения.

Председательствующий-/подпись/

Судьи-/подписи/

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме12 ноября2024 года.

Копия верна. Судья Т.А.Царькова

№ 33-2811/2024 судья Рябинкина Е.В.

№ 2 –1864/2024

УИД 62RS0004-01-2024-001581-27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 октября 2024 года                    г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Царьковой Т.А.,

при секретаре Парневой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Андрияшиной Татьяны Александровны на решение Советского районного суда г.Рязани от 16 августа 2024 года по иску Андрияшиной Татьяны Александровны к Губернатору Рязанской области, Правительству Рязанской области о признании права на установление пенсии за выслугу лет.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Царьковой Т.А.,объяснения истца Андрияшиной Т.А., представителей ответчиков Фомина В.В., Кузнецова И.К., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Андрияшина Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Губернатору Рязанской области, Правительству Рязанской области о признании права на установление пенсии за выслугу лет.

Заявленные требования обосновала тем, что проходила государственную гражданскую службу в Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области с 11.07.2008 года по 11.01.2024 года, общий стаж государственной гражданской службы составляет более 25 лет.

11.01.2024 года Андрияшина Т.А. уволилась по собственному желанию, в связи с чем, полагала, что с даты увольнения ей положена пенсия за выслугу лет.

Однако ее заявление о назначении пенсии за выслугу лет, поданное 11.01.2024 года, удовлетворено не было. Отказ аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области в назначении пенсии за выслугу лет от 06.03.2024 года Андрияшина Т.А. считает необоснованным и нарушающим ее права на получение пенсии за выслугу лет.

Просила суд признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет с 11.01.2024 года; обязать Правительство Рязанской области выплачивать пенсию за выслугу лет с 11.01.2024 года.

01.07.2024 года определением Советского районного суда г. Рязани к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Губернатор Рязанской области Малков П.В.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 16.08.2024 года в удовлетворении исковых требований Андрияшиной Т.А. отказано.

С решением суда не согласился истец Андрияшина Т.А., которая в принесенной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что суд, приходя к выводу об отсутствии у нее необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной службы, неправильно применил нормы материального права и истолковал нормы законодательства, а именно п.п.9 ч.1 ст. 15 Закона Рязанской области № 46-ОЗ от 01.06.2005 «О государственной гражданской службе Рязанской области» и ч.2 ст. 3 Закона Рязанской области № 108-ОЗ от 13.09.2006 г. «О пенсии за выслугу лет».

Кроме того, не согласна с формулировкой резолютивной части решения, в которой указано об отсутствии у нее права на установление пенсии за выслугу лет, поскольку право на указанную пенсию стороной ответчика не оспаривалось, спорным являлась лишь дата признания такого права - с 11.01.2024 года.

На апелляционную жалобу поступили письменные возражения от представителя ответчика Правительства Рязанской области Кузнецова И.К., в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец Андрияшина Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представители ответчиков Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области Фомин В.В., Кузнецов И.К. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Андрияшина Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области с 11.07.2008 года по 11.01.2024 года в должностях: заместителя министра имущественных и земельных отношений Рязанской области с 11.07.2008 года по 03.05.2018 года; первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Рязанской области с 04.05.2018 года по 11.01.2024 года.

При этом общий стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет Андрияшиной Т.А. составляет 29 лет 4 месяца 16 дней.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о периодах замещения должностей, включаемых в стаж для назначения пенсии за выслугу лет Андрияшиной Т.А., а также копией трудовой книжки Андрияшиной Т.А. и сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Одновременно судом установлено, что 11.01.2024 года Андрияшиной Т.А. подано заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области о назначении пенсии за выслугу лет.

26.01.2024 года истец Андрияшина Т.А. получила отказ с указанием на необходимость обращения к Губернатору Рязанской области.

05.02.2024 года Андрияшина Т.А. подала указанное заявление в кадровую службу Правительства Рязанской области.

06.03.2024 года Правительством Рязанской области подготовлен и направлен отказ истцу в назначении пенсии за выслугу лет, обоснованный положениями ч.5 ст.9 Закона Рязанской области №108-ОЗ.

Также в судебном заседании установлено, что Андрияшина Т.А. получателем пенсии (иных выплат) по линии органов СФР, МВД России не является, такая пенсия ей не назначалась и не выплачивалась.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что у истца не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием на указанную дату права на пенсию по старости или инвалидности, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии необходимых условий для назначения истцу пенсии за выслугу лет.

В решении суда приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 15Закона Рязанской области N 46-ОЗ от 01.06.2005 г. "О государственной гражданской службе Рязанской области", статей 3 и 8 Закона Рязанской области от 13.09.2006 N 108-ОЗ "О пенсии за выслугу лет", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их правильными и обоснованными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Федеральным законом от 03.05.2011 г. N 94-ФЗ был введен пункт 1.1 статьи 7, в соответствии с которым федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

Вводя пункт 1.1 статьи 7 названного Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.04.2015 г. N 793-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. М.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляя федеральным государственным гражданским служащим право на пенсию за выслугу лет, законодатель в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определил ее как ежемесячную государственную денежную выплату, устанавливаемую в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абзац второй статьи 2), и предусмотрел, что, по общему правилу, она назначается при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по ряду оснований, закрепленных в положениях Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев (пункт 1 статьи 7).

В соответствии с позицией Конституционного суда, такое правовое регулирование, как введение пункта 1.1 к названному закону, направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и не препятствует ему по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.

При этом закрепленное в пункте 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" правило в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.

Таким образом, одним из основных условий назначения федеральному государственному гражданскому служащему пенсии за выслугу лет является наличие у него страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности).

Аналогичные положения, определяющие государственные гарантии гражданских служащих Рязанской области установлены Законом Рязанской области N 46-ОЗ от 01.06.2005 г. "О государственной гражданской службе Рязанской области".

Пунктом 9 ст. 15 Закона области "О государственной гражданской службе Рязанской области" определено, что наряду с основными государственными гарантиями, предусмотренными Федеральным законом, гражданским служащим Рязанской области предоставляется право на пенсию за выслугу лет гражданским служащим Рязанской области, вышедшим на пенсию.

Порядок и условия выплаты пенсий за выслугу лет определяются Законом Рязанской области от 13.09.2006 N 108-ОЗ "О пенсии за выслугу лет".

В соответствии со статьей 3 Закона Рязанской области от 13.09.2006 №108-ОЗ «О пенсии за выслугу лет» лица, замещавшие должности гражданской службы Рязанской области, при наличии у них стажа гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с государственной гражданской службы по снованию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 8 упомянутого закона пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается не ранее чем со дня увольнения с должности и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной Федеральным законом от 12.12.2023 №565 -ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу вышеприведенных норм закона пенсия за выслугу лет не является самостоятельным видом пенсии и фактически устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Установив, что истец не достиг пенсионного возраста и не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), районный суд пришел к правомерному выводу о том, что условия, при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в данном случае отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом первой инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, жалоба не содержит.

Доводы истца Андрияшиной Т.А. о наличии оснований для назначения ей пенсии за выслугу лет вне зависимости от права на страховую пенсию по старости (инвалидности) являлись предметом судебной оценки и были правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи.

Несогласие Андрияшиной Т.А. с формулировкой резолютивной части решения об отсутствии у нее права на установление пенсии за выслугу лет, судебной коллегией отклоняется, поскольку суд, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, отказал истцу в признании права на пенсию за выслугу лет именно с заявленной истцом даты - 11.01.2024 года, что прямо следует из мотивировочной части решения.

По существу позиция апеллятора основана на неверном толковании норм материального права применительно к субъективно оцененным фактическим обстоятельствам, а также имеет безосновательную направленность на иную оценку собранных по делу доказательств и на переоценку выводов суда.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г.Рязани от 16 августа 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Андрияшиной Татьяны Александровны - без удовлетворения.

Председательствующий-/подпись/

Судьи-/подписи/

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме12 ноября2024 года.

Копия верна. Судья Т.А.Царькова

33-2811/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Андрияшина Татьяна Александровна
Ответчики
Правительство Рязанской области
Губернатор Рязанской области Малков Павел Викторович
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Царькова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
oblsud.riz.sudrf.ru
07.10.2024Передача дела судье
30.10.2024Судебное заседание
11.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024Передано в экспедицию
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее