К делу № 2-1521/2024
УИД: 61RS0022-01-2024-000214-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Гриценко Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Востриковой Л.С.,
с участием,
старшего помощника прокурора г. Таганрога - Ищенко И.П.
представителя ответчика Администрации г. Таганрога, третьего лица УЖКХ гор. Таганрога - Тугуз Р.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры г. Таганрога к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения содержания улично-дорожной сети,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения содержания улично-дорожной сети.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Таганрога проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Таганрога.
При обследовании эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Таганрогу установлено, что дорожное полотно асфальтобетонного покрытия по <адрес> нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении имеет выбоины, неровности и провалы, размеры которых превышают пределы допустимых.
Кроме того, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 на указанном участке автомобильной дороги отсутствует горизонтальная дорожная разметка.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой гор. Таганрога в адрес Администрации гор. Таганрога внесено представление, по результатам его рассмотрения нарушения не устранены.
Истец ссылается, что неприведение указанного участка автомобильной дороги в надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией г. Таганрога работ по содержанию вверенного ей муниципального имущества.
Таким образом, истец просит обязать администрацию гор. Таганрога привести дорожное полотно покрытия участка автомобильной дороги по <адрес> протяженность. 3000 м. в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также п. 6.2.1 ГОСТ Р 52289-2019.
06.02.2024 года в процессе рассмотрения гражданского дела, судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: МКУ «Благоустройство» и УЖКХ гор. Таганрога.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П., поддержал исковые требования по изложенным доводам, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога, третьего лица – Тугуз Р.Т., действующий на основании доверенности от <дата> и доверенности от <дата> в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, суду пояснил, что автомобильная дорога по <адрес> будет отремонтирована в полном объеме, срок окончания работ указан 16.09.2024г. В случае удовлетворения искового заявления, просил отложить исполнение решения до окончания контракта, так как штрафы за неисполнение повлекут нагрузку на бюджет.
Представитель третьего лица МКУ «Благоустройство» в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело в отсутствие третьего лица рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе судебного заседания установлено, что Прокуратурой города Таганрога проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Таганрога.
Требования к содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регламентированы Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный Закон № 196), Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 257-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального Закона № 196 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 6, п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2,6.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597- 2017).
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в установленные сроки.
В ходе судебного заседания установлено, что при обследовании эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по <адрес> установлено, что дорожное полотно асфальтобетонного покрытия по ул. <адрес> д. 150 в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеет недостатки: на всем протяжении имеются многочисленные выбоины.
Кроме того, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 на указанном участке автомобильной дороги отсутствует горизонтальная дорожная разметка.
По фактам выявленных нарушений <дата> Администрации <адрес> внесено представление № об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно ответу Администрации <адрес> от <дата> №.01.41/5068, замечания указанные в представлении № от <дата> выполнены в полном объеме.
На момент рассмотрения гражданского дела, нарушения, выявленные прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Таганрогу при проведении состояния дорожного полотна асфальтобетонного покрытия по <адрес> не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела.
Пунктом 5 ст. 10 Устава муниципального образования «Город Таганрог» (далее - Устав) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Таганрога, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
На основании ст. 12 Устава города, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог» является администрация г. Таганрога, а ст. 38 Устава определен правовой статус администрации г. Таганрога, которая наделяется в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами.
В соответствии со ст. 41 Устава города к полномочиям администрации г. Таганрога относятся, в частности, вопросы обеспечения формирования и исполнения бюджета г. Таганрога, определения цели, условий, порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Таганрога, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона № 296-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 296-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что неприведение участка автомобильной дороги по <адрес> надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией <адрес> работ по содержанию вверенного ей муниципального имущества.
До настоящего времени ответчиком не принято мер по приведению дорожного полотна асфальтобетонного покрытия по <адрес> надлежащее состояние, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представителем Администрации г. Таганрога заявлено о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 16.09.2024 года, однако в соответствии со ст.ст. 203, 434 ГПК РФ не представлено доказательств наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, в связи с чем заявление об отсрочке исполнения решения суда удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры г. Таганрога к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения содержания улично-дорожной сети - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию г. Таганрога привести дорожное полотно участка автомобильной дороги по <адрес> протяженностью 3000 м. в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также п. 6.2.1. ГОСТ Р 52289-2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.
Председательствующий: подпись Гриценко Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2024 года