Дело №2-863/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Лукашовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крысина А. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, установлении границ земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Истец обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с иском к ответчику, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, установлении границ земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что земельный участок площадью 750 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, кадастровый №, принадлежал Крысиной М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследодатель получила земельный участок в порядке бесплатной приватизации в Украине, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Государственного реестра вещных прав от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, а в последствии на указанный земельный участок Севастопольским городским судом за наследодателем Крысиной М.И. было признано право собственности в порядке ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Однако зарегистрировать право собственности при жизни Крысина М.И. не успела в связи с системными отказами в государственной регистрации из-за пересечения ее земельного участка с земельным участком леса с кадастровым №, а потом в связи со смертью. После смерти наследодателя Крысин А.А. принял имущество наследодателя, в том числе земельный участок, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ исх. рег. № и сообщением по наследственному делу от ДД.ММ.ГГГГ исх. рег. №. Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес> Севастопольского участкового лесничества <адрес> площадью 83221+/-101 кв. м., кадастровый №, находящийся в собственности города Севастополя, существенно пересекает границы земельного участка истца. Считает, что земельный участок с кадастровым № был внесен в ЕГРН с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем за защитой своих прав истец обратился в суд и просит признать право собственности на земельный участок в порядке наследования и установить (признать) границы принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 750 кв. м., кадастровый №, в следующих координатах характерных точек:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
а также фактически просит исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 750 кв. м., кадастровый № (принадлежащего истцу), согласно установленных решением суда границ, из границ земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес> Севастопольского участкового лесничества «Сапун-гора», с кадастровым № (земельного участка лесного фонда).
Истец в судебное заседание не явился, был извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просил суд удовлетворить его исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен заблаговременно и надлежащим образом, направил письменные возражения, согласно которым в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, были извещены заблаговременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений на иск не предоставили.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что наследодатель Крысина М.И. являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 750 кв. м., кадастровый №. Указанный земельный участок принадлежал Крысиной М.И. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 04.04.2019 года по делу № № которым исковые требования были удовлетворены и было признано за Крысиной М.И. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 750 кв. м., кадастровый №.
В то же время, как следует из материалов реестрового дела и выписки из ЕГРН, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за городом федерального значения Севастополем.
Право на наследование, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
Согласно статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего ( наследство, наследственное имущество ) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Крысина М. И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла. После ее смерти открылось наследство, в том числе и в виде спорного земельного участка. Единственным наследником Крысиной М. И. первой очереди является ее сын Крысин А. А. – истец по настоящему делу.
Согласно сообщению нотариуса города Севастополя Шаньковой М.С., выданному Крысину А.А. ДД.ММ.ГГГГ, в состав наследственного имущества после смерти Крысиной М. И. не вошел земельный участок, площадью 750 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, с кадастровым №, поскольку право собственности на указанный земельный участок было признано за Крысиной М. И. Севастопольским городским судом – апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, однако в установленном законом порядке не было зарегистрировано в ЕГРН.
Между тем, по общим правилам, определенным ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Суд отмечает, что факт наличия права собственности у наследодателя на спорный земельный участок при отсутствии государственной регистрации такого права, может быть установлен судом на основании представленных наследником надлежащих доказательств, свидетельствующих о добросовестном приобретении наследодателем права собственности на спорное недвижимое имущество, что позволит включить в наследственную массу такое имущество.
Как уже было отмечено ранее, право собственности Крысиной М.И. на спорный земельный участок было признано Севастопольским городским судом путем вынесения апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу части 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 11 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Согласно положениям п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Принимая во внимание приведенные разъяснения, при разрешении данного спора следует исходить из того, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателей на имущество и истечении срока принятия наследства, их наследники вправе требовать признания за ними права собственности в порядке наследования. В свою очередь, такой способ защиты гражданских прав, как признание права, предусмотренного абзацем вторым ст. 12 ГК РФ, возможен лишь в том случае, когда в судебном порядке подтверждено наличие всех предусмотренных законом условий возникновения права, которые в настоящем деле отсутствуют ввиду отсутствия регистрации договора.
Более того, суд при принятии решения принимает во внимание, что отсутствие надлежаще оформленной государственной регистрации права не влечет отсутствие самого права на имущество. Государственная регистрация - это административное действие, которое не порождает прав и обязанностей, она лишь признает и подтверждает их возникновение, а не является основанием возникновения права собственности на имущество. Сама по себе регистрация права собственности по своей правовой природе как действие регистрирующего органа по удостоверению возникновения, ограничения, перехода или прекращения права на недвижимое имущество не является ненормативным правовым актом, порождающим правовые последствия для правообладателя. Акт государственной регистрации носит правоподтверждающий, а не распорядительный характер, свойственный правовым актам органов исполнительной власти. В действиях по проведению регистрации не выражаются какие-либо юридически властные волеизъявления регистрирующего органа, а действие акта регистрации не прекращается исполнением, как это свойственно ненормативным правовым актам. Ни акт регистрации, ни запись в реестре не являются ненормативными актами государственного органа, поскольку не адресованы определенному кругу лиц, не содержат властных предписаний и запрещений.
Указанная позиция обоснована определением Конституционного суда РФ от 05.07.2001 года №132-О, в котором сказано, что «государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов».
При таких обстоятельствах, суд считает, что у Крысиной М. И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, возникло право собственности на вышеуказанный земельный участок, право на который на день смерти не было зарегистрировано в ЕГРН, в связи с чем, исковое заявление Крысина А. А. в части признания за ним права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный ДД.ММ.ГГГГ с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка с координатами:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Как следует из выписки из ЕГРН и материалов реестрового дела, земельный участок, расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес> Севастопольского участкового лесничества <адрес> площадью 83221+/-101 кв. м., кадастровый №, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «отдых (рекреация), использование лесов»; сведения о данном объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что земельный участок, принадлежащий истцу, поставлен на кадастровый учет ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, что свидетельствует о том, что при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и определении его границ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца.
Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от 11 октября 2016 года, утвержденному распоряжениями Правительства РФ от 16.11.2016 года №2433-р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 года №23-ПП.
В силу положений статьи 14 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п. 5 ст. 15 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 года №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон №5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений. В соответствии со статьей 23 Закона №5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 года №188-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Аналогичные полномочия закреплены за Департаментом Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП.
В свете приведенных выше норм Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании не оспоренного и не признанного незаконным, то есть действующего распоряжения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере имущественных и земельных отношений, действуя в пределах своих полномочий и не имея оснований для отказа в принятии такого решения, осуществило государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового №.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу ФЗ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
Установлено, что на момент постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым № в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о земельном участке с кадастровым №.
Пунктом 3 части 17 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в период осуществления учетно-регистрационных действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Приказом Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 24 октября 2016 года №146-П «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» предусмотрено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке и не содержащих информации о местоположении их границ.
Таким образом, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя 24.11.2015 года осуществлено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым №.
Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и иных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым № имеет площадь 750 кв. м. и имеет пересечение границ с границами участка с кадастровым №. При этом установлено, что земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка с координатами:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Согласно письму Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № Крысиной М.И. было сообщено о том, что в отношении ее участка было принято решение об устранении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, которая должна быть устранена по истечении шести месяцев со дня принятия указанного решения, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об устранении выявленной реестровой ошибки.
Согласно с ч. 1 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление №10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:
техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;
реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом №218-ФЗ.
В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
При указанных обстоятельствах в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес> Севастопольского участкового лесничества <адрес> площадью 83221+/-101 кв. м.
При этом следует указать, что данное решение является основанием для исключения контура земельного участка с кадастровым № (принадлежащего истцу) согласно сведений о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости из границ земельного участка с кадастровым № (земельного участка лесного фонда) и внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым № (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.
Вместе с тем, поскольку в ЕГРН уже имеются сведения о характерных точках границ земельного участка истца с кадастровым № с указанием координат, с которыми истец согласен, его исковые требования в части установления границ земельного участка, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 750 кв.м., кадастровый №, с вышеуказанными координатами удовлетворению не подлежат, т.к. суд считает их излишне заявленными.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Крысина А.А. в части установления границ земельного участка и исключения из ЕГРН сведений о земельном участке являются частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать за Крысиным А. А. право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 750 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: РФ, город Севастополь, <адрес>, кадастровый №, в порядке наследования после смерти матери Крысиной М. И., умершей ДД.ММ.ГГГГ в г. Севастополе, РФ.
Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>, площадью 750 кв. м., с кадастровым №, принадлежащего Крысину А. А., согласно сведений о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес> Севастопольского участкового лесничества <адрес> с кадастровым № (земельного участка лесного фонда).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности Крысина А. А. на спорный земельный участок.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:003009:187 (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 15 июля 2021 года.
Судья В.В.Казацкий