12RS0016-01-2023-001187-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 10 января 2024 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца Ивановой В.Г.,
представителя третьего лица Виловатовской сельской администрации Горномарийского муниципального района главы администрации Геворгян Э.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой В.Г. к администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования,
установил:
Иванова В.Г. обратилась в суд с впоследствии уточненным иском к администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просит признать за истцом в порядке наследования право собственности на земельную долю в размере 1/1316 площадью <данные изъяты> га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> В обоснование заявленных требований указано, что матери истицы ФИО1 на основании постановления администрации Горномарийского района от 22 марта 1994 года № 55 (в редакции постановления от 28 апреля 2005 года № 238) была выделена земельная доля в размере 1/1316 площадью <данные изъяты> га в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №. После смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ истец приняла наследство, обратившись к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Принимая во внимание факт принадлежности земельной доли на момент смерти наследодателю, принятие наследства истицей свидетельствует о приобретении ею права собственности на спорную земельную долю.
В суде истец Иванова В.Г. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик администрация Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл о времени и месте судебного разбирательства извещена, представителя в суд не направила, возражений по существу заявленных требований не представила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Виловатовской сельской администрации Горномарийского муниципального района главы администрации Геворгян Э.Л., не возражая против удовлетворения иска, пояснила, что представленными документами подтверждается факт выделения умершей ФИО1, члену СПК «Сила», земельной доли.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика нотариус Горномарийского нотариального округа Бызова А.И., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, возражений по существу иска не представила.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Согласно статьям 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. При этом дети наследодателя относятся к наследникам по закону первой очереди (пункт 1 статьи 1142 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен был его принять.
Статья 1153 ГК РФ предусматривает способы принятия наследства путем фактического вступления во владение наследственным имуществом или подачей нотариальному органу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЕС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам наследственного дела № Р-13/2009, заведенного к имуществу умершей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ наследник ФИО1 по закону – дочь Иванова (ФИО1) В.Г. обратилась к нотариусу Горномарийского нотариального округа за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону, что свидетельствует о принятии наследства истицей. Иные наследники, в том числе несовершеннолетний внук наследодателя ФИО5 в лице законного представителя ФИО6 о своих правах на наследство умершей ФИО1 не заявил.
23 сентября 2009 года Ивановой В.Г. выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении имущества ФИО1, состоящего из жилого дома и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок по адресу: <адрес>, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный в 100 м по направлению на юго-восток от ориентира по адресу: <адрес>, денежного вклада и компенсации денежного вклада на банковских счетах в ПАО Сбербанк.
Пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ предусмотрено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного кодекса не следует иное.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 75 того же постановления Пленума Верховного Суда РФ, принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» либо постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленной истицей выписки из постановления главы администрации Горномарийского района от 22 марта 1994 год № 55 (в редакции постановления от 28 апреля 2005 года №) следует, что в списке членов СПК «Сила» в количестве 1316 человек, наделенных на праве собственности земельной долей площадью <данные изъяты> га, значится ФИО1
То обстоятельство, что в изложении отчества наследодателя в указанном правоустанавливающем документе имеются несоответствия, наследственных прав истца на принадлежащее наследодателю имущество не умаляет. То обстоятельство, что наследодатель ФИО1, будучи членом СПК «Сила», была наделена спорой земельной долей подтверждается записями в похозяйственной книге № Виловатовской сельской администрации за 1997-2001 год, выпиской из ЕГРН.
Следовательно, в ходе судебного разбирательства установлено, что земельная доля в размере 1/1316 доли площадью <данные изъяты> га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:02:0000000:195, расположенный на территории землепользования СПК «Сила», принадлежала ФИО1 на момент ее смерти.
Поскольку ФИО1 при жизни приобрела в долевую собственность земельный участок, с учетом приведенных разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» суд приходит к выводу, что спорная земельная доля подлежит включению в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, а истица как принявшая в установленном порядке наследство, включающее эту земельную долю, приобрела право собственности на нее. Следовательно, исковые требования Ивановой В.Г. о признании ее права собственности на земельную долю в порядке наследования после смерти ФИО1 подлежат удовлетворению. За истицей следует признать право собственности земельную долю в размере 1/1316 доли площадью <данные изъяты> га в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории землепользования СПК «Сила».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ивановой В.Г. удовлетворить.
Признать право собственности Ивановой В.Г. (№, СНИЛС №) на земельную долю в размере 1/1316 доли площадью <данные изъяты> га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории землепользования СПК «Сила», в порядке наследования после ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 10 января 2024 г.